Виды конкуренции в социально-культурной сфере
Конкуренция в социально-культурной сфере возникает и между объектами, не обладающими свойствами взаимозаменяемости, например, при наличии возможности удовлетворения сразу нескольких и очень разных культурных потребностей за небольшой отрезок времени. Подобное соперничество основано на конкуренции самих потребностей. Рыночный механизм при этом является решающим экономическим условием развития культуры, выдвигая на первый план предпринимательство и использование законов здоровой конъюнктуры.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной или совершенной конкуренции, то есть когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью предлагаемого продукта труда, свободным доступом фирм на рынок товаров и услуг, отсутствием контроля над ценами. При совершенной
конкуренции ни один из субъектов рынка не в состоянии воздействовать на рыночную цену, равновесная величина которой обеспечивает соотношение между предложением и платежеспособным спросом.
На динамику спроса воздействуют такие факторы, как (2;115-118):
♦ потребительские вкусы,
♦ доходы потребителей,
♦ цены на сопряженные товары или услуги,
♦ число потребителей,
♦ потребительские ожидания.
На объем предложения, помимо цены, влияют неценовые детерминанты:
♦ уровень технологии и организации производства,
♦ цены на средства производства, сырье, материалы, рабочую силу,
♦ налоги и субсидии,
♦ число производителей данного продукта на рынке,
+ цены на другие товары,
♦ потребительские ожидания.
В чистом виде совершенная (свободная) конкуренция занимает в современном рынке не слишком большое место. С другой стороны, и чисто монопольный рынок - это скорее теоретическая возможность. Наиболее близким к реальности представляется наличие промежуточной зоны, в которой весомыми факторами объема продаж оказываются не сниженные цены, а дифференциация свойств самого продукта и меры по его реализации.
В условиях несовершенной конкуренции практически в каждой отрасли производства господствует одна или несколько крупных корпораций, являющихся монополистами. Они используют полный набор инструментов власти - над ценами, издержками, поставщиками, потребителями, обществом и правительством, ограничивают другим компаниям выход и вход в данную сферу рыночной деятельности. Последствия такой конкуренции усиливают неравенство в доходах, перераспределение их в пользу монополий и в ущерб мелких и средних предпринимателей, приводят к социальному расслоению и снижению жизненного уровня народа в целом.
Недобросовестная конкуренция, злоупотребление господствующим положением на рынке в большинстве стран запрещается нормами антимонопольного законодательства по защите конкуренции, по охране прав потребителей, контролю за монополиями, а также гражданским и уголовным кодексами.
Интересам потребителей и общества в целом в наибольшей мере отвечает конкуренция качества, предполагающая соперничество производителей на основе превосходства параметров качества товаров и услуг, более эффективных методов реализации, применения маркетинга и т.п.
Социальные пробелы рыночной системы, особенно на начальных этапах эволюции, связаны с социальной дифференциацией, давлением одних
слоев населения на другие, выражающиеся в таких факторах, как различные способности индивидов, их стремление к выигрышу, к опережению соперников.
Рыночная экономика по своей природе предполагает определенное социальное выравнивание на основе таких факторов, как компромиссный характер самого рынка. Усиление конкуренции повышает интерес рынка к росту массового спроса, то есть к общенациональным масштабам дохода. Этой цели служат такие направления социальной политики, как: социальное страхование; социальная защита занятых (система договоров); политика в области оплаты труда (гарантированный минимум); повышение спроса на труд и жилищная политика (8; 162).
Уровень потребления социальных благ (помимо материальных) характеризует социальные условия, окружающие человека в жизни, в сферах образования, культуры, здравоохранения, отдыха и развлечения, а также степень свободы личности и ее самореализации.
На достижение указанных целей (полное удовлетворение потребностей населения и получение предпринимательской прибыли) ориентировано социально-рыночное хозяйство, в котором государство рассматривается как организатор хозяйственного развития общества, призванный способствовать стимулированию прибыли, эффективной занятости населения, экономическому равновесию между предпринимателями и наемными работниками, проведению активной политики доходов путем их перераспределения, аккумуляции средств для финансирования социальных программ (3;248).
Достигнутая в условиях рыночной конкуренции удовлетворяющая большинство населения социально-культурная обеспеченность может соотноситься с качеством жизни.
