Общая характеристика и анализ предметной области
АННОТАЦИЯ
Объектом курсового проектирования является компания по производству и реализации бутилированной воды ООО «Спектр», где изначально проходила производственная практика.
В процессе работы проведены: обследование предметной области, разработка моделей системы массового обслуживания покупки и продажи бутилированной воды «как есть» и «как будет». Проведено сравнение результатов имитационного моделирования и аналитического решения задачи поступления заявок от клиентов.
ВВЕДЕНИЕ
Имитационное моделирование - это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему и с ней проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация - это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте).
Имитационное моделирование — это метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. Такую модель можно «проиграть» во времени как для одного испытания, так и заданного их множества. При этом результаты будут определяться случайным характером процессов. По этим данным можно получить достаточно устойчивую статистику.
Имитационное моделирование позволяет имитировать поведение системы, во времени. Причём плюсом является то, что временем в модели можно управлять: замедлять в случае с быстропротекающими процессами и ускорять для моделирования систем с медленной изменчивостью. Можно имитировать поведение тех объектов, реальные эксперименты с которыми дороги, невозможны или опасны.
Решение задачи имитационного моделирования состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение двух факторов: затрат на содержание обслуживающих устройств и затрат на пребывание в очереди. Эти вопросы зачастую связаны с такими переменными, как время и частота поступления транзактов, время обслуживания и использование определенного числа точек обслуживания. Изменение этих переменных меняет качество обслуживания транзактов.
В данной работе рассматривается моделирование и имитация, анализ и оптимизация бизнес-процессов ООО «Спектр». Многие строительные компании сталкиваются с такими типичными проблемами как, ожидания рассмотрения документов. Многие проблемы решаются с внедрением автоматизированной системы. Одной из которых является отслеживание результатов работы - мониторинг деятельности компании в реальном времени.
Целью данной курсовой работы является разработка модели массового обслуживания обработки заявок ООО «Спектр» г. Дюртюли» (отдела договорной и нормативной работы) для определения оптимальной организации обработки документов клиента.
Для достижения необходимо выполнение следующих задач:
- обследование предметной области;
- построение модели системы массового обслуживания;
- исследование модели;
- анализ результатов имитационного моделирования и принятие аналитического решения.
При реализации модели системы массового обслуживания используется приложение Arena 9.0, отчеты по результатам проведения моделирования формируются при помощи пакета Crystal Reports.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Теоретические положения
Модель – это описание объекта (предмета, процесса или явления) на каком-либо формализованном языке, составленное с целью изучения его свойств. Такое описание особенно полезно в случаях, когда исследование самого объекта затруднено или физически невозможно. Чаще всего в качестве модели выступает другой материальный или мысленно представляемый объект, замещающий в процессе исследования объект-оригинал. Процесс построения модели называется моделированием.
Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Система массового обслуживания (СМО) — система, которая производит обслуживание поступающих в неё требований. Обслуживание требований в СМО производится обслуживающими приборами. Классическая СМО содержит от одного до бесконечного числа приборов. В зависимости от наличия возможности ожидания поступающими требованиями начала обслуживания СМО подразделяются на:
- системы с потерями, в которых требования, не нашедшие в момент поступления ни одного свободного прибора, теряются;
- системы с ожиданием, в которых имеется накопитель бесконечной ёмкости для буферизации поступивших требований, при этом ожидающие требования образуют очередь;
- системы с накопителем конечной ёмкости (ожиданием и ограничениями), в которых длина очереди не может превышать ёмкости накопителя; при этом требование, поступающее в переполненную СМО (отсутствуют свободные места для ожидания), теряется.
Общая характеристика и анализ предметной области
В данном подразделе приводится краткое описание бизнес-процессов деятельности компании по производству газированной воды.
ООО «Спектр» предоставляет полный комплекс услуг в области производства и реализации бутилированной воды: выполнение функций заказчика, производство экологически чистой бутилированной воды, доставка в пункты продаж, доставка воды на дом и офисы, разработка договорной базы, ориентированной на укрепление позиций клиента;
Организационная структура ООО «Спектр» представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 Организационная структура ООО «СПЕКТР»
Управляющая компания ООО «Спектр» является коммерческой организацией, целью которого является:
- Выпуск и реализация бутилированной воды;
- выполнение работ, связанных с реконструкцией и технологическим перевооружением предприятий и производств, ускорением научно - технического прогресса, повышением качества, развитием производства товаров, оказанием услуг;
- проектно-изыскательские работы;
- осуществление торгово – закупочных и посреднических операций;
- научно – изыскательские, экспериментальные и внедренческие работы в области производства;
- оказание услуг по доставке воды клиенту;
Входной информацией для отдела договорной и нормативной работы является вопросы, задаваемые клиентами, заявления клиентов, а также необходимые для заключения данные.
Выходной информацией является :
- Получение ответа специалистами на вопросы клиента;
- выдача договоров;
- отказ в заключение договора;
- отказ клиента от заключения договора.
На основе обследования предметной области была разработана функциональная модель данной предметной области с помощью средства BPwin. На рисунке 1.2 представлена контекстная диаграмма верхнего уровня декомпозиции данной модели.
Рисунок 1.2 Контекстная диаграмма верхнего уровня функциональной модели
Диаграмма первого уровня декомпозиции функциональной модели представлена на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 Диаграмма первого уровня декомпозиции функциональной модели
В диаграмме, изображенной на рисунке 1.2, описаны основные процессы, протекающие в ООО «Спектр». И для анализа данных процессов необходимо построение модели СМО.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Построение модели СМО