Отечественный и зарубежный опыт слияний (поглощений) предприятий.
Проблемы взаимоотношений менеджмента и акционеров.
Корпоративное управление Недостаточный уровень корпоративной культуры и управления постоянно провоцирует возникновение различных конфликтных ситуаций во взаимоотношениях менеджеров и акционеров.
Наиболее распространенные нарушения прав акционеров
нерегулярное и/или неполное информирование акционеров о результатах деятельности компаний, корпоративных событиях, затрагивающих их интересы и влияющих на стоимость принадлежащих им акций
прямой или косвенный контроль компаний и их менеджеров над регистраторами, которые осуществляют регистрацию имущественных прав акционеров
отказ регистрации передачи прав на акции во время их продажи одним акционером другому (или незаконная перерегистрация акций из простых в привилегированные с целью лишить их владельца права голоса)
дополнительные эмиссии акций, размещаемых среди аффилированных с менеджментом или крупными акционерами лиц
Отечественный и зарубежный опыт слияний (поглощений) предприятий.
В зарубежных исследованиях
При практическом осуществлении слияний и поглощений производятся как минимум два типа оценок стоимости компании: первый тип осуществляется внутренними силами компании-покупателя и является неотъемлемой частью процедуры должной проверки (duediligence); второй - независимыми оценщиками и не обязательно совпадает с первым по применяемым методикам и полученным результатам. Различие между двумя типами оценки существует по таким объективным причинам, как неодинаковый опит оценочной деятельности и разный доступ к информации у лиц, осуществляющих оценку, а также различие субъективных целей, преследуемых этими лицами.
Для оценки эффективности сделок слияний/поглощений используются различные подходы. Все существующие исследования по подходу к измерению результативности слияний и поглощений можно условно разделить на три группы.
1. Изучение доходности акций.
Данные работы, составляющие большинство исследований в данной отрасли, рассматривают аномальную доходность акций компаний в период появления информации о сделке. Преимущество метода заключается в непосредственном анализе влияния сделки на благосостояние акционеров.
2. Анализ финансовой отчетности.
Подход основывается на финансовой отчетности до сделки и после нее, фокусируясь на различных относительных показателях. Как правило, в качестве меры сравнения используются аналогичные неслившиеся компании.
3. Опросы менеджеров. Подход анализирует результаты опросов менеджеров, касающихся результатов сделки. Как правило, выводы, полученные из стандартизованных вопросников, обобщаются на всю выборку.
Отечественный анализ
Для оценки предприятий по доходу применяют два метода[
1. Метод капитализации используется в случае, когда ожидается, что будущие чистые доходы или денежные потоки приблизительно будут равны текущим или темпы их роста будут предсказуемыми. Причем доходы являются значительными положительными величинами, т.е. бизнес будет стабильно развиваться.
Суть метода капитализации заключается в определении величины ежегодных доходов и соответствующей доходам ставки капитализации, на основе которых рассчитывается цена компании.
2. Метод дисконтированных денежных потоков (discountcashflows - DCF) основан на прогнозних данных о денежных потоках компании. При их оценке должны учитываться ожидаемые темпы роста экономики и отрасли в целом, цикличность продаж компании. В прогноз должны закладываться также ожидаемые синергические эффекты и планы компании-покупателя в отношении развития покупаемой компании.
Метод сравнимых продаж трудоемок. Он заключается в анализе рыночных цен контрольных пакетов акций компаний-аналогов. Сравнительный поход включает следующие основне этапы оценки:
1. Сбор необходимой информации.
2. Составление списка аналогичных предприятий.
3. Финансовый анализ.
4. Расчет мультипликаторов.
5. Выбор величины мультипликатора.
6. Определение итоговой величины стоимости.
7. Внесение итоговых корректировок.
11(2) Корпоративное управление: суть, функции, задачи и способы реализации.
Сущность корпоративного издания определяется следующими направлениями: информирование персонала, клиентов, акционеров; публичный диалог между руководством, подчиненными, внешним окружением компании; консолидация коллектива; обмен передовым опытом; возможность для сотрудников реализовать свои идеи; формирование положительного имиджа компании в глазах сотрудников, клиентов, акционеров; нематериальная мотивация персонала
основных целей: создание единого информационного поля в рамках предприятия, повышение эффективности внутрикорпоративных коммуникаций, внутренний и внешний PR компании.
Корпоративное издание, как инструмент формирования доверия между руководством компании и сотрудниками. Определяет возможность наладить «обратную связь», быть посредником между руководством и рядовым сотрудником. В рамках данной функции происходит демонстрация открытости руководства, создание в коллективе чувства единой семьи, привлечение работников к сотрудничеству с администрацией, пробуждение у работников интереса к делам компании. С помощью корпоративного издания, возможно осуществление разъяснения политики компании, информирование о процессах, происходящих в компании, мотивации сотрудников и улучшение атмосферы внутри коллектива.