Вопрос. Международная передача технологий. Основные формы передачи технологий.
Тема . Государственное регулирование международного научно-технического сотрудничества и обмена технологиями.
1. Международная передача технологий. Основные формы передачи технологий.
2. Государственное регулирование международного обмена технологиями в России.
вопрос. Международная передача технологий. Основные формы передачи технологий.
Международная передача технологий является одной из специфических форм перемещения факторов производства. В международной экономике технологии обычно рассматриваются как развитой фактор производства, отличающийся высокой международной мобильностью, а само понятие «технология» трактуется как совокупность научно-технических знаний, которые можно использовать при производстве товаров и услуг.
Технологии могут представлять собой, во-первых, самостоятельные способы превращения ресурсов в товары и услуги и в этом своем качестве выступать в виде конструкторских решений, методов и производственных процессов. Во-вторых, они могут сочетаться с другими видами ресурсов, т.е. осуществляться в новых машинах и приборах, в работниках с лучшим образованием и подготовкой и т.д. При этом исторически исходной формой перемещения технологий является не самостоятельное их движение, а в сочетании с другими видами ресурсов.
Неравномерность развития научно-технического прогресса создает значительные технологические различия между отдельными странами. Поэтому на рынке появляется специфический товар – технологии, международное перемещение которого сглаживает технологические различия между странами.
Рынок технологий сегментирован. В той его части, где осуществляется торговля лицензиями, патентами, «ноу-хау» и т.д., технология выступает как самостоятельный фактор производства. На других сегментах этого рынка, где технологии материализованы в технологически емких видах продукции, квалифицированных работниках, высокотехнологическом капитале, международное перемещение технологий смыкается с межстрановым движением товаров, рабочей силы и капитала.
Международная передача технологий, как и функционирование технологического рынка вообще, предполагает наличие правовой защиты научно-технических знаний и интеллектуальной собственности. Наиболее распространенными инструментами правовой защиты технологий являются патенты, лицензии, копирайт, товарный знак или марка.
Патент является документом, выдаваемым компетентным государственным органом изобретателю, который удостоверяет его авторство и приоритет, а также предоставляет ему монопольное право на использование новшества в течение определенного времени (обычно 15-20 лет). Владелец патента в случае нарушения своих прав может обратиться в суд и взыскать с виновной стороны причиненный ему ущерб.
Оформление патента и его поддержание предполагает уплату высоких патентных пошлин. Поэтому избретатели-одиночки и малые фирмы вынуждены продавать патенты тем фирмам, которые в состоянии коммерчески освоить изобретение. При продаже патента титул собственности на коммерческое изобретение переходит к покупателю, чаще всего – к крупным компаниям.
Лицензия – это разрешение лицензиара, т.е. владельца технологии или прав промышленной собственности, которое выдается лицензиату, т.е. заинтересованной стороне, приобретающей технологию или соответствующие права, на использование технологически применимых в производстве знаний на определенный срок и установленное вознаграждение. Наряду с патентными лицензиями существуют беспатентные лицензии, т.е. лицензии на право использования научно-технических достижений и технологий либо непатентоспособных, либо не запатентованных по каким-либо причинам. Беспатентные лицензии, как правило, выступают в виде ноу-хау. Беспатентные лицензии в количественном аспекте преобладают над патентными.
К ноу-хау принято относить опыт и секреты производства, информацию, имеющую коммерческую ценность. Ноу-хау может быть представлено программно-математическим обеспечением, математическими формулами и алгоритмами, приемами и навыками производства, схемами, чертежами, описаниями и т.д.
Авторские права на мировом рынке технологий защищает также копирайт, что буквально означает право воспроизведения. Копирайт защищает от копирования главным образом произведения искусства и литературы – книги, фильмы, радиопередачи и т.д. Однако часто копирайт распространяется и на используемые в производстве знания в виде эскизов, макетов, рисунков, чертежей и т.д.
Инструментом правовой защиты технологий выступает также товарный (фирменный) знакили марка, обычно помещаемый на продукции фирмы в виде рисунка, инициалов основателя (владельца) компании, аббревиатуры, графического изображения и т.д. Товарный знак регистрируется (как по месту нахождения компании, так и за рубежом) и его запрещено использовать другими фирмами без официального разрешения.
