Тема 9. Теория потребительского поведения. Рыночный спрос
Термины и понятия
Спрос. Величина (объем) спроса. Рыночный спрос. Спрос ex ante. Спрос ex post. Закон спроса. Кривая спроса. Эффект Гиффена. Ценовая эластичность спроса. Факторы ценовой эластичности спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса по доходу. Нормальные товары. Предметы необходимости. Предметы роскоши. Малоценные товары. Перекрестная эластичность спроса. Субституты. Комплементы.
Примерные задачи и упражнения
1.В каких случаях правильнее говорить об изменении спроса, в каких – об изменении величины / объема спроса:
а) с ростом цен на мясо увеличился спрос на дешевую рыбу;
б) с ростом цен на конфеты сократился спрос на этот продукт..
2.Какие факторы вызывают правостороннее смещение спроса на валюту, а какие – левостороннее смещение?
3.Для регулирования лова рыбы из охраняемого озера местные власти приняли решение ограничить улов одного рыбака 10 кг. Рыбы и продавать лицензии, разрешающие такой улов. Озеро расположено вдали от транспортных магистралей, поэтому на рыбалку ходят только жители ближайших сел. Всего в них живет 100 рыбаков, из них 20 человек готовы заплатить за лицензию 200 руб., 30 – 150 руб., 30 – 100 руб. и остальные 20 могут себе позволить уплатить только 50 руб.
а) постройте кривую совокупного спроса на лицензии среди местных жителей.
б) Что произойдет, если к продаже будет предложено 40 лицензий по 150 руб.? 30 лицензий по 80 руб.?
в) Что произойдет со спросом на лицензии, если через соседний с озером населенный пункт будет проложена дорога, по которой можно быстро доехать до Москвы? Покажите это изменение на кривой рыночного спроса.
4.Даны следующие функции индивидуального спроса:
; ; . Определите функцию рыночного спроса и изобразите ее графически.
5.Все потребители имеют одинаковые функции индивидуального спроса: . На рынке 5 потребителей. Определите функцию рыночного спроса; изменение рыночного спроса, если товар захотят купить еще 10, 15, 20 потребителей.
6.Функция спроса на продукцию фирмы: . Зная, что цена равна 100 д.е., определите изменение дохода при увеличении количества проданной продукции на 1 ед.
7.Вадим покупает только три вида товаров: хлеб, колбасу и молоко. На хлеб он тратит 20%, на колбасу 50% и на молоко 30% своего дохода. Определить эластичность спроса Вадима по доходу, если известно, что его эластичность спроса по доходу на хлеб равна -1, а на колбасу +2.
8.Даны цены товаров: и . При доходе потребление товаров равно: и . При доходе потребление товаров равно: и .
А) Подсчитайте эластичность по доходу каждого товара.
Б) Подсчитайте, как изменилась доля дохода, потраченная на каждый товар при увеличении дохода с 80 до 160 ед.
9.Функция спроса на товар Х имеет вид: . Определите коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса на товар Х при д. ед.; д.ед. К какой группе товаров (комплементы, субституты или нейтральные) относятся товары Х и У.
10.Спрос населения на картофель характеризуется следующими показателями эластичности: по цене -0,6; по доходу 0,8. В будущем общий уровень цен не изменится, доход населения увеличится на 4% и цена картофеля возрастет на 5%. Определите, на сколько изменится величина спроса на картофель.
11.Продавец роз решил увеличить объем продаж путем снижения цены за цветок с60 до 55 руб. При этом объем продаж изменился со 150 до 250 шт. в день. Как это характеризует эластичность спроса на розы? Оправдано ли экономически снижение цены, если продавец роз закупает их оптом по 25 руб. за штуку?
12.Обратная функция спроса на товар имеет вид: P=100-q. Изобразите данную формулу в графическом виде и покажите, при каких ценах спрос на товар: а - эластичен; б - равен 1; в - малоэластичен.
Ситуационный анализ (кейс)
1.Практическая ситуация «Эластичность спроса на бензин».
2.Практическая ситуация «Изменился ли закон спроса?».
3.Практическая ситуация «Спрос и величина спроса».
4.Практическая ситуация «Продавцы лицензионных дисков против пиратов».
Примерные темы докладов / исследований
1. Анализ эластичности спроса на отдельных товарных рынках.
2. Потребительские предпочтения населения: структура и динамика.
3. Анализ влияния неценовых факторов спроса на отдельных товарных рынках.