Современные неоклассические направления
Основными направлениями современной неоклассической школы являются: монетаризм, теория экономики предложения, теория рациональных ожиданий, а также близкие к ним позиции занимает неолиберальное направление. Они имеют общую методологическую и теоретическую основу, восходящие к идеям А. Смита, Джевонса и А. Маршалла, но при этом акцентируют свое внимание на различных сторонах изучаемой экономической действительности.и направления имеют общею исходную методологическую и идейную основу, вооходящую к идеям А. анах и вошли в историб как рефорато
Монетаризм – это экономическая теория, исходящая из представлений о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и на ход экономических процессов. Поэтому монетаристы сводят управление экономикой, прежде всего, к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег. Концепция монетаризма наиболее полно выражена в работах М. Фридмена. В книге «Монетарная история Соединенных штатов 1867-1960гг.» (совместно с А. Шварц) он отстаивает позицию, согласно которой в долговременные периоды крупные изменения хозяйственной жизни связаны, прежде всего, с денежной массой и ее движением.
По его мнению, все крупнейшие экономические потрясения, включая Великую депрессию 1929-1933 гг., объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики. Влияние денег на экономическую активность не есть внешний (экзогенный) фактор хозяйства, а, скорее, наоборот, - внутренний (эндогенный). Спрос на деньги является одним из важнейших побудителей экономики.
В соответствии с монетаристской концепцией современные рыночные отношения представляют собой устойчивую, саморегулирующую систему, обеспечивающую экономическую эффективность. Важно также, что вмешательство государства в развитие экономики желательно и неизбежно, но не с целью корректировки рыночных механизмов кейнсианскими методами регулирования совокупного спроса, а для создания условий активизации конкурентных сил рынка при помощи рациональной денежной политики. В зависимости от реакции рынка на манипулирование денежной массой М. Фридмен и его последователи рассматривают две модели – краткосрочную и долгосрочную.
В краткосрочном плане увеличение денежной массы ведет к понижению процентных ставок и расширению спроса, сокращению безработицы. Однако если увеличение предложения денег повторяется неоднократно в течение длительного периода, то происходит интенсификация инвестиционного процесса. Это стимулирует рост объемов производства, продаж, доходов и спроса на деньги, что повышает ставку процента. Долгосрочный эффект такой политики – разрыв между движением нормы процента, изменением спроса на деньги и их предложением.
Цель долгосрочной денежной политики – это стабилизация инфляции и превращение ее в полностью прогнозируемую. С позиции монетаризма такая экономическая политика, ориентирующаяся не на краткосрочные изменения хозяйственной конъюнктуры, а на долгосрочные тенденции, наилучшим образом содействует поддержанию оптимальных темпов экономического роста.
В соответствие с «денежным правилом» М. Фридмана: среднегодовой прирост денежной массы может составлять 4-5% в год при среднегодовом увеличение реального ВНП примерно на 3% (это среднее значение реального экономического роста в долговременных интервалах) и незначительном снижении скорости обращения денег. Это означает, что денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и циклических колебаний конъюнктуры рынка или ограничивать рост денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать денежную массу.
Монетаристы полагают, что инфляция «всегда и везде представляет собой денежное явление» и порождено опережающим ростом денег в сравнении с производством. Они против социальных мер правительства, направленных на поддержку низкооплачиваемых слоев населения, полагая их неэффективными социальными действиями, т.к. они, в конечном счете, не улучшают, а ухудшают положение как малоимущих, так и всего народного хозяйства в виду раскручиваемой инфляции.
Теория экономики предложения воспроизводит в современных условиях многие положения неоклассической школы. Ее представителями являются американские экономисты А. Лаффер и Дж. Гилдер. Основная идея этой теории состоит в том, что надо стимулировать активизацию предложения продукта, а не подергать совокупный спрос государственному регулированию. По их мнению, главная беда современной экономики западного типа – зарегулированность рынков. Если последовательно провести дерегулирование, рынки восстановят свою эффективность и отреагируют повышением объемов производства. Таким образом, следует, прежде всего, воссоздать классический механизм накопления капитала и возродить свободу частного предпринимательства.
Конкретными мерами, направленными на реализацию целей политики государства в рамках теории экономики предложения, должны стать антиинфляционные меры в духе монетаризма, снижение налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций, сокращение дефицита государственного бюджета за счет сокращения государственных расходов, а также последовательная политика приватизации государственной собственности. Опираясь на теорию экономики предложения М. Тетчер, Р. Рейган К. Танака в 70-80 годы прошлого века провели серьезное реформирование хозяйственной системы в своих странах и вошли в историю как реформаторы консервативного типа.
Теория рациональных ожиданий начала развиваться в 70 – е годы XX века и поэтому считается одним из самых молодых направлений в современной экономической теории. Его представляют такие известные экономисты как Дж. Мут. Р. Луас и Л. Реппинг.