Международная передача технологий может осуществляться в различных формах. Основной формой международной передачи технологий является лицензионная торговля, которая осуществляется на основе лицензионных соглашений. При заключении лицензионного соглашения собственник передает права на нематериальные активы покупателю на определенный срок и за известную плату. Объектом лицензионного соглашения могу быть патенты, изобретения, формулы, процессы, конструкции, схемы, торговые марки, франшизы и т.д.
В зависимости от объема прав, предоставляемых лицензионным соглашением покупателю и продавцу, различают простую, исключительную и полную лицензии. Простая лицензия оставляет за продавцом право предоставлять аналогичные лицензии третьей стороне.Исключительная лицензия предоставляет покупателю монопольное право на использование данной технологии, а продавец в этом случае не может ни самостоятельно использовать запатентованную технологию, ни передавать ее третьим лицам на данной территории. В случае полной лицензии продавец полностью лишается права использовать объект лицензии.
При составлении лицензионного соглашения должны быть учтены определенные условия:
условия, при которых контракт может быть прерван или приостановлен, если стороны не выполняют установленных требований;
условия проверки качества;
территориальная область применения новшества;
условие хранения в тайне конфиденциальной информации.
Вознаграждение лицензиару, выплачиваемое лицензиатом за использование новой технологии, может осуществляться по-разному. Чаще всего это вознаграждение выплачивается в виде роялти, т.е. периодических отчислений (обычно поквартально или годовыми взносами), установленных в процентах от фактически полученной прибыли или объема продаж при коммерческом использовании лицензии.
Применение роялти предполагает тесное сотрудничество лицензиара и лицензиата, создает обоюдную заинтересованность в эффективном использовании объекта лицензии. Однако сумма вознаграждения в виде роялти может колебаться, иногда довольно значительно.
В отличие от роялти паушальный платеж представляет собой единовременное вознаграждение, сумма которого твердо зафиксирована в контракте. Паушальные платежи устанавливаются заранее на основе экспертных оценок возможного экономического эффекта и ожидаемой прибыли.
Наряду с названными видами расчетов по лицензионному соглашению, иногда практикуется получение вознаграждения в виде участия в прибыли или участия в собственности. В первом случае продавцу отчисляется определенный процент прибыли от коммерческого применения технологии, во втором – продавец получает вознаграждение в виде части акций фирмы, использующей технологию.
Многие страны мира и разнообразные товары втянуты во франчайзинг, который представляет собой контракт на передачу торговой марки. Продавец (франшизер) не только передает покупателю (франшизе) право на использование торговой марки, но и оказывает ему постоянную помощь в ведении бизнеса (оказание технических услуг, подготовка кадров и повышение их квалификации, помощь в управлении предприятием за определенную плату и т.д.).
Важной формой международной передачи технологий является инжиниринг, который охватывает широкую совокупность видов технической деятельности, направленную на повышение эффективности зарубежных инвестиций, минимизацию затрат по реализации проектов различного назначения. Он включает в себя разнообразные услуги, в которых нуждается покупатель при приобретении, монтаже, освоении и эксплуатации новой техники. Формы оплаты услуг инжиниринг могут быть различными. Это может быть повременная оплата труда инженеров-консультантов, возмещение фактически понесенных затрат плюс известное вознаграждение, оплата в процентах от стоимости строительства объекта.
Контракты «под ключ» как форма международной передачи технологий предполагают заключение соглашения на строительство объекта, который после его полной готовности к эксплуатации передается заказчику. Такие проекты обычно реализуют крупные строительные фирмы и фирмы-изготовители промышленного оборудования, между которыми поделены соответствующие рынки.
Стоимость контрактов «под ключ» нередко измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами долларов. Масштабность подобных контрактов объясняется особой значимостью создаваемых объектов для стран, где они возводятся, необходимостью создания инфраструктуры, завозом больших групп рабочих и т.д.
Платежи по проектам «под ключ» обычно осуществляются поэтапно, по мере выполнения работ. Общепринятой является следующая разбивка платежей: первоначальный платеж составляет 10-25% от стоимости контракта, 50-65% выплачивается в ходе выполнения работ, а окончательный расчет производится после сдачи объекта в эксплуатацию.
Однако на путях международного перемещения технологий существует немало барьеров. Рынки технологий отличаются высокой степенью государственного вмешательства. Каждая страна стремиться ограничить сферу распространения новейших технологий национальными рамками, осознавая, что монопольное владение такими технологиями создает конкурентные преимущества на мировом рынке.
