Концепция формирования конкурентоспособности региона
Глава 20.
Трансформационные процессы в России обозначили ряд общих проблем регионального развития. Среди них особое место занимают формирование конкурентоспособности регионов, обеспечение условий этого процесса с учетом своеобразия региональных отношений и общих закономерностей национального развития. Опыт проведения рыночных реформ выявил границы такого формирования конкурентоспособности и своеобразие условий этого процесса.
Во-первых, при формировании конкурентоспособности нередко гипертрофируется «региональное самомнение» политических элит, что не позволяет уделять должного внимания действительно созданию конкурентоспособности, способствует псевдоразвитию таких потенциалов. Во-вторых, возникновение новых структур и институтов в регионе не соответствует целям национального и даже регионального развития. Конкурентоспособность региона формируется одновременно с воспроизведением различных пороков бюрократии, в том числе коррупции. Иначе говоря, происходит корректировка целей формирования конкурентоспособности региона на степень коррумпированности институтов власти региона. Поэтому никаких гарантий рациональности институционального оформления конкурентоспособности региона нет и не может быть в современных условиях. В связи с этим современное формирование конкурентоспособности региона в России и других странах с переходной экономикой весьма отличается от подобных процессов в развитых странах. В-третьих, конкурентоспособность региона в отечественной экономике формируется в ситуации сильно развитой криминализации всех социально-экономических процессов.
Названные факторы ограничивают возможность развития рассматриваемых процессов. Однако конкурентоспособность в регионах все-таки формируется, поэтому важно знать условия такого формирования в переходный период.
В экономической литературе данная проблема рассматривается на основе классификации регионов страны по уровню их эконо-мического развития. Авторы выделяют различные признаки такой классификации. Так, М.И. Муратова1 считает, что можно ранжи-ровать конкурентоспособность регионов исходя не из одного ка-кого-то показателя, а применяя совокупную оценку, используя многомерные группировки (табл. 3.3.1).
Регионы России в таблице разделены на шесть однородных групп (кластеров)- по состоянию экономики регионов на 1997 г.:
1-й кластер - благополучные регионы: Москва, Тюменская область, Санкт-Петербург, Республика Якутия (Саха);
2-й кластер - регионы выше среднего уровня: Вологодская, Самарская, Кемеровская, Белгородская, Липецкая области, Рес-публика Татарстан, Пермская, Томская области, Красноярский край, Иркутская, Мурманская области, Республика Коми, Ярославская область, Республика Башкортостан, Свердловская, Омская, Магаданская области;
3-й кластер - регионы среднего уровня: Нижегородская об-ласть, Республика Карелия, Тульская, Курская области, Республика Хакасия, Чукотский автономный округ, Ульяновская, Новгородская, Калужская области, Краснодарский край, Архангельская, Ленинградская, Московская, Воронежская, Оренбургская, Челябинская, Орловская области, Ставропольский край, Новосибирская область, Приморский край, Рязанская, Смоленская, Ки-ровская, Ростовская, Сахалинская области;
4-й кластер - регионы ниже среднего уровня: Тверская область, Чувашская Республика, Хабаровский край, Владимирская, Костромская, Тамбовская, Астраханская, Волгоградская, Калининградская, Саратовская области, Алтайский край, Амурская, Брянская области, Удмуртская Республика, Курганская, Псковская области, республики Марий Эл, Адыгея, Алтай, Бурятия;
5-й кластер— неблагополучные регионы: Пензенская область,Кабардино-Балкарская Республика, Читинская область, Республика Мордовия, Ивановская область, Республика Северная Осетия, Еврейская автономная область, Республика Тыва;
6-й кластер - крайне неблагополучные регионы: республикиКалмыкия, Карачаево-Черкесская, Дагестан, Ингушетия.
Однако не всегда можно по значению факторных признаков четко выделить эти шесть кластеров. Поэтому более достоверным будет, если всю совокупность регионов Российской Федерации условно разделить на четыре группы:
1) группа с относительно высоким уровнем конкурентоспособности (регионы, входящие по классификации М.И. Муратовой в 1-й и 2-й кластеры);
2) группа со средним уровнем конкурентоспособности (регионы, отнесенные к 3-му кластеру);
3) группа с конкурентоспособностью ниже среднего уровня (регионы, отнесенные к 4-му и 5-му кластерам);
4) группа с низким уровнем конкурентоспособности (регионы, отнесенные к 6-му кластеру).
