Молодежное движение Молодежное движение в США в 1960-1970-е гг.
молодежное движение в США 1960-70-е.
60-е гг. стали для США периодом резкого обострений социально-политических конфликтов. Развитие государственно-монополистического капитализма, не избавив американское общество от классовых антагонизмов, породило целый ряд новых противоречий, привело к росту недовольства широких слоев населения, подъему массовых демократических движений. Их составной частью было молодежное и студенческое движение. Молодежь шла в первых рядах движения за гражданские права негров, за прекращение агрессии США в Юго-Восточной Азии.(случай когда негр захотел поступать в универ Миссисипи но местные власти не разрешили но суд разрешал). Выступления студентов за свои права, за демократизацию системы образования охватили университеты и колледжи по всей стране. Идейные искания прогрессивно настроенного студенчества были направлены на определение путей ликвидации" недостатков" общества и на обоснование места и роли интеллигенции в общественной жизни. Изменения в мировоззрении значительной части студенчества, стремление к активной политической деятельности обусловили возникновение и развитие леворадикальных; студенческих организаций. Эти организации, прежде всего СДО и СККНД (Студенческий координационный комитет ненасильственных действий), составили основу "нового левого" движения, которое играло ведущую роль в подготовке и проведении массовых выступлений протеста молодежи против расизма и войны. Решающее воздействие на изменения в молодежном, движении оказали сдвиги во внутреннем положении США и международной обстановке в целом. Экономический кризис 1974-1975 гг. серьезно ухудшил социальной!. экономическое положение трудящейся и учащейся молодежи, выдвинул новые проблемы перед молодежным движением. Прекращение войны во Вьетнаме ликвидировало один из основных источников протеста молодежи. Молодежное и студенческое движение 60-х - начала 70-х гг. оказало заметно воздействие на общественно-политическую жизнь США. И это воздействие было- ощутимым, на протяжении всех 70-х гг. Молодежь сумела добиться определенного улучшения своего положения. Возрос образовательный уровень, улучшилась профессиональная подготовка, совершенствовалась система материального обеспечения студентов. Некоторые сдвиги произошли в положении негритянской молодежи.
Снижение возрастного избирательного ценза до 18 лет и отмена призыва в армию также были серьезными достижениями молодежного движения. Студенчество добилось увеличения своей роли в управлении высшими учебными заведениями и в определении содержания обучения.
3 потока в молодежном движении:
1. ультралевые анархистские
2. либеральное студенчество
3. хиппи.
1st этап: эмоциональные взрывы против морали, порабощения личности.
Хар-рные черты:
1. студенты крайне негативно относились к рабочему движению, профсоюзам и т.д.
2. острое восприятие расовой проблемы
3. против использования студентов в военных целях
4. программа борьбы с нищетой
5. введение самоуправления в университетах.
Лозунг: «Вся власть студентам».
Студентов поддержали профессора и преподаватели университетов.
2-й этап: 1965-1975гг.
1. изменение отношения к профсоюзам и рабочему классу: признание их авангардной роли
2. изменение отношения к марксизму: критика капитализма
3. исключение из движения террористических групп
4. содержание: антивоенная борьба, вьетнамское лето,
осада Пентагона, антипризывная борьба.
Участвует более 2 млн. человек.
- 1. непоследовательность
2. расплывчатая идеология
3. отсутствие единой программы.
ПОЗИЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
1. создана должность «помощник президента по вопросам молодежного движения»
2. П. кнута и пряника:
морковка: элементы самоуправления, использование труда студентов во время летних каникул для помощи неграм и нищим; прекращение войны во Вьетнаме
палка: 1968г. –107 раз национальная гвардия разгоняет студенческие демонстрации.
ХИППИ
1. протест против несправедливости общ-ва ч/з бродяжничество, отказ от семьи
2. сексуальная революция.
4 этапа:
1. хиппи:
упрямая приверженность наркотикам
2. битники:
вопрос о сексуальной озабоченности
3. гамлеры:
главное – стремление разрушить все, кроме своего мотоцикла и куртки
4. панки:
боязнь быть похожим на к.-л. из предшественников.
1980-е гг. – Давыдов: главная цель хиппи – стремление не работать
После завершения Вьетнамской войны молодежное движение сходит на нет.
1975г. –новый подъем, но уже др. содержание:
1. экология
2. соц.-экономические права
3. ядерное разоружение.
1980г. –конформизм: еда, одежда и т.д.
Т.о., это уже не молодежное движение в полном смысле: П., соц. вопросы уходят на задний план.