Международная передача технологий может осуществляться в такой специфической форме, как международное техническое содействие, программы предоставления которого широко реализуются мировым сообщество с конца 1970-х гг.
Эти программы, осуществляемые на двух- или многосторонней основе, призваны оказать техническое содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в области технологических процессов, продуктов и управления. Программы технического содействия разрабатываются и реализуются ООН, МВФ, ОЭСР и другими международными организациями.
Техническое содействие определяется как передача «ноу-хау» посредством таких видов деятельности, как профессиональная подготовка специалистов, консультации, партнерство и исследования. Оно предоставляется в форме безвозмездных технологических грантов и проектов совместного финансирования развития технологий.
2 вопрос. Государственное регулирование международного обмена технологиями в России.
Причины ограничения передачи технологии.Каждая страна стремится удержать технологию в национальных рамках, запрещая или ограничивая вывоз новейшей технологии, понимая, что обеспеченность ею является главной опорой в конкурентной борьбе на мировом рынке. Свою роль играют и соображения национальной безопасности, политические и идеологические мотивы. Многие страны ограничивают импорт технологии с целью ограничения иностранной конкуренции и сохранения рабочих мест. Национальные технические стандарты также могут быть несовместимы с иностранной технологией.
Введение государственного регулирования или контроля за международными передачами технологии может быть вызвано рядом причин, главные из которых связаны с конкурентной борьбой на мировом рынке.
Прямое государственное регулирование вывоза и ввоза технологии осуществляется органами экспортного контроля, методами таможенного и пограничного контроля. Косвенное регулирование передачи технологии осуществляется в большинстве стран через государственную систему регистрации патентов и торговых знаков. В некоторых случаях для получения права экспортировать тот или иной технологически емкий товар требуется специальное разрешение правительства. Нарушение законов, регулирующих международную передачу технологии, считается государственным преступлением и подлежит преследованию в уголовном порядке. В большинстве стран незаконная передача технологии, подлежащей государственному контролю, резидентам других государств карается суровыми мерами наказания вплоть до пожизненного заключения и смертной казни.
Страны — получатели иностранной технологии чаще всего регулируют ее ввоз только по соображениям законности и правопорядка, запрещая ввоз определенных видов технологии, которые опасны для общества. Зачастую уровень общего технологического развития страны, стремящейся приобрести иностранную технологию, сам по себе может оказаться преградой на пути ее передачи. Социальные, культурные различия, разрывы в общеобразовательном уровне между странами, не позволяющие работникам из менее развитых стран освоить и применять новейшую технологию, различия в подходах к управлению и внедрению технологий также могут препятствовать ее международному движению. Обычно государственному контролю в тех или иных формах подлежит ввоз технологии производства оружия, химических товаров, наркотиков, спиртных напитков.
Главными целями государственного регулирования трансфера технологии является создание оптимальных условий для эффективной реализации национального и зарубежного научно-технического потенциала внутри страны и за рубежом, а также обеспечения надежной защиты национальных рынков от восторга иностранными конкурентами. Действующие в странах системы государственного регулирования технологического обмена имеют ряд функций:
- создание законодательно-нормативной базы, которая обеспечивает национальным предприятиям условия для свободного обмена технологией внутри страны и на мировом рынке;
- охрана объектов интеллектуальной собственности;
- предотвращение бесконтрольному вывозу высоких технологий в другие страны;
- контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
- контроль по лицензионным договорам о закупке зарубежных технологий;
- заключение межправительственных договоров и участие в международных соглашениях, касающихся взаимного обмена технологиями между странами-нами-участницами, а также передачи технологии в другие страны.
Основные принципы государственного регулирования экономических отношений в области интеллектуальной собственности основаны на общепринятых в мировой практике подходах, суть которых сводится к таким основных методов регулирования:
- влияние на систему лицензирования прав на объекты промышленной собственности (выдача принудительных лицензий, предоставление прав на использование объектов промышленной собственности в режиме открытой лицензии и т.п.);
- экономические санкции за нарушения прав патентообладателей и авторов;
- предоставление налоговых льгот на различные виды инновационной Деятельности;
- целевое государственное финансирование инновационных программ и проектов.