Другие экономисты (например, Ф.Н. Клоцвог и И.А. Кушни-кова1) считают, что конкурентоспособность региона можно оценить по величине ресурсного потенциала. По их мнению, под величиной ресурсного потенциала региона понимается такая величина конечного продукта или национального дохода, которую можно получить при фактически имеющихся ресурсах региона при максимально достигнутом уровне (в среднем по России) эффек-тивности использования соответствующих ресурсов. За 1996— 2000гг. уровень использования ресурсного потенциала в среднемпо России повысился на 2,6% по сравнению с 1991 - 1995 гг. (табл. 3.3.2). Однако использование ресурсного потенциала не может быть основой для оценки конкурентоспособности региона, так как конкурентоспособность сама отражает процессы ее реализации, т.е. реальные экономические процессы.
Определенное представление о конкурентоспособности региона дает динамика промышленного производства. При этом анализ территориальных особенностей динамики промышленного производства характеризуется:
• темпами роста (падения) объемов производства в сопоста-вимых ценах за рассматриваемые периоды (для периода 1991 - 1995 гг. - глубиной спада производства, для 1996- 2000гг. - некоторым приростом производства); • характером изменений в объеме производства (т.е. направлением спада производства и степенью его устойчивости).
Для оценки глубины спада промышленного производства использовался индекс физического объема промышленной продукции (ИФОПП), т.е. объем производства продукции в сопоставимых ценах, приведенный к сопоставимой ассортиментной структуре производства. Чем выше значение ИФОПП того или иного периода по отношению к базовому, тем меньше спад производства, и наоборот.
Конкурентоспособность регионов в России в настоящее время формируется под воздействием противоречивых условий, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на это формирование. Поэтому условия формирования конкурентоспособности региона разделяются на две большие группы:
1) позитивно влияющие;
2) негативно влияющие (рис. 3.1).
К условиям, позитивно влияющим на формирование конкурентоспособности, относятся рост промышленного, сельскохозяйственного и других видов производства; приток инвестиций в отрасли реальной экономики региона; уровень развития и освоения
Рис.3 . 1 .Классификация условий формированияконкурентоспособностирегиона
технологического прогресса в регионе и степень соответствия этому прогрессу структуры отраслей и предприятий; организация региональной экономики и степень управляемости ею; внутренний спрос на собственную продукцию региона; внешний спрос на продукцию региона.
К условиям, негативновлияющим наформирование конкурентоспособности региона, относятся засилие недобросовестной конкуренции в регионе, что ведет к отрицательному восприятию региона как такового в любых хозяйственных отношениях; издержки приватизации и либерализации цен, сказывающиеся на формировании конкурентоспособности региона (так как те отрасли и предприятия, которые могли бы составить основу конкурентоспособности данного региона, в условиях проведенной приватизации и либерализации цен утратили такую способность); высокий уровень криминализации регионального хозяйствования, который резко снижает привлекательность региона, поскольку определяет негативное отношение к нему других регионов, ведет к невозможности формирования конкурентоспособности региона по отношению к другим, так как не позволяет проявляться условиям, влияющим позитивно на формирование конкурентоспособности региона.
На формирование конкурентоспособности региона мог бы оказывать влияние дешевый труд. Однако это условие значимо для экономики страны в целом. Регионы же России находятся все в одинаковом положении: труд в каждом из регионов недопустимо дешев. Лишь Москва составляет исключение. Но этот регион в данном случае и не рассматривается, поскольку уникальные условия существования Москвы несопоставимы с другими регионами. Определенное значение имеет развитие «человеческого капитала» в регионе. Но и это не определяет современную конкурентоспособность определенного региона. Важнее обратить внимание на степень развитости в регионе интеллектуальной собственности. Но данная позиция является не условием формирования конкурентоспособности регионов, а относится к факторам реальной конкуренции между ними. Для конкурентоспособности же региона большее значение имеет организационное условие. Общим фоном формирования конкурентоспособности регионов является состояние экономики в целом. За 1991 — 1998 гг. во всех отраслях народного хозяйства происходило снижение объемов производства и ВНП России в целом (табл. 3.3.3). Так, валовой национальный продукт (ВНП) за 1991 —1999 гг. по отношению к 1990 г. имел устойчивую тенденцию снижения и достиг минимума в 1998 г. — году дефолта, затем эта тенденция изменилась на противоположную. Объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции имели за этот период аналогичную динамику. Однако по рассматриваемым показателям Россия даже в 2002 г. не достигла уровня 1990 г.