2.4. Товар в социально-культурной сфере и платежеспособный спрос
Конкурентно-рыночное хозяйство -хозяйство товарное. Понятие товар согласно неоклассической теории означает любую полезную вещь, произведенную трудом человека как в сфере материального, так и в сфере нематериального производства. Товар или услуга имеют трудовую природу, удовлетворяют ту или иную потребность человека, их можно продать на рынке благ (товаров и услуг). При этом услугаможет быть оказана либо вещью, то есть при помощи товара (материальные услуги), либо в процессе функционирования самого живого труда.
Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их производство неотделимо от потребления. С потреблением совпадает и создание подобного рода услуг.
fffp
Таким образом, продукт труда и его результат имеют не только вещественную форму. К примеру, организация концертных выступлений, услуги по реализации путевок, врачебная помощь, работа воспитателя и т.п. Целью подобной социально-экономической деятельности является увеличение общественного богатства в непроизводственной форме его проявления. Как и любой товар, нематериальная услуга имеет потребительную и меновую стоимость.
Культурное богатство общества с экономической точки зрения представляет собой массу продуктов культуры, причем отдельный продукт является элементарной формой этого богатства, способного удовлетворять общественно признанные социально-культурные потребности людей. Можно согласиться с эквивалентностью употребления таких терминов, как культурное благо, творческий продукт и продукт социально -культурной сферы (33;63).
В экономике социально-культурной сферы рассматриваются только те культурные блага, которые обладают общественной потребительной стоимостью и полезностью. Они подразделяются на естественные блага и блага, являющиеся продуктами общественного труда. Общественный труд необходим и для обеспечения доступа к естественным благам либо для ухода за ними.
Работники культуры направляют свои творческие способности на производство, воспроизведение, исполнение, распространение и сохранение социально-культурных благ.
Культурные блага, творческие продукты и продукты социально - культурной сферы имеют определенную потребительную стоимость, являя собой товары и услуги.
Продукт творческого труда в сфере культуры - понятие сложное и противоречивое. Здесь, по мнению К.Маркса, определение количества труда, требующегося для получения определенного результата, является столь же гадательным, как и самый результат (20;т.26,ч.1, с.261). Тем не менее, киносеанс, спектакль, концерт, рукопись и т.п. можно с уверенностью назвать товаром, то есть продуктом труда, произведенным для купли - продажи на рынке.
Конечный продукт общественно организованного творческого труда, к примеру, в организациях исполнительского искусства предстает в виде культурной услуги -услуги театра, цирка или концертной организации. При этом качественные и количественные характеристики культурных услуг интегрируют как свойства самого художественного продукта, так и параметры условий его потребления. Например, в качестве театральной услуги находят выражение талант артистов, качество самого спектакля как сценического произведения, условия его восприятия (видимость, слышимость, комфорт). Количество же предоставляемых театральных услуг определяется числом представлений и вместимостью зрительного зала, где играются спектакли.
36
Что касается таланта, то без него нет творческой деятельности вообще. С экономической точки зрения талант относят к исключительным, созданным природой, благоприятным условиям для самой высокой производительной силы труда, благодаря которой создаются произведения -оригинальные, единственные, неповторимые культурные блага, становящиеся национальным достоянием. В процессе производства духовных ценностей, кроме столь специфических факторов производства, как талант, творческие способности, личная энергия, энциклопедичность образования, новаторство, используются:
♦ производственные средства культуры (музыкальные инструменты,
кисти, театральные костюмы, декорации и др.),
♦ информационные средства культуры (видео-, радио, звукозаписы
вающая и телевизионная техника),
♦ предметы культуры в виде пригодных для продажи товаров духов
ного производства (картины, литературные сценарии, музыкальные со
чинения, кинофильмы и т.п.),
♦ услуги, выполняющие непосредственно творческую функцию (ра
бота театрального актера, концерт эстрадного исполнителя, дирижерс
кая деятельность, руководство профессиональным хором, педагогичес
кая деятельность, публичное выступление писателя и т.п.),
♦ услуги, выполняющие функцию передаточного механизма в куль
туре (книговыдача, кинопрокат, прокат видеопродукции, театральных
костюмов, реализация предметов художественного творчества, печатной
продукции и т.п.).