В современном мире передача технологии связана с большими трудностями и рисками политического, военного и иного характера. Возможны следующие причины ограничения передачи технологии:
- конкурентная борьба на мировом рынке;
- стремление удержать технологическое лидерство;
- требования национальной безопасности;
политические и идеологические мотивы;
- сохранение отечественных рабочих мест;
- национальные технические стандарты;
- требования международных соглашений.
За последние два века государства наработали соответствующие механизмы регулирования международного трансфера технологии. Основными из них являются:
- прямое государственное регулирование вывоза и ввоза технологии, которое осуществляется органами экспортного контроля методами таможенного и пограничного контроля;
- косвенное регулирование передачи технологии, которое осуществляется в большинстве стран через государственную систему регистрации патентов и торговых знаков;
- система специальных разрешений правительства для получения права экспортировать тот или иной технологически вместительный товар;
- уголовная ответственность за нарушение законов, регулирующих международную передачу технологии.
Во всех странах основными средствами государственного регулирования научно-технической деятельности на внешнем и внутреннем рынках является международная договорная практика и национальная законодательно-нормативная база.
Международная договорная практика реализуется через различные международные конвенции, соглашения, экономические и региональные союзы, межправительственные двусторонние и многосторонние договоры по вопросам интеллектуальной собственности и научно-технического сотрудничества. Среди международных организаций, работающих в сфере интеллектуальной собственности, особое место занимает Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) со штаб-квартирой в Женеве. ВОИС является одной из 16 специализированных организаций, входящих в систему ООН, и выполняет функции административного управления многосторонними международными договорами, которые касаются интеллектуальной собственности.
Первая группа договоров вводит международную охрану, то есть это договоры, на основании которых осуществляется юридическую защиту на международном уровне. К этой группе относят, например, договоры с промышленной собственности: Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Мадридское соглашение о борьбе с фальшивыми или ложными данными о происхождении товара и Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации.
Ко второй группе относят договоры, которые способствуют международной охране. В эту группу входят: Договор о патентной кооперации, который предусматривает подачу международных заявок на патенты, Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков, Договор о регистрации товарных знаков, Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры и Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов.
В третью группу входят договоры, устанавливающие системы классификации и процедуры их совершенствования: Страсбурская соглашение о международной патентной классификации, Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, Венское соглашение о создании международной классификации изобразительных элементов товарных знаков, Локарнское соглашение о создании международной классификации промышленных образцов.
Можно выделить три основных вида деятельности ВОИС. Это регистрационная деятельность, содействие международному сотрудничеству в управлении интеллектуальной собственностью и материальная или программная деятельность, т.е. содействие более широкому принятию государствами - членами мирового сообщества существующих договоров, их обновление и заключения новых договоров.
Основным международным соглашением в этой области является Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Первая редакция этой конвенции была подписана 11 государствами в Париже в 1883 г. В дальнейшем Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. В странах-участницах Парижская конвенция действует в разных редакциях в зависимости от того, какой из ее текстов ратифицирован страной. Участники Конвенции образуют так называемый Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз).
Парижская конвенция ставит целью предоставление льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков иностранными гражданами и не предусматривает создания международного патента, международного промышленного образца и международного товарного знака. Эта конвенция базируется на следующих основных принципах.
Принцип национального режима предусматривает предоставление гражданам и предприятиям любой страны-участницы такой же охране промышленной собственности, которая предоставляется или будет предоставляться в будущем гражданам и предприятиям этого государства. Охрана предоставляется также гражданам государств, не входящих в Парижского союза, если они постоянно проживают в одной из стран этого Союза или имеют там свои предприятия.
Право конвенционального приоритета означает, что заявка, поданная в стране - участнице Конвенции, имеет приоритет в течение года с момента подачи заявки в первой стране. Это положение чаще всего применяется на практике и имеет особое значение, поскольку при патентовании изобретения за рубежом вопрос о его новизну осложняется тем, что изобретение, запатентованное в одном государстве, не может быть новым и, следовательно, непатен-тоспроможним в другой стране. Страна, обладающая правом конвенционального приоритета, может запатентовать изобретение одновременно в нескольких государствах.
В соответствии с принципом предотвращения возможных злоупотреблений, связанным с реализацией исключительного права, предоставляемого патентом, патентообладатель, получив патент на изобретение в определенной стране и обладая исключительным правом, может сам не использовать и не позволять другим использовать это изобретение. Парижская конвенция предусматривает, что в этих случаях выдаются принудительные лицензии на условиях, предусмотренных Конвенцией. Если выдача таких лицензий окажется недостаточной мерой для предотвращения злоупотреблений, может быть поставлен вопрос о лишении прав на патент.