Для формирования конкурентоспособности большое значение имеет отраслевая структура валового регионального продукта (ВРП). Анализ структуры ВРП России за 1997—2002 гг. показывает, что происходит ее медленное изменение (табл. 3.3.4). Производство товаров в общем объеме ВРП возросло с 44,1 % в 1997 г. до 47,6% в 2000 г. и до 48,5% в 2002 г., а доля производства услуг снизилась с 47,7% в 1997 г. до 45,0% в 2000 г. и до 43,0% в 2002 г., т.е. изменения происходят в пользу реального производства, что, конечно, несколько изменяет конкурентоспособность регионов.
Анализ данных таблицы показывает также, что несколько возросла товарная продукция, сократился объем нерыночной составляющей валовой внутренней продукции. Но причины этого - не стойкие изменения в структуре экономики, а конъюнктурные колебания, связанные с сезонностью и другими временными факторами. Значит, мы не можем считать увеличение товарной составляющей ВВП условием формирования конкурентоспособности регионов. Именно текущая промышленная динамика повлияла на процесс увеличения товарной составляющей ВВП, а не базовые процессы, обеспечивающие нарастание конкурентоспособности. Определенную роль в динамике добавленной стоимости сыграл рост цен на энергоносители.
Важнейшим условием формирования конкурентоспособности региона является рост производительности, обусловленный при внедрением новых технологий, прогрессивной техники, повышений квалификации работников и т.д. Современный расчет производительности предусматривает, что она представляет собой сумму выхода продукции на единицу вводимых фондов производства, что общепризнано в мировой хозяйственной практике и экономической теории. Анализ показывает, что эта позиция перестала учитываться при формировании конкурентоспособности регионов. Достаточно сказать, что статистика вообще не отражает этого показателя уже много лет. Экспертные оценки производительности основываются на далеко не достоверных данных. Поэтому нельзя, опираясь на статистические данные, показать, как производительность воздействует на формирование конкурентоспособности региона. Однако отсутствие статистических данных не означает, что производительность в регионах не меняется. Поэтому следует использовать экспертные оценки, косвенные характеристики динамики производительности.
В зарубежных странах проводится государственная политика обеспечения повышения производительности, поскольку без такой политики невозможно обеспечить конкурентоспособность страны и регионов в отдельности. В каждой европейской стране создана сеть региональных центров производительности, где компании, организации могут получить консультации по обеспечению роста производительности, обучению и пр. В 1999 г. Европейская ассоциация национальных центров производительности (ЕАНЦП) разработала меморандум «Производительность, нововведения, качество трудовой жизни и занятость», в котором усилено внимание к социальному аспекту проблемы, поскольку производительность не может расти только на технической и технологической основе. В настоящее время многие управленцы сходятся во мнении, что рост производительности чуть ли не тождествен снижению издержек на рабочую силу. На самом деле это дает только сиюминутные результаты. Длительный же результат (а только он может быть признан как рост конкурентоспособности) достигается превалированием производства над потреблением, т.е. в регионе должно производиться больше, чем потребляться. Именно такой критериальный подход является основным при определении уровня конкурентоспособности региона. Иначе говоря, акцент при формировании конкурентоспособности региона должен в России переместиться со снижения издержек на рабочую силу на создание ценности этой рабочей силой. При отсутствии роста качества
жизни населения региона, страны не может даже речи идти of увеличении их конкурентоспособности. Поэтому именно качестве жизни, зависящее от производительности, является условием формирования конкурентоспособности региона.