По мнению сторонников этой концепции, потребители принимают решения о текущем и перспективном потреблении, исходя из прогнозов будущего уровня цен на предметы потребления. Потребители стремятся к максимизации полезности и при этом способны предсказывать все возможные изменения в хозяйственной жизни, исходя из своего предыдущего жизненного опыта. Так как экономическая политика правительства в последние годы была дискретна, т.е. стимулировала занятость, либо была антиинфляционной, потребители научились приспосабливаться к этим изменениям и своим рациональным поведением сводят к нулю эффективность этой политики. Поэтому правительство должно создавать стабильные предсказуемые правила рыночного поведения, отказавшись от дискретной стабилизационной политики в духе кейнсианства.
Неолиберализм – это течение, которое исходит из основного принципа минимизации государственного воздействия на экономику и представления максимально возможной свободы действия производителям, предпринимателям и торговцам. Сторонники либерализма – тяготеют к так называемой чистой рыночной экономике, подверженной минимальному государственному регулированию.
Йозеф Шумпетер («Теория экономического развития») приходит к выводу, что в современной экономике главной движущей силой ее развития является свободное предпринимательство. Он уделяет большое внимание и считает решающим факторам экономической динамики нововведения, включая появление новых орудий производства, технологических процессов, материалов, сырья, освоение новых рынков, т.е. инновационный фактор. В то же время, согласно Й. Шумпетеру, огромную роль в экономике играют такие мотивы предпринимательства, как интерес к делу, стремление к успеху, воля к победе, радость творчества.
Фридрих Хайек относится к числу ярых сторонников либерализации экономики, свободных рыночных отношений. Он стал ведущим поборником рыночной экономики в XX веке, активным ее проводником. Он посвятил свои научные и публицистические труды доказательству превосходства рыночной системы ведения хозяйства над смешанной и тем более централизованной «командной» экономикой. Он отважился даже в тяжелые для капиталистической экономики 30-е годы критиковать Дж. Кейнса, находящегося в зените славы, за то, что последний выступал за государственное вмешательство в рыночную экономику.
Ф. Хайек придавал огромное значение механизму экономического саморегулирования посредством рыночных цен. В своей книге «Дорога к рабству» (1944) он утверждает, что всякий отказ от экономической свободы, от рыночного ценообразования неминуемо ведет к диктатуре и к экономическому рабству. Он утверждает, что социалистические идеи государственной экономики обречены на полный провал.
В практическом приложении идей неолиберализма к экономическим системам, переходящим на рыночные рельсы развития, велика заслуга Людвига фон Эрхарда – творца «немецкого чуда» («Благосостояние для всех»). Рост благосостояния он стремился обеспечить не путем усиления государственного патронажанад населением, обратной стороной которого является сковывание частной инициативы, а на основе разрушения старой консервативной социальной структуры и создания массовой покупательной способности всех слоев общества.
Преобразования, начатые в 1948 г., проводились жесткими директивными мерами на основании решений военной оккупационной администрации. Были проведены денежная реформа и либерализация цен, учрежден новый эмиссионный банк и утверждена нормативная база двухуровневой банковской системы. Дерегулирование цен и заработной платы была проведена вопреки давлению общественного мнения и советам оккупационных властей. Она осуществлялась не столь резко, как денежная реформа, но так же в довольно короткие сроки. Либерализация цен была направлена на коренное изменение принципов распределения ресурсов в экономике, отмену административного управления (централизованно направляемой, «принудительной» системы) и переход к установлению пропорциональности в общественном хозяйстве на основе рыночного механизма распределения.
Первые позитивные результаты реформ сказались очень быстро. Оправившись после ценового шока, экономика отреагировала увеличением объемов производства, ростом деловой активности не только в коммерческой области, но и в большинстве отраслей промышленности. Попытки руководителей ряда профессиональных союзов воспрепятствовать ослаблению государственного контроля над ценами не встретили поддержки большинства населения. Главная причина этого состояла в том, что люди быстро почувствовали первые положительные изменения в условиях социально-экономической жизни. Несмотря на то, что «стартовые условия» для многих были различными, каждый гражданин получил реальные возможности улучшения собственного материального и социального положения.
Были четко отрегулированы институционально-правовые вопросы функционирования рыночного хозяйства, создана собственная система антимонопольного законодательства. В области финансовой и денежно-кредитной политики последовательно осуществлялись характерные для традиций немецкой экономической науки идеи бездефицитного бюджета и устойчивости национальной валюты. Послевоенная Германия - по существу единственная в послевоенной Европе страна - долгие годы не знала инфляции.
Частично были реализованы государственные меры в области социальной политики, не допустившие резкой дифференциации в материальном положении различных групп населения и обеспечившие стабильные социально-политические условия экономического развития. В результате в послевоенной Германии сложилась высокоэффективная хозяйственная система, сохранившая преемственность национальных традиций и характеризующаяся важной экономической ролью государства при преобладании рыночного саморегулирования.