Валовой доход, совокупные издержки и прибыль
Альтернативные издержки и проблема экономического выбора
Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора— выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для кого производить, т. е. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов.
В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен подсчитать не только будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей, чтобы сделать оптимальный экономический выбор.
Альтернативные издержки производства являются основным движущим мотивом, заставляющим производителей максимизировать их прибыли.
Суть проблемы выбора в условиях ограниченности ресурсов можно понять, использовав кривую производственных возможностей (КПВ). КПВ – график, показывающий все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства альтернативных видов продуктов.
Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные издержки. КПВ имеет выпуклую форму. Это связано с тем что изменяя структуру производства мы последовательно вовлекаем в производство все большее количество малоэффективных ресурсов.
Точка С показывает производство в А1 и В1, точка D показывает, что будем производить продукции В2 больше, но продукцию А1 сократим. Точка Z показывает, что затратили ресурсы, но недополучили продукции А и В из-за безработицы, либо наводнения и т.п.
Альтернативная цена = А1*А2/В1*В2. Лучше всего, когда цена расположена ближе к середине.
Рынок и его функции
Рынок – как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также их торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая эк. интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен результатами труда. Назначение рынка: обеспечить функционирование в фазе обмена продуктами труда.
Функции:
Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. Не менее важная роль в осуществлении этой функции принадлежит конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат, рост производительности труда, внедрению прогрессивной технологии, повышению качества продукции. Межотраслевая конкуренция регулирует перелив капитала и заставляет направлять его в наиболее эффективные отрасли.
Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных Каждое предприятие имеет на продукцию одного назначения различные материальные и трудовые затраты. Поэтому цена является фактором, определяющим целесообразность производства продукции и оказания услуг.
Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.
Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной эк. Роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.
3.Спрос: законы, факторы.
Спрос - представляет собой платежеспособную потребность населения. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона. При этом значение имеют объем спроса и цена спроса.
Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени. Цена спроса – мах цена которую согласен заплатить покупатель при покупке определенного объема товара.
Зависимость объема спроса от цен устанавливается законом спроса: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Закон спроса устанавливает обратную зависимость м/у ценами и количеством товаров, которые будут куплены при каждой данной цене.
Закон спроса имеет графическую интерпретацию в виде кривой спроса. Важнейшим свойством кривой спроса является ее нисходящий (убывающий) характер.
На изменение спроса оказывают следующие факторы:
-доходы потребителей: При повышении доходов спрос на большинство товаров растет. Кривая спроса смещается вправо. Те товары, спрос на которые изменяется в обратном направлении по отношению к изменению доходов, называются товарами низшей категории. По мере роста доходов спрос на них уменьшается и кривая спроса смещается влево.
-демографические изменения
-вкусы и предпочтения потребителей; Благоприятное для данного продукта изменение вкусов или предпочтений, вызванное рекламой, изменениями моды вызовет увеличение спроса на него и, наоборот, неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса. Соответственно, кривая спроса будет смещаться в первом случае вправо, во втором случае – влево.
-потребительские ожидания; Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь больше. Ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.
4. Предложение: факторы, закон.
Предложение – то количество товара, которое находится на рынке, которое продается или может быть продано по определенной цене за определенный промежуток времени.
Основными показателями предложения выступают объем предложения и цена предложения. Объем предложения – то количество товаров, которое готовы продать продавцы. Цена предложения – мин. цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров.
Зависимость объема предложения от цен фиксируется законом предложения: величина предлагаемых товаров находится в прямой зависимости от цены единицы этого товара. Величина предложения возрастает с увеличением цены и падает при ее снижении.
Закон спроса имеет графическую интерпретацию в виде кривой предложения, имеющей положительный наклон.
Кривая предложения показывает, какое количество товара производители продали бы при определенном уровне цены.
Изменение предложения происходит за счет таких факторов как:
-Цен на производственные ресурсы. Могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствовать этому.
-Изменения в технологии производства. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести ед. продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения.
-Государственная политика в области налогообложения и субсидирования. Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение. Субсидии снижают издержки производства и увеличивают предложение.
-Ожидания продавцов. Ожидания изменения цены продукта в будущем могут повлиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время.
-Криминальный уровень
-Повышение производительности труда позволяет больше произвести продукции
Валовой доход, совокупные издержки и прибыль.
Валовой доход - исчисленный в денежном выражении суммарный годовой доход предприятия, фирмы, полученный в результате производства и продажи продукции, товаров, услуг. Величина дохода зависит от цены и объема реализованной продукции.
Совокупные издержки– это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции, т.е. это сумма постоянных и переменных издержек. Постоянные издержки— любые затраты в краткосрочном периоде, которые не изменяются с уровнем производства продукции. К ним относятся амортизационные отчисления, оклад управляющего персонала, арендная плата, страховые выплаты. Переменные издержки — издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема выпускаемой продукции. Если продукция не производится, то переменные издержки равны нулю. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, транспортные услуги; затраты на заработную плату рабочим и служащим и т. д.
Совокупные издержки увеличиваются по мере увеличения объема производства.
ПРИБЫЛЬ – это разница между валовым доходом и совокупными издержками производства.
Если валовой доход фирмы > сов-ых издержек, то фирма получает прибыль. Если сов-ые издержки > валового дохода, то фирма несет убытки. Если доход = издержкам, то предприятие функционирует в точке безубыточности, т. е., с одной стороны, не получает прибыли, но, с другой стороны, и не несет убытков.