Еще одно условие формирования конкурентоспособности региона социальная напряженность в данном регионе. Хотя это является не экономическим, а социальным условием, оно проявляется в экономических процессах и результатах, непосредственно воздействует на степень развития конкурентоспособности. Дело в том, что чрезмерное увлечение ростом производительности на фирмах, не имеющее адекватной отдачи в повышении качества трудовой жизни, ведет к увеличению интенсивности труда, усилению сокращения работающих на этих фирмах, вытесняемых автоматизацией. Происходят социальные потрясения в виде забастовок, что неизменно вызывает снижение производительности. Свойство производительности - наличие определенных затрат наее поддержание - означает постоянное внимание властных структур региона к ее поддержанию и к тому, чтобы производительность росла адекватно улучшению качества трудовой жизни. Посколькупроизводительность является характеристикой долговременных процессов в экономике, создание программ ее увеличения и соотношение производительности и прибыльности косвенно могут дать представление об этом условии формирования конкурентоспособности региона.
Современная концепция формирования конкурентоспособности региона может существовать только как комплексное использование всех возможностей и условий такого формирования. Как управленческая система формирование конкурентоспособности представляет собой систему, на входе которой находится вся совокупность факторов существования региона как такового (про-
Изводства социальной сферы, всех ресурсов - затрат труда, природных, организационных, инфраструктурных и др.)- Среди социально-организационных факторов формирования конкурентоспособности региона необходимо особо выделить не просто создание условий нормальной жизнедеятельности людей в регионе, но и особые условия — расширение ответственности исполнителей на своих рабочих местах, адекватность качества рабочих мест и качества рабочей силы и т.д. Другими словами, формирование конкурентоспособности региона невозможно без соблюдения такого условия, как ориентация применения всех факторов этого процесса не на краткосрочную, а на долгосрочную перспективу, что нельзя сделать без соответствующего управления.
При этом в понятие «конкурентоспособность региона» непременно включаются не только обороты ресурсов, объемы прибыли, но и реализация социальных нормативов, создание социальных преимуществ, преимуществ жизнеобеспечения в данном регионе.
Ранее уже были рассмотрены такие условия формирования конкурентоспособности региона, как нововведения, техника, технология. Нельзя отрицать, что нововведения обусловливаются конкуренцией, но сейчас важны такие условия, когда нововведения обеспечивают рост конкурентоспособности региона. При этом речь идет о взаимодействии нововведений в самых различных отраслях экономики региона. Только такое взаимодействие и синхронное осуществление нововведений, обеспечивающих общий рост производительности и технико-технологического обеспечения регионального хозяйства, создают благоприятные условия повышения конкурентоспособности региона. Нововведения должны планироваться как единый процесс региона.
На самом же деле только регулирование в виде планирования нововведений по фирмам и отраслям регионального хозяйства способно наращивать конкурентоспособность региона. В противном случае происходит взаимное погашение позитивных эффектов нововведений в различных отраслях экономики и на фирмах в силу несинхронного осуществления этих нововведений, в результате чего теряется позитивный эффект их внедрения.
Нововведения обусловливаются творческим началом и соотносятся с «человеческим фактором» регионального хозяйствования. Ориентируясь на рынок, нововведения могут быть успешными только в том случае, когда они генерируются современными участниками экономических процессов, владеющими всеми современными техническими, организационными, экономическими знаниями в единстве.
Однако несинхронное обучение современным управленческим знаниям, сосуществование этих знаний разного уровня не могут не сказаться отрицательно на общем уровне субъективного фактора конкурентоспособности региона. Другими словами, нельзя ожидать большого эффекта от такого обучения. Это связано еще и с тем, что применение этих знаний на уровне региона противоречит слабому современному информационному обеспечению хозяйствования в регионе и по отдельным отраслям этого хозяйствования. Однако даже несистемное обучение может дать некоторый позитивный эффект в формировании конкурентоспособности региона. Потенциал нововведений высок в тех регионах, где сильно развито информационное обеспечение хозяйствования.
