Проблема экономического выбора

Любое общество заинтересовано в эффективном использовании ресурсов и получении при этом наибольшего количества экономических продуктов. Для этого оно стремится полностью занять свои ресурсы и добиться полного объема производства. Под полной занятостью ресурсов понимается использование всех пригодных для производства ресурсов: рабочей силы, пахотных земель, производственных зданий, оборудования и т. п. Полный объем производства означает, что ресурсы надо распределять эффективно, чтобы обеспечить наибольший выпуск продукции, следующим образом:

1) их надо использовать там, где они принесут наибольшую пользу (не стоит, например, труд пианиста использовать при уборке картофеля);

2) необходимо применять наилучшие из имеющихся технологий (не стоит, к примеру, в современных условиях убирать пшеницу косой, а автомобили изготавливать так, как это делалось в прошлом веке).

Поскольку ресурсы редки и ограниченны, то даже при полной их занятости и полном объеме производства невозможно обеспечить неограниченный выпуск всей необходимой продукции, что, в свою очередь, свидетельствует об ограниченности производственных возможностей общества. Таким образом, в каждый данный момент можно производить лишь определенное количество той или иной продукции и не более. Отсюда возникает необходимость решения следующей проблемы: какую продукцию следует производить, а от какой отказаться.

В экономической науке такая проблема носит название проблемы выбора, решая которую, общество стремится дать ответы на три фундаментальных вопроса:

1) что нужно производить и в каком количестве?

2) как и кто должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

3) для кого производится продукция, кем она будет потребляться?

Проиллюстрировать экономический выбор можно с помощью кривойпроизводственных возможностей, которая строится на основе шкалы производственных возможностей (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Возможности производства продуктов А и Б

при полном использовании ресурсов

  Вид продукта Производственные альтернативы
А Б В Г Д
Продукт А
Продукт Б

Предположим, что экономика производит не бесчисленное количество продукции, а лишь два продукта – А и Б. Из данных таблицы видно, что одновременно экономика может производить 1 ед. продукта А и 9 ед. продукта Б. Но если экономика будет производить 2 ед. продукта А, то производство продукта Б составит 7 ед. Таким образом, экономика должна жертвовать количеством одного продукта, чтобы производить больше другого продукта. Один продукт как бы трансформируется (превращается) в другой. Поэтому кривая производственных возможностей АД называется также кривой трансформации (рис. 2.3)

Проблема экономического выбора - student2.ru

Рис. 2.3. Кривая производственных возможностей

Из рисунка видно, что каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. При этом предполагается, что все ресурсы экономики использовались полностью, а она функционировала на грани своих производственных возможностей и была эффективна.

В случае, когда ресурсы используются неудачно, экономика будет находиться не на кривой трансформации, а под кривой – в точке Е. Это свидетельствует о неэффективности ее функционирования. Производство в точке К вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границей производственных возможностей, у общества нет необходимых для этого ресурсов. Таким образом, экономика работает эффективно, когда она находится на границе производственных возможностей, а не под ней или за ее пределами.

Производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой сокращение производства другого продукта. Из-за ограниченности ресурсов экономика должна жертвовать выпуском одних продуктов, чтобы добиться увеличения производства других. Те издержки, или расходы ресурсов, на производство одного продукта, от которых следует отказаться ради производства другого, называют вмененными (альтернативными ) издержками. Переключение ресурсов из одной сферы в другую обусловливает действие закона возрастающих вмененных издержек, графическим изображением которого и является кривая производственных возможностей. Суть этого закона в следующем: производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством другого продукта.

Те жизненные блага, которых мы лишаемся, когда выбираем иной вариант своих экономических действий, нежели тот, который мог принести нам эти блага, называются альтернативной стоимостью. В нашем примере количество недопроизведенного продукта Б, производством которого пришлось пожертвовать для получения дополнительной единицы продукта А, и есть альтернативная стоимость этой единицы: при увеличении производства продукта А с 1 до 2 ед. производство продукта Б сократилось на 2 ед. (с 9 до 7 ед.), что и составляет величину альтернативной стоимости. Это «цена» экономического выбора.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Потребности – нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.

Экономические интересы – осознанные потребности, которые человек стремится реализовать в своих действиях.

Производство – целенаправленная деятельность людей, в процессе которой они изготавливают все то, что служит удовлетворению их материальных и духовных потребностей.

Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение веществ и сил природы и приспособление их для удовлетворения его потребностей.

Предмет труда – то, на что воздействует человек в процессе труда.

Средства труда – то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда.

Средства производства – совокупность предметов и средств труда.

Рабочая сила – способность человека к труду; совокупность физических и интеллектуальных качеств человека.

Производительные силы – совокупность средств производства и рабочей силы.

Производственные отношения – отношения, складывающиеся между людьми в процессе организации и осуществления производства.

Индивидуальное производство – производственная деятельность в рамках отдельного индивидуального производителя (предприятия или фирмы).