Исполнители труда в процессе творчества — не посредники между сырым материалом и готовым товаром; их деятельность сама по себе потребительская продукция. Лица, наделенные ярким, неповторимым талантом мастера в различных видах творческого труда (в свободных профессиях это выражается особенно рельефно), всегда выступают творящими собственниками, реализующими свое суверенное авторское право на собственный дар и знания.
Ценообразование в персонифицированном бизнесетесяо связано с такими специфическими элементами себестоимости, как плата за талант, за уникальность произведения, за популярность. В отличие от цен, складывающихся в материальном производстве и имеющих осмысленную, целесообразную основу, цена социально-культурной услуги может быть определена в единстве ее иррациональной формы и рационального содержания. Потребляя подобную услугу, человек интуитивно сравнивает ее полезность с полезностью других товаров, от которых ему, в силу ограниченности собственных доходов, приходится отказаться.
Предложение товара в социально-культурной сфере, как правило, свободное (иногда без обязательств, с целью выяснения спроса), инициативное и новационное. Формирование спроса на товары и услуги этой сферы
происходит в зависимости от эффекта дохода потребителей, получаемого в материальном производстве.
Потребитель культурных услуг выступает одновременно как совокупность отдельных индивидуумов, социальных или возрастных групп и как общество в целом. Уровень потребления непосредственным образом зависит от платежеспособного спроса, от доступности действующих цен для различных групп населения и их реальных доходов.
Платежеспособный спрос на услуги организаций и учреждений культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения определяется, во-первых, абсолютной величиной денежных доходов населения и, во-вторых, той долей, которая остается у людей после удовлетворения ими материальных потребностей насущного характера.
Общая величина платежеспособного спроса на товары и услуги социально-культурной сферы может быть выражена в виде формулы:
So = Sn + Sk (4), где:
So - совокупный платежеспособный спрос в социально - культурной сфере,
Sn - величина суммарного индивидуального спроса,
Sk - суммарный коллективный спрос.
Величина спроса весьма подвижна, а его структура зависит от таких обстоятельств, как половозрастной состав населения, уровень его образования, удаленность от места жительства очагов социально-культурного обслуживания, качество предлагаемых услуг и т.п. Эластичность спроса, к примеру, в сфере культуры невелика и определяется не столько ценой билета, сколько популярностью исполнителя и духовными потребностями данного состава зрителей, читателей, слушателей.
На величину спроса воздействуют ассигнования федерального и местных бюджетов, а также та часть фондов социального развития, которые образуются на предприятиях за счет части прибыли и могут быть направлены для удовлетворения социально-культурных потребностей работающих (на оплату аренды залов, оплату концертов, вечеров отдыха, содержание творческих коллективов, библиотек, музеев, учебных и лечебных учреждений, социальных служб и др.).
Научный инструментарий прогнозирования поведения потенциальных потребителей социально-культурных ценностей, их шкала предпочтения под влиянием изменения доходов, роста или снижения цен на товарном рынке, последствия воздействия рекламы разрабатывается в системе социального мониторинга, без которой овладение рынком в социально-культурной сфере затруднительно (40;53).
С учетом объективной величины и структуры совокупного платежеспособного спроса должно строиться и предложение в сфере культуры, на основании сбалансированности величин которых устанавливается равно-
веснаяцена. Особенно это касается театральных премьер, концертов, других форм исполнительского искусства.
Цена функционально отражает размер затрат и потребительского эффекта, заложенных в результате культурной деятельности (товаре или услуге). Кроме сбалансированности, цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.
Цена на услуги социально-культурных учреждений должна возмещать затраты, давать прибыль и быть доступной для широкого круга потребителей. В случае, если цена превышает издержки культурного обслуживания, можно говорить о рентабельности услуг социально-культурного характера. В противном случае возникает необходимость дотации, дополнительных средств.
Любопытно, что две трети расходов ленинградских театров на исходе 80-х годов восполнялось доходами, то есть кассовым сбором. Соотношение доходов и расходов, к примеру, в БДТ равнялось 84 %, в театре имени Ленсовета - 100 %, а в театре Комедии - 117% (43;42).
Рыночная экономика покоится на свободных ценах, складывающихся под воздействием спроса и предложения, но модель цены должна стимулировать рентабельность наполняемостью залов, учебных аудиторий, поиском зрителя, слушателя, потребителя социально-культурной деятельности.