Для формирования конкурентоспособности региона важен временной фактор, т.е. скорость осуществления нововведений, скорость обеспечения роста производительности. Эта скорость выражается в том, как быстро появятся новые товары, соответствующие новым потребностям, как быстро они поступят на рынок и как быстро впишутся в рыночные процессы. Поэтому региональное хозяйствование должно обеспечивать доступность нововведений всех видов хозяйствующим субъектам на равных условиях. Здесь весьма условно применение понятия «коммерческая тайна». Ее усиленное использование лишь снижает, а не наращивает конкурентоспособность региона.
Конкурентоспособность региона формируется на разных уровнях: на уровне потенциала и ресурсов, входящих в регион; на уровне хозяйствования региона; на уровне управления региональными процессами не только в экономике, но и в социальной сфере. Особое значение для формирования конкурентоспособности региона в современных условиях имеет проектирование труда в региональном хозяйствовании. Речь идет об организационных характеристиках размещения трудовых процессов, их оснащения, обеспечения охраны труда, взаимосвязи различных трудовых процессов с внешней средой и о включении этих процессов в рыночные отношения, во все виды инфраструктуры региона. Пока такое проектирование осуществляется только на уровне фирмы, но почти никак не проводится в регионе, поэтому не может позитивно влиять на усиление его конкурентоспособности. Фирмы упростили свои организационные характеристики, произвели реструктуризацию, что не могло не сказаться отрицательно не только на проектировании внутри фирмы, но и на взаимодействии различных форм такого проектирования в регионе (при этом речь идет о развитии всей инфраструктуры проектирования труда). Региональная конкурентоспособность может наращиваться только в том случае, когда усиливается связь между условиями труда и жизни, между квалификацией и использованием вещественных и интеллектуальных потенциалов региона. Конкурентоспособность региона не может нормально формироваться, если не будут обеспечены эффективное обучение с отрывом от производства и эффективная практика обученных. В настоящее время такое условие формирования конкурентоспособности региона в лучшем случае применяется в весьма урезанном виде, поскольку материальное обеспечение обучающихся настолько мало, что они не могут позволить себе обучение с отрывом от производства. Это, конечно, значительно снижает эффект рассматриваемого условия формирования конкурентоспособности региона в рассматриваемый период времени. Значит, временная характеристика формирования конкурентоспособности соотносится и с необходимостью как проектирования труда во времени и в пространстве, так и создания возможности осуществления такого проектирования.
Ориентируясь на долговременную перспективу, конкурентоспособность региона означает кроме рассмотренных факторов еще и поддержание здоровья работников и всего населения данного региона. При этом роль медицинского страхования настолько мала, что его нельзя рассматривать как условие формирования конкурентоспособности региона. Поддержание здоровья населения и работников как фактора конкурентоспособности происходит вопреки реальным условиям медицинского обслуживания большинства населения.
На уровне управления хозяйствованием региона формирование конкурентоспособности осуществляется путем развития социального партнерства, создания условий защиты населения от социальных катастроф и пр. Развитие сотрудничества в регионе не позволяет реализоваться национальной розни, противостоянию социальных категорий и т.д. Это условие формирования конкурентоспособности региона почти не реализуется. С большими усилиями в ряде регионов сохраняется социальное согласие, но и оно не позволяет в должной степени формировать в регионе конкурентоспособность.
В осуществлении реальной конкурентной борьбы регионов значительную роль играют затраты. Ранее уже говорилось о затратах, необходимых для обеспечения роста производительности труда. Но буквально все условия, создающие конкурентоспособность региона, требуют определенных затрат. Поэтому затраты на создание товара, услуг, их эксплуатацию, на сохранение и умножение всех видов потенциалов регионального бытия являются необходимым условием конкурентоспособности региона. Эти затраты постоянно меняются, они нередко неадекватны результатам, которые обеспечиваются этими затратами. Но все-таки их нужно учитывать, формируя конкурентоспособность. Производительность и качество не могут быть отделены друг от друга по всем параметрам конкурентоспособности. И затраты как на производительность, так и на качество не только производства, но и распределения, обмена и потребления важны для созидательной работы всего региона по конкурентоспособности и реальной конкуренции. Иначе говоря, затраты являются условием не только формирования конкурентоспособности региона, но и осуществления реальной конкуренции между регионами, поскольку конкурентоспособность может быть высокой, а конкурентная борьба регионов даст отрицательный результат, если не будут учтены все реальные способы конкурентной борьбы, ее условия и факторы. При этом внешне условия и способы формирования конкурентоспособности и действия конкуренции могут быть сходными, но давать совершенно различные результаты в зависимости от того, на что направлены, - на наращивание конкурентного потенциала или на реализацию этого конкурентного потенциала в ходе реальной конкурентной борьбы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Формирование конкурентоспособности региона имеет определенные границы. Верхняя граница конкурентоспособности совпадает с конкурентоспособностью страны, нижняя граница определяется тем, что в регионах нередко отмечаются гипертрофия регионального самомнения, что ведет к призрачности конкурентоспособности; несоответствие целей регионального развития и институтов такого развития, когда воспроизводится бюрократия, коррупция; высокий уровень криминальной экономики.