Общественное производство – совокупность взаимосвязанных между собой предприятий, фирм и производственной инфраструктуры.

Воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс производства.

Простое воспроизводство – постоянное возобновление производства в неизменных масштабах.

Расширенное воспроизводство – возобновление производства в увеличивающихся масштабах.

Убывающее воспроизводство – возобновление производства в объемах, меньших, чем в предыдущем периоде.

Распределение – фаза воспроизводства, на которой совершается разделение изготовленного продукта между участниками производственного процесса в определенных пропорциях, в соответствии с их участием в этом процессе.

Обмен – взаимообратный процесс, состоящий в передаче одним субъектом другому всего необходимого для удовлетворения потребностей.

Потребление – процесс удовлетворения потребностей.

Ресурсы– все, что может использоваться для производства.

Факторы производства – реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.

Благо – продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность; все, что нужно человеку и приносит ему пользу.

Эффективность производства – соотношение величины конечного результата производства с величиной ресурсов, затраченных на его изготовление.

Вмененные, или альтернативные, издержки – расходы ресурсов на производство одного продукта, от которых следует отказаться ради производства другого.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ

1.Что такое потребности и какова их структура?

2.Что из себя представляют интересы и какая связь существует между категориями «интересы» и «потребности»?

3.Какими свойствами обладают потребности и ресурсы?

4.Какие три главных вопроса решает экономика?

5. Что такое вмененные издержки?

6. Что иллюстрирует кривая производственных возможностей?

7. Что такое экономическая эффективность?

ТЕСТЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Рабочая сила представляет собой:

а) трудовую деятельность;

б) средство производства благ;

в) состояние духа человека;

г) совокупность способностей человека для трудовой деятельности.

2. Предметом труда является:

а) средство, с помощью которого производится продукт;

б) то, на что направлен труд и из чего в результате получается продукт труда;

в) совокупность материальных ресурсов;

г) продукт процесса производства.

3. К средствам труда относится все то:

а) из чего получается продукт труда;

б) на что направлен человеческий труд;

в) с помощью чего человек воздействует на предмет труда;

г) чем обладает человек.

4. Каждая точка кривой производственных возможностей характеризует:

а) минимальный объем выпуска продуктов;

б) максимальный объем выпуска продуктов;

в) лучшие комбинации выпуска продуктов;

г) альтернативные комбинации продуктов при заданном количестве ресурсов.

5. Какой элемент первичен:

а) интересы;

б) производство;

в) потребности.

6. Предположим, что все ресурсы в экономике используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого. Экономисты назовут такую ситуацию:

а) эффективной;

б) неэффективной;

в) административно-командной экономикой;

г) экономическим кризисом.

7. Альтернативная стоимость строительства детского сада – это …

а) расходы на оплату труда персонала детского сада;

б) затраты на строительство детского сада в текущих ценах;

в) другие товары и услуги, от которых придется отказаться в пользу строительства детского сада.

8. С проблемой какого выбора сталкивается общество:

а) превышения доходов над расходами;

б) сбалансирования экспорта и импорта;

в) экономии средств для того, чтобы сократить государственный долг;

г) наиболее рационального распоряжения ограниченными ресурсами.

Задание 1. Вам предложили в выходной день распространять газеты и журналы за 5 долларов. Вместо этого вы зашли в кафе и потратили 3 доллара. Каковы альтернативные издержки выходного дня?

Задание 2. Профессор Сидоров – самый известный и наиболее оплачиваемый преподаватель в университете. Оплата его труда в 2 раза выше. Чем у коллег. Кроме того. Он быстро набирает тексты своих статей на компьютере, печатая со скоростью 300 знаков в минуту. Стоит ли ему нанимать секретаря, если лучший секретарь, которого он может нанять, печатает не более 200 знаков в минуту? Почему?

ОТВЕТЫ К ТЕМЕ 2

1.– г); 2.– б); 3.– в); 4.– г); 5.– в); 6.– а); 7.– в); 8.– г).

Задание 1. Вы отказались от 5 долларов, которые могли бы заработать и дополнительно потратили в кафе еще 3 доллара. Таким образом, 5+3 = 8 долларов. Следовательно, альтернативные издержки выходного дня составили 8 долларов.

Задание 2. Профессор Сидоров наймет секретаря, чтобы высвободить больше времени для своей основной работы, где его экономическое преимущество над конкурентами наиболее велико (в 2 раза), в то время как в роли секретаря его эффективность больше только в 1,5 раза (300 знаков/мин. : 200 знаков/мин.).

Тема 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Цель темы – выяснить, что такое экономическая система, какую роль в экономической системе играют отношения собственности, ознакомиться с типологией экономических систем и важнейшими формами общественного хозяйства.

План темы

3.1. Сущность, структура и функции экономической системы.

3.2. Собственность в экономической системе: сущность, типы, формы и виды.

3.3. Типы экономических систем.

3.4. Натуральное и товарное хозяйство. Деньги.

Наши рекомендации