Функциональные задачи автоматизированных информационных систем


Функциональные задачи, решаемые АИС муниципального управ­ления, связаны со стратегическим, перспективным и текущим пла­нированием развития, учетом и контролем, регулированием муници­пальной собственности в интересах всех территориальных сообществ [21]. Поставщиками информации являются АИС территориальных органгв МЧС России, Казначейства Российской Федерации, Пенси­онного фонда Российской Федерации, налоговых служб, банков, круп­ных промышленных корпораций, фирм, предприятий, информацион­ные и информационно-аналитические центры.

Функциональные подсистемы АИС муниципального управления часто являются самостоятельными АИС. Их назначение — автома­тизация деятельности структурных подразделений муниципальной администрации: аппарата управления администрации, департаментов-(экономики, промышленной политики и инвестиций, муниципально­го имущества, городского хозяйства, образования, культуры и спорта, здравоохранения и социальной защиты), финансового управления и комитетов (торговли и услуг населению, архитектуры, строитель­ства, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, внутренних дел). Рассмотрим особенности функциональных подсистем (ФП) не­которых подразделений муниципальной администрации.

^ Функциональная подсистема аппарата управления администрации города обеспечивает:

  • работу работников с нормативно-справочной информацией;

  • ведение учета и отчетности технических, материальных, финансо­вых и других ресурсов;
  • осуществление планирования и контроля выполнения планов;
  • решение расчетных задач и моделирование ситуаций;
  • проектирование и макетирование документации;
  • статистическую обработку данных;
  • ведение служебной переписки, оформление нормативно-распорядительной и финансовой документации.


Для реализации функций:


  • создаются фактографические и документальные БД;
  • разрабатываются проблемно ориентированные программные при­ложения;
  • рабочие места оснащаются системами финансового моделирова­ния, статистического анализа данных;
  • внедряются справочно-правовые системы (СПС), в том числе «Консультант Плюс», «Гарант» и др. Как правило, администрация города заключает договор с компанией, поставляющей СПС с си­стематическим пополнением системы новыми сведениями;
  • внедряется электронный документооборот. Для организации элек­тронного документооборота, ведения электронных копий журналов регистрации, передачи документов по сети, контроля выполнения распоряжений и постановлений в администрации создается под­система «Документооборот», а для регистрации входящих писем, контроля их прохождения, учета и контроля исходящей корреспон­денции — подсистемы «Входящие письма» и «Исходящие письма». Создаются локальные БД с полными текстами распоряжений и по­становлений главы администрации. Для записи населения на при­ем к руководству администрации АРМ инспектора общественной приемной оснащается не только подсистемами для регистрации входящей и исходящей корреспонденции, но и БД «Прием» и т.п.;
  • обеспечивается доступ к постоянно актуализируемым удаленным БД посредством локальных региональных и глобальных сетей ве­домственных и общего назначения.

Функциональная подсистема департамента муниципального иму­щества обеспечивает формирование реестра муниципальной соб­ственности, регистрацию муниципальной собственности с занесением информации в БД, учет арендной платы, ведение БД юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица.

Для решения указанных задач:

  • создаются базы данных, как правило, реляционного типа;
  • разрабатываются средствами СУБД программные приложения, автоматизирующие трудоемкие процедуры ввода и корректиров­ки информации, поиска и выборки данных, а также формирования и печати различных отчетов;
  • разрабатываются специальные программы для приема инфор­мации на магнитных носителях (например, из муниципального учреждения технической инвентаризации и учета операций с не­движимостью). Эта информация используется для внесения изме­нений в БД и выполнения контрольных операций;
  • устанавливаются на рабочих местах справочно-поисковые си­стемы, а также электронные справочники (например, справоч­ник улиц города, сведения о юридических лицах, их ИНН, коды ОКПО,ОКОНХипр.).


^ Функциональная подсистема департамента образования, культуры и спорта. Наиболее важным аспектом деятельности является кон­троль движения финансовых средств, в том числе бюджетных. Соз­даются АРМ со специализированным программным обеспечением, позволяющим:

  • обновлять БД, содержащие списки банков и учреждений, реквизи­ты плательщика;
  • формировать основные отчеты, связанные с отражением финанси­рования, кредитования, формирования остатков с нарастающими поквартальными итогами, расшифровкой финансирования по да­там, по параграфам и т.п.;
  • генерировать платежные поручения после ввода сумм финансиро­вания по учреждениям;
  • формировать уведомления для учреждений после ввода векселей, взаимозачетов и выделенных кредитов.

Функциональная подсистема департамента здравоохранения и социальной защиты. Основной задачей департамента является ор­ганизация информационного сопровождения движения бюджетных и других финансовых средств, предназначенных для охраны здоровья и гарантированной доступной медицинской помощи населению, раз­вития системы социальных служб, пенсионного обеспечения. Для это­го создаются и постоянно обновляются общесистемные и локальные БД, содержащие справочные статистические данные о проживающем населении, эпидемиологической обстановке, прохождении денежных средств между городским управлением здравоохранения и медицин­скими страховыми компаниями. Например, подсистема «Социальная защита» кроме общесистем­ных баз использует специализированные БД, необходимые для ве­дения в электронном виде документации по денежному содержанию пенсионеров различных групп. Подсистема «Расчет пенсий» позво­ляет производить начисление пенсий, просчитывать более выгодный вариант расчета, оперативно формировать выплатные документы для почтовых отделений связи или банков, создавать сводные и статисти­ческие отчеты для Пенсионного фонда. Информация из БД этого ком­плекса предоставляется в городскую налоговую инспекцию, использу­ется при корректировании данных медицинских страховых компаний. Пополнение БД проводится ежедневно в территориальных отделах социальной защиты населения города. Для начисления и выплаты со­циальных пособий для различных категорий граждан используются специальное программное обеспечение и информация БД справочно­го характера, содержащие как нормативную, так и общую информа­цию по конкретному получателю пособия.

Автоматизированные рабочие места оснащаются одинаковыми программными комплексами, а информация в БД ежедневно пополня­ется сведениями, которые формируются в отделах социальной защи­ты населения в территориальных округах. Ежемесячно на основе этой информации формируются статистические отчеты и сводки о выпла­ченных суммах социальных пособий.


Наши рекомендации