2. Формирование конкурентоспособности региона требует предварительной оценки существующей конкурентоспособности как оценки потенциалов определенного региона. Некоторые подходы к такой экспертной оценке может дать динамика объемов отраслей экономики.
3. Условия формирования конкурентоспособности региона классифицируются как позитивные и негативные. Позитивные условия — это рост производства всех отраслей региона, приток инвестиций в реальную экономику, освоение технологического процесса и адекватная этому структура отраслей экономики региона, внутренний спрос на собственную продукцию региона, больший, чем на продукцию других регионов и импорт, рост внешнего спроса на продукцию региона. Негативные условия — это засилье недобросовестной конкуренции в регионе, создающей отрицательный имидж региона, издержки приватизации и либерализации цен, высокий уровень криминализации экономики региона, снижающий его привлекательность, большое количество дотационных регионов в России.
Важнейшим условием формирования конкурентоспособности региона является рост производительности как суммы выхода продукции на единицу вводимых факторов. Производительность соотносится с долгосрочным результатом хозяйствования, поэтому важно ее проектирование, учитывающее не только производительность, но и нововведения, качество трудовой жизни и занятость.
5. Нововведения как условие формирования конкурентоспособности региона не могут осуществляться без управляемости экономикой региона, его социальными процессами, поскольку нововведения должны осуществляться синхронно в сферах и отраслях такого хозяйствования с учетом участия в таких нововведениях «человеческого фактора».
6. Для формирования конкурентоспособности региона важен временной фактор: скорость осуществления нововведений; синхронизации социально-экономических процессов; роста производительности труда в отраслях, обеспечивающих конкуренцию региона с другими регионами; развития всех видов инфраструктуры.
7. Критерием конкурентоспособности региона должно быть преобладание объема производства региона над объемом потребления в нем, что обеспечивает устойчивость развития региона, преимущество в конкурентной борьбе, качество жизни в регионе. При этом рост производительности региона должен быть адекватен росту качества жизни.
11.3. Концепция региональной конкурентоспособности: принципы и методы оценки
Современному экономическому развитию присущ ряд явно выраженных тенденций, к числу которых относятся глобализация, регионализация, становление экономики, основанной на знаниях. Первые две тенденции выступают как противоположности. Глобализация приводит к ликвидации государственных границ в экономических процессах и взаимодействиях, к увеличению мобильности труда и капитала, к развитию единых стандартов и норм и, следовательно, к унификации регионов. Одновременно нарастает тенденция к регионализации, которая выражается в повышении автономности регионов, стремлении сохранить свою уникальность и повысить роль региона в национальной и мировой экономике.
Глобализация обусловливает развертывание конкурентных процессов на разных уровнях мировой экономической системы - мега-, макро-, мезо- и микроуровнях; практически все территории и регионы, ранее «закрытые» от конкуренции со стороны товаров и услуг других регионов расстоянием или таможенными барьерами, втягиваются в конкурентные отношения. Одновременно усиливается роль локальных процессов в развитии фирм и регионов. В итоге существенно изменяется роль отдельного региона в мировой экономике. Регион постепенно становится относительно самостоятельным экономическим субъектом, вступающим в конкурентные отношения как в межрегиональных взаимодействиях, так и на мировом рынке.
