Управленческое взаимодействие и его виды

Управление представляет собой многогранный процесс. Он включает в себя вы­работку и доведение решений до исполнителей, координацию их действий, полу­чение и анализ информации о результатах, корректировку и т. п. Все это происхо­дит в рамках постоянного взаимодействия субъектов управленческой деятельности (подразделений, должностных лиц и проч.).

По характеру такое взаимодействие может быть прямым или косвенным. Прямоепредполагает реальный контакт сторон; косвенноеподразумевает, что одна из них создает условия, при которых другая, несмотря на отсутствие каких бы то ни было специальных сигналов, выполняет то, что от нее требуется.

Если при контактах между элементами управленческой структуры отсутствует промежуточное звено, говорят о непосредственном взаимодействии. В крупных ор­ганизациях оно возможно лишь в ограниченных масштабах, и в большинстве слу­чаев субъекты контактируют опосредованно, через кого-то, скажем, заместителей или низовых руководителей.

Взаимодействие может быть связано с решением главных либо второстепенных проблем, осуществляться постоянно или эпизодически, как преднамеренно, так и случайно.

По содержаниюоно бывает техническим, информационным или администра­тивным.

Техническое взаимодействиеимеет место в рамках процессов, не относящихся с принятию решений (ведение делопроизводства, хозяйственное обслуживание, хранение документов и проч.).

В рамках информационного взаимодействиясубъекты обмениваются сведениями, необходимыми для ориентирования в ситуации выработки решений. Эти сведения бывают официальными и неофициальными.

В процессе административного взаимодействияосуществляются:

• передача вышестоящими звеньями управленческой структуры нижестоящим
полномочий и ответственности, текущих распоряжений, инструкций, рекомендаций;

• контроль их работы;

• координация действий и проч.

Административное взаимодействие между субъектами управления бывает вер­тикальным (субординационным и координационным) и горизонтальным (коорди­национным).

В рамках вертикального взаимодействияпроисходит интеграция всех звеньев и уровней управленческой структуры путем их подчинения руководящему центру. На основе горизонтального обеспечивается согласование их самостоятельных дей­ствий в интересах достижения общей цели.

Вертикальное взаимодействие осуществляется прежде всего с помощью распо­рядительства, под которым понимается выдача приказов, поручений и заданий ис­полнителям.

Распорядительство основано на субординации — служебном подчинении млад­ших старшим по рангу, обусловленном их односторонней юридической зависимо­стью. В соответствии с ней руководители имеют право отдавать распоряжения и требовать от подчиненных их неукоснительного выполнения.

Субъектами отношений субординации являются подразделения и управленче­ские должности разных уровней, которые находятся между собой в иерархическом соподчинении. Наиболее яркий пример распорядительства — линейное руковод­ство.

В то же время отсутствие соподчиненности также не есть признак равенства, ибс последнее часто бывает формальным при действительном неравенстве.

На практике любое иерархическое соподчинение быстро приходит в противоре­чие с реальными задачами и условиями управленческой деятельности и требует по­стоянных реорганизаций.

Сегодня при решении большинства проблем исполнителям приходится напря­мую взаимодействовать не только со своим руководителем, но и с параллельным» звеньями, функциональными службами.

Поэтому, чтобы их избежать, механизм субординации необходимо дополнять механизмом координации. Посредством ее происходят распределение видов дея­тельности организации во времени и пространстве, обеспечение целостности, ус­тойчивости, согласованности взаимодействия ее различных частей, отношений со средой, синхронизация и интеграция усилий, направленных на решение общих за­дач.

Координация бывает вертикальной и горизонтальной.

Вертикальнаяоснована на соподчиненности субъектов управления. В ее рамках вышестоящее звено теми или иными способами обеспечивает единство и согласо­ванность во времени и пространстве действий группы нижестоящих звеньев. Ее примером служит дирижирование оркестром.

Близким по сути координации является регулирование — деятельность по устра­нению отклонений от заданного режима функционирования. Но если в случае координации таких объектов бывает несколько, то регулироваться может и один.

Чем сложнее организация и сильнее взаимосвязанность ее подразделений, те« острее необходимость вертикальной координации и регулирования, которые осу­ществляются с помощью следующих рычагов.

Во-первых, стандартных правил и процедур, применяемых в простых повторяю­щихся ситуациях и позволяющих исполнителям в определенных рамках принимать решения автоматически или переложить их на «плечи» компьютеров (так называе­мая программируемая безличная координация).

Во-вторых, руководителей высшего ранга. Но их «пропускная способность» ог­раничена нормой управляемости, а поэтому рано или поздно становится фактором, лимитирующим возможности координации. Преодолевается он только за счет уве­личения числа координаторов, а соответственно, и уровней иерархии.

В-третьих, работников штабных подразделений, руководителей проектов, пред­ставителей высшего руководства, специальных комитетов, заказчиков и проч. Этот способ применяется на средних и низовых уровнях управления.

В-четвертых, целей, задач, лимитов ресурсов. Их четкое определение дает воз­можность подчиненным самостоятельно принимать решения, касающиеся путей и методов выполнения работ.

В-пятых, информирования, обеспечивающего понимание исполнителями общей ситуации, облегчающей ориентацию в ней.

В-шестых, целенаправленного формирования навыков работы, позволяю­щих выполнять ее не задумываясь (пригодно для самых простых видов деятель­ности).

Горизонтальное взаимодействие происходит между юридически равноправны­ми должностями и подразделениями одного уровня, но принадлежащими к разным «ведомствам» (поэтому в их отношениях отсутствует властность). Оно осуществляется с помощью горизонтальной координации, способами которой могут быть:

во-первых, прямые личные контакты между менеджерами, например в процессе взаимного консультирования, проведения совместно разработанных мероприя­тий, регулярных совещаний;

во-вторых, использование совещательных структур — специальных целевых групп, решающих задачи совершенствования механизма взаимодействия между субъектами управления;

в-третьих, неформальная непрограммируемая координация, основанная на инициативной деятельности рядовых сотрудников. Она предполагает взаимопонимание, знание ими соответствующих проблем и путей их решения, ощущения своей причастности к делам организации.

Но горизонтальная координация сложна ввиду различия, а порой и противоре­чивости интересов участников, особенно в условиях неопределенности и быстро­го изменения ситуации. Поэтому ее часто приходится дополнять для нахождения -общего языка» и экономии времени прямыми распоряжениями и вертикальной координацией.

ТЕМА 7 Организационный менеджмент

План

• Организационное проектирование

• Организационная структура

• Жесткие организационные структуры (функциональная, дивизиональная)

• Гибкие организационные структуры (проектная, программно-целевая, матричная, фрагментарная, адхократическая)

Наши рекомендации