Свойства и функции инноваций

Инновация должна обладать следующими свойствами: иметь новизну, применимость в любой сфере деятельности человека, реализована нность рынке, приносить экономический и другие виды эффекта.

Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера. Он в своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 г., рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли.

Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений в экономическом развитии:

• использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

• внедрение продукции с новыми свойствами;

• использование нового сырья;

• изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

• появление новых рынков сбыта.

Сущность категории проявляется в ее функциях. Функция (лат. functio - исполнение, совершение) экономической категории выражает внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе.

Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен "деньги-инновация". Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом, инвестором-продавцом) в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Инновация выполняет следующие три функции:

воспроизводственную;

инвестиционную;

стимулирующую.

Таблица Функции инноваций

Функция описание
воспроизводственная получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции инновации.
инвестиционная использование прибыли от инновации для инвестирования различных проектов, в том числе и новых инноваций
стимулирующая получение предпринимателем дополнительной прибыли за счет реализации инновации служит для него стимулом к новым инновациям;

Классификация инноваций

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3.Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Инновации можно классифицировать по многим признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету и сфере приложения и т. п.

Таблица Классификация инноваций

Признак классификации Виды инноваций
Уровень новизны инновации Радикальные (базисные, первичные) инновации; улучшающие инновации.
Масштаб новизны инновации: инновации, новые в мировом масштабе; инновации, новые в республике; инновации, новые для отрасли в республике; инновации, новые для предприятия.
Характер инновации: продуктовые инновации; процессные инновации; организационные инновации; экономические инновации; социальные инновации.
Частота применения инновации: разовые инновации; повторяющиеся инновации.
Сфера народного хозяйства, где внедряется инновация: материальное производство; наука; сфера услуг; социальная сфера.
Область применения инновации: инновации для внутреннего применения на предприятии; инновации для накопления на предприятии; инновации, предназначенные для продажи.
Форма инновации: открытия, изобретения, патенты; рационализаторские предложения; ноу-хау; товарные знаки, торговые марки, эмблемы; новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы
Вид эффекта от внедрения инновации: экономический; экологический; научно-технический; социальный; интегральный.
По распространенности: единичные; диффузные.
По месту в производственном цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые.
По преемственности: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие; ретровведения.
По значимости Базисные Улучшающие псевдоинновации
По глубине изменений Новое поколение Новый вариант Адаптивные изменения
По причине возникновения Стратегические Реактивные  
По направлениям воздействия Расширяющие Рационализирующие заменяющие
Рыночная новизна Первичные вторичные
Степень рыночной новизны инновации первой волны инновации второй волны
По времени выхода на рынок Инновации-лидеры Инновации-последователи
   
   

Таблица составлена с учётом соответствующих классификаций А.И. Пригожина, Д.М. Степанова, П.Н. Завлина. http://koet.syktsu.ru/vestnik/2007/2007-1/3.htm

Наши рекомендации