Становление региона субъектом конкурентных отношений означает формирование в экономической системе, называемой «регион», новых свойств и стандартов качества этой системы. Таким новым свойством является конкурентоспособность. Она отражает потребность сохранения и развития региона как экономического субъекта, функционирующего в условиях конкуренции. В условиях «новой экономики» конкурентоспособность региона становится одним из приоритетных факторов его социального и экономического развития и одновременно предметом фундаментального экономического анализа.
Конкуренция регионов — многомерное понятие. Оно включает конкуренцию между регионами одной страны, конкуренцию с регионами других стран, конкуренцию макрорегионов - объединений ряда стран.
В конце 90-х годов межрегиональную конкуренцию начали связывать не только с экономической теорией федерализма, но и с новым качеством конкурентных процессов в условиях развития информационных технологий; с глобализацией, регионализацией и интеграцией; с поиском новых источников роста региональных экономик, необходимостью повышения конкурентоспособности национальной экономики и ее элементов.
В условиях обострения конкуренции в связи с новыми экономическими тенденциями конца XX в. конкурентоспособность регионов национальной экономики стала рассматриваться как самостоятельная актуальная теоретическая и практическая проблема регионального развития.
Вместе с тем общепризнанной теории межрегиональной конкуренции и конкурентоспособности регионов, подобной теории международной конкуренции или конкуренции фирм, пока не существует. Такая теория возникнет, видимо, позднее. Наличие новых подходов и усиление внимания к пространственному аспекту конкуренции и конкурентоспособности свидетельствует о том, что предпосылки для разработки такой теории уже созданы. В то же время при огромной методологической значимости и научном интересе к проблематике конкурентоспособности регионов остается немало нерешенных, дискуссионных проблем, в том числе по определению понятия и оценки конкурентоспособности регионов. Почти отсутствуют исследования по межрегиональной конкуренции.
Отношение к конкуренции регионов национальной экономики как теоретической й практической проблеме весьма неоднозначно. В работах отдельных отечественных авторов регион рассматривается как искусственно конструируемое образование, выделенное на основе идентифицируемого признака [25, с. 11]. Возможность и объективная среда межрегиональной конкуренции создается, прежде всего, федералистским государственным устройством, оборотной стороной которого она является. Регионы, представляемые властями разных уровней - федерального центра, субъектов Федерации, местного самоуправления,- составляют систему горизонтального и вертикального взаимодействия равноправных в пределах своей компетенции и одинаково важных субъектов государственного устройства..В свою очередь, повышение эффективности межрегиональной конкуренции требует развития мобильности экономических ресурсов и четкого разграничения полномочий и финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Логика развития конкурентных механизмов регионального развития ведет к необходимости создания механизма признания несостоятельности региона — субъекта Федерации, т.е. механизма банкротства, что может рассматриваться как показатель результативности функционирования властей региона. Пока же национальная экономика вынуждена обеспечивать функционирование неэффективных экономических агентов на субфедеральном уровне, которые созданы без учета экономических критериев и функционируют за счет перераспределительных процессов.
Конкурентоспособность региона является функцией межрегиональной конкуренции, которая имеет и более широкий глобальный контекст. Развитие процессов глобализации; проявление отрицательных и положительных их последствий, а также становление «новой . экономики» позволяют говорить о повышении автономности регионов и их роли в развитии национальных экономик.
В условиях глобализации изменяется система конкурентного взаимодействия на мировом рынке. В прежней системе участниками мирового рынка были страны; специализация страны на мировом рынке определяла и позиции национальных фирм, регионы практически не участвовали в мировых конкурентных процессах. Повсеместное внедрение информационных технологий, ускоряющее процессы глобализации, позволило корпорациям и отдельным регионам национальных государств участвовать в мировой конкуренции. В результате государство утрачивает свою исключительную роль в мировом пространстве.
р |
В итоге мировая экономика предстает как многоуровневая пространственно-экономическая мирохозяйственная система, субъектами которой выступают национальные государства, наднациональные
образования (блоки стран и представляющие их организации), транснациональные корпорации; национальные фирмы, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность; регионы национальных экономик, города и даже отдельные районы, принимающие участие в системе мирохозяйственного взаимодействия.
