Функции и основные сферы деятельности государства в экономике.
Провал (несовершенство, фиаско) рынка — это такая экономическая ситуация, в которой рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.
Традиционная классификация провалов рынка включает:
- наличие монополий (прежде всего естественных), а также олигополий в определенных отраслях.
- асимметрия информации. Преимущество информированности производителей или потребителей, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет.
- внешние эффекты (издержки или выгоды, получаемые третьими лицами, не участвующими в сделках). Отрицательные эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других (загрязнение окружающей среды). При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Положительный эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим (образование).
- нестабильность рынка (экономические и финансовые кризисы): безработица, малообеспеченность населения, чрезмерная дифференциация доходов и др. негативные социально-экономические последствия.
Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами.
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях воздействие государства на экономику является составной частью процесса воспроизводства. Конкретные направления, формы, масштабы и средства государственного влияния определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; проведение политики макроэкономической стабилизации; воздействие на размещение ресурсов; деятельность в сфере распределения доходов; деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы – это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты – производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.
Основные сферы деятельности государства как регулятора экономики: Антиинфляционная политика.Антимонопольная политика. Государственное регулирование рынка труда.Государственная политика перераспределения доходов.Перераспределение ресурсов. Внешние эффекты. Общественные товары (общественные блага). Внешнеэкономическое регулирование.
Основные сферы деятельности государства как регулятора экономики: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметрической информации, защита и активизация конкуренции, перераспределение и поддержание доходов, стабилизация экономики и обеспечение экономического роста, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, предложение денег на денежном рынке, антиинфляционное регулирование, смягчение последствий инфляции и др.
12. Экономическая политика государства: цели, методы, инструменты.
Экономическая политика государства - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.
Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворение потребностей общества
Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:
1. устойчивый рост национального производства;
2. поддержание эффективного размера занятости;
3. стабилизацию уровня цен;
4. обеспечение внешнеторгового баланса.
Ян Тинберген Нормативная теория экономической политики занимается изучением вопроса о том, как правительственные органы должны действовать. Первая работа в области теории экономической политики принадлежит голландскому экономисту Яну Тинбергену, который обрисовал важнейшие шаги процесса разработки экономической политики.
Во-первых, определяются цели экономической политики, обычно в виде функции социального благосостояния, которую правительственные органы пытаются максимизировать. На их основе определяются целевые показатели.
Во-вторых, следует выделить имеющиеся в распоряжении политические инструменты. Доступными инструментами в широком смысле являются денежная политика и фискальная политика. В случае когда инструментов меньше, чем целей, всех целей одновременно достичь невозможно.
В-третьих, в распоряжении политиков должна быть модель экономики, связывающая инструменты и целевые показатели, с помощью которой можно было бы определить оптимальное значение политических инструментов.