Существуют также региональные соглашения, регулирующие охрану промышленной собственности. В 1973 г. на конференции в Мюнхене была подписана Конвенция, предусматривающая выдачу европейского патента Европейским патентным ведомством на основе унифицированных правил. В каждой стране - участнице Конвенции, за исключением стран ЕС, этот патент действует как национальный, а на территории ЕС (в соответствии с Люксембургской конвенции 1975 г.) - как патент Сообщества. Европейская патентная система основана на активном сотрудничестве Европейского патентного ведомства с национальными ведомствами договаривающихся государств и предусматривает согласование национального патентного права по Конвенции о выдаче европейских патентов.
Межправительственной организацией, значение которой в международной системе охраны интеллектуальной собственности быстро растет, является Всемирная торговая организация (ВТО). В рамках ВТО действует многостороннее Соглашение о торговых аспектах интеллектуальной деятельности, которая устанавливает стандарты по предоставлению всем государствам-участницам одинакового режима защиты прав интеллектуальной собственности, в том числе предусматривает и ряд мер для принудительного исполнения прав.
Весомую роль в развитии технического развития и сотрудничества с целью стимулирования процесса развития в странах играют также организации и учреждения ООН. Среди них такие как .ПРООН (Программа развития ООН) является центральным органом системы ООН в финансировании программ и проектов технического сотрудничества. ее деятельность связана также с передачей технологий. Под эгидой ПРООН реализуются проекты, предусматривающие предоставление консультационных услуг в сфере промышленности, стандартизации и метрологии, промышленные проекты и соответствующая техническая документация, организуются совместные научные исследования, разработка новых и адаптация импортной технологии.ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) - главный орган, в котором происходит обсуждение и переговоры по вопросам международного экономического сотрудничества, расширения экспортных и укрепление технологических возможностей.ЮНИДО (Конференция ООН по промышленному развитию) - центральный координирующий орган в области промышленного развития. ЮНИДО способствует укреплению сотрудничества между промышленно развитыми странами и развивающимися странами по вопросам ускорения мирового промышленного развития, предоставляя возможности и средства для выполнения контрактов, проведения консультаций и переговоров, поощряя привлечения капиталовложений, поддерживая процесс передачи технологии развивающимся странам. ЮНИДО разработала и успешно применяет во всем мире методологию передачи технологий и привлечения инвестиций. Центры ЮНИДО работают практически во всех странах мира. У них существуют специальные, созданные в соответствии с единого классификатора ООН базы данных по пакетам технологий, готовых к передаче зарегистрированному клиенту. В такой пакет может входить: собственно технология, в виде лицензии на выполнение проекта, проведение экспертизы, поставку оборудования, предложение о переподготовке кадров и др. Можно передавать как пакет целиком, так и отдельные его части. За нехватки средств для передачи технологии ЮНИДО, кроме поиска клиентов, берет на себя поиск компании или фонда, которые будут финансировать проект. Могут быть использованы возможности международных финансовых организаций (МВФ, ЄБРР, МБРР).Важнейшими исполнительными структурами в международном механизме передачи технологии, которые обеспечивают быстрый поиск партнеров, стали международные региональные Центры трансфера технологий и посреднические фирмы маркетинга научно-технического обмена.В Европе таким Центром является Европейская ассоциация профессионалов в области трансфера технологий и содействия инновациям, созданная при поддержке ЕС в 1984 г. Основная ее цель - способствовать развитию профессиональных служб содействия инновациям в Европе. В состав Ассоциации входят университеты, государственные исследовательские центры, инновационные центры, финансовые учреждения и др. Членами ассоциации являются консультанты по инновациям, инжиниринга; технологические брокеры и советники по вопросам интеллектуальной собственности, специалисты по базам данных, организаторы технологических и торговых ярмарок и др.
Национальная законодательно-нормативная база как средство государственного регулирования в области интеллектуальной собственности представлена системой законов, подзаконных нормативных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, правил в области патентно-лицензионной, внешнеэкономической, антимонопольной деятельности, налогообложения, контрактного права, регулирования инвестиций и т.п.
