При индивидуальном обслуживании покупателей
Операции процесса продажи | Методы выполнения операций |
1. Прием заказов | 1. Оформление цветных каталогов имеющихся в продаже товаров. |
2. Организация приема заказов в почтовых отделениях, оптовых базах, в пунктах на предприятиях-изготовителях. | |
3. Круглосуточный прием заказов по телефону с помощью записывающих устройств. | |
2. Комплектование заказанных товаров | Применение средств механизации и автоматизации при комплектовании товаров согласно произведенным заказам. |
3. Доставка покупок по указанному адресу и расчет | 1. Использование наиболее эффективных транспортных средств. |
2. Составление оптимальных графиков и маршрутов доставки. | |
3. Оформление продажи в кредит. |
тельно осматривают и выбирают нужные товары, а при необходимости — пользуются консультацией продавца. Отпускает товары продавец.
Основными элементами процесса продажи товаров по форме индивидуального обслуживания являются: ознакомление покупателей с ассортиментом товаров, расчет с покупателями, оформление и отпуск покупки.
Для ознакомления покупателей с ассортиментом товаров их выкладывают в основном на островном и пристенном оборудовании и прилавках, устанавливают ценники, организуют информацию о размещении товаров, оказываемых услугах, правилах работы магазина. Расчет за покупку ведется путем предварительной оплаты ее через кассу, размещенную в торговом зале магазина или на рабочем месте продавца. Товары отпускают, нарезая, взвешивая, отмеривая их, на рабочем месте продавца.
Форме с индивидуальным обслуживанием присущи следующие методы выполнения операций процесса продажи (табл. 4.5).
Эта форма торгового обслуживания занимает в общем объеме товарооборота второе место (после самообслуживания), но удельный вес ее постепенно сокращается. Применяется она в магазинах, которые
Операции процесса продажи | Методы выполнения операций |
1. Показ товаров | 1. Демонстрация товаров торговым персоналом. |
2. Выкладка образцов товаров с обозначением необходимых реквизитов на прилавках и в витринах. | |
3. Открытая для осмотра покупателями выкладка товаров на оборудовании в торговом зале. | |
4. Демонстрация товаров в действии. | |
2. Расчет, оформление, отпуск покупки | 1. Расчет за покупку на рабочем месте продавца. |
2. Расчет за покупку в узле расчета магазина (с выпиской или без выписки товарного чека). | |
3. Отпуск товаров на рабочем месте продавца | |
4. Отпуск товаров на контроле. |
требуют реконструкции для перевода на самообслуживание, а также там, где такой перевод в силу конструктивных особенностей торгового здания нецелесообразен.
Магазины, применяющие форму с индивидуальным обслуживанием, существенно замедляют торговый процесс, увеличивают затраты времени населения на приобретение товаров, имеют меньшую пропускную способность. В них менее эффективно используется торговая площадь, выше затраты ручного труда, требуется большая численность продавцов.
Рекомендуемые формы торгового обслуживания приведены втабл. 4.6.
Практически все продовольственные товары, как уже указывалось, могут продаваться по форме самообслуживания. По каталогам могут продаваться любые товары, как продовольственные, так и непродовольственные. Наиболее широкое распространение форма торгового обслуживания но каталогам получила в сельской местности, где недостаточно развита стационарная торговая сеть.