Патентное законодательство в разных странах мира, как правило, включает блок законов, которые предусматривают правовую охрану и использование различных объектов промышленной собственности, определяется их многообразием и спецификой. Отдельными законами регулируется порядок охраны и передачи прав на основе лицензионных договоров на изобретения, промышленные образцы и полезные модели, а также товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения. Специфика передачи прав на достижения в области растениеводства, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем и другие объекты авторских и смежных прав отображается в соответствующих законах об их охране и использовании.
Патентные законы практически всех стран мира предусматривают обязательный порядок заключения лицензионных договоров при предоставлении патентообладателями исключительных прав, принадлежащих им на изобретения и другие объекты промышленной собственности заинтересованным лицам. Они вводят санкции за любое использование изобретений, охраняемых патентами без согласия на это патентообладателей.
Патентные законодательства предусматривают обязательный порядок письменного оформления лицензионных договоров на передачу права на пользование изобретениями, промышленными образцами, полезными моделями, товарными знаками и другими объектами промышленной собственности. Кроме объектов промышленной собственности, которые являются предметами лицензионной торговли, в патентных законах определены различные виды лицензий, которые используются во внутренней и международной торговле (обратные, перекрестные, принудительные, открытые, обязательные и сублицензии). В соответствии с законом по лицензионному договору могут быть предоставлены исключительная и неисключительная, полная лицензии, предусмотрена также возможность уступки права на патент на основе договора купли-прода-жу. Анализ патентного законодательства стран мира позволяет составить классификацию всех видов лицензионных договоров по определенным признакам, которые могут быть использованы сторонами при подготовке лицензионного договора.
Патентные законы большинства стран определяют порядок регистрации лицензионных договоров и договоров об уступке права на патент. Регистрация лицензионных договоров может иметь обязательный и добровольный характер, однако незарегистрированные лицензионные договоры, как правило, считаются недействительными в отношении третьих лиц, которые предъявляют претензии за нарушение их прав в связи с договором.
При регистрации лицензионных договоров в отдельных странах осуществляется контроль их соответствия действующим в стране законодательным актам в области лицензионной торговли.
В наше время в практике зарубежного лицензирования широко используется антимонопольное законодательство, которое защищает интересы национальных продавцов и покупателей лицензий, упрощает процесс переговоров при заключении лицензионных договоров и способствует решению спорных вопросов и противоречий при их рассмотрении в судах и арбитражах.
Законодательство об обмене технологиями регулирует порядок заключения, утверждения, введения в действие, регистрации и исполнения лицензионных договоров и других коммерческих дел с передачи научно-технических достижений, причем в некоторых странах оно является частью законодательства о внешней торговле.
Порядок продажи и покупки лицензий устанавливается законодательством в соответствии с целями предоставления прав на использование объектов интеллектуальной собственности: поддержка и создание условий для продажи лицензий на внутреннем и международном рынках, контроль за экспортом высоких технологий и соблюдения международных обязательств по передаче технологий.
Если в большинстве промышленно развитых стран порядок передачи технологии в значительной мере либерализован, а законодательное регулирование направлено в основном на охране прав промышленной собственности, пресечения недобросовестной конкуренции и предотвращения бесконтрольного вывоза технологий, то в законодательстве развивающихся стран, ориентированных на покупку зарубежной технологии, внимание сосредоточено на контроле за техническим уровнем, актуальностью приобретенных технологий для экономики страны, расходованием валютных средств, а также на защиту местных товаропроизводителей от иностранных монополий и решения проблем занятости.
Порядок заключения и выполнения лицензионных соглашений на импорт технологий в зарубежных странах, как правило, распространяется не только на лицензионные договоры, касающиеся приобретения прав на объекты промышленной собственности, охраняемые, но и на ноу-хау, другие результаты научно-технической деятельности.
Важным средством проведения лицензионной политики в зарубежных странах является участие государства в регулировании патентно-лицензионного обмена. Правительственные органы разных стран непосредственно участвуют в заключении межгосударственных соглашений в сфере научно-технического сотрудничества, способствующие коммерческом обмена технологиями на лицензионной основе. Роль государства в подобных сделках заключается в определении важнейших направлений и проектов сотрудничества между странами, реализация которых осуществляется частными компаниями. В таких проектах, как правило, используется значительное количество объектов промышленной собственности и ноу-хау, которые передаются посредством заключения лицензионных договоров.