Конкурентоспособность региона в условиях глобализации выступает как готовность отвечать на вызовы глобальной среды; способность адаптации к изменению условий, к поиску и защите локальных конкурентных преимуществ, поддержанию или улучшению позиции экономики региона в глобальной конкуренции.
Указанные тенденции обусловливают повышение автономизации регионов.
Конкурентоспособность - не самоцель, а необходимое условие достижения успехов региона как экономической системы, функционирующей в конкурентной среде. Как экономическая категория конкурентоспособность региона выражает совокупность множественных отношений между регионами по поводу экономических ресурсов и потребителей в условиях конкурентного взаимодействия с другими регионами.
Конкурентоспособность является не только свойством региона как экономической системы, но и сама выступает системой свойств, позволяющих региону эффективно вести конкуренцию для достижения целей региона. Описание системы конкурентоспособности региона включает:
1) цели, достигаемые с помощью конкурентоспособности;
2) отношения с внешней средой;
3) состав элёментов, обеспечивающих конкурентоспособность региона (источники, факторы, конкурентные преимущества, критерий и оценка конкурентоспособности);
4) взаимосвязи между элементами, входящими в систему конкурентоспособности региона.
В качестве наиболее актуальных могут быть приняты такие цели, как сохранение (выживание) региона, обеспечение безопасности, развитие и рост, общественное признание, социальная ответственность. Эти цели зависят от уровня развития региона. Выживание и безопасность региона базовые цели. По мере роста возможностей и уровня развития региона выдвигаются цели более высокого ранга (например, сохранение уникальности региона).
Способность добиваться успеха в достижении целей при экономическом соперничестве с другими регионами служит проявлением конкурентоспособности региона. С учетом автономизации регионов критерии их конкурентоспособности фактически сходятся с критериями конкурентоспособности национальной экономики. То есть это способность региона производить товары и услуги, пользующиеся спросом на внутреннем и внешнем рынках, и обеспечивать на этой основе экономический рост и повышение уровня благосостояния населения региона.
Достижение целей возможно при наличии конкурентных преимуществ. Это специфические черты и особенности региона, важные для целевых рынков и отличающие его от других регионов. Конкурентные преимущества обеспечиваются за счет конкурентных ресурсов. К таковым в современных условиях необходимо относить не только и не столько традиционные экономические ресурсы, сколько материальные и нематериальные элементы региона, обладающие рыночной ценностью или способствующие повышению спроса на другие элементы региона. Например, наличие мощного научно-образовательного комплекса, самобытных народных ремесел, развитой транспортной | сети и т.д.
В системе конкурентоспособности необходимо также выделять источники и факторы. К источникам относится все, что обладает признаком редкости и может быть использовано в процессе производства, фактически это потенциальные ресурсы региона. Факторами конкурентоспособности является то, что может обеспечить наилучшее использование и актуализацию потенциальных ресурсов, превратить их в конкурентное преимущество. Факторы конкурентоспособности можно разбить на три группы:
1) региональные кластеры - совокупность взаимосвязанных отраслей;
2) инновационная система региона;
3) другие факторы (экономико-географическое положение региона, имидж региона, система социального взаимодействия и социальный капитал региона и др.).
С учетом этого конкурентоспособность региона означает способность использовать традиционные и формировать новые, адекватные современной экономике, конкурентные ресурсы.
Одним из таких нетрадиционных ресурсов служит информация. Развитие инфокоммуникационных технологий как технологий, воплощающих в себе информацию, характеризует широкое распространение пятого технологического уклада. Информационная технология сама создает средства для собственной эволюции. Формирование саморазвивающейся системы важнейший итог, достигнутый в сфере информационной технологии.
Инфокоммуникационные технологии легли в основу развития практически всех отраслей экономики, стали инфраструктурным элементом, обеспечивающим функционирование любых производств, процессов, технологий. С этой точки зрения вложения в инфраструктуру служат средством и важнейшим фактором конкурентоспособности территориальных хозяйственных систем.
Особую актуальность в условиях повышения интенсивности товарных потоков между странами Востока и Запада приобретает экономико-географическое положение. Возможности для использования отдельными регионами экономико-географического положения в создании конкурентных преимуществ сегодня увеличиваются, например, путем формирования транспортных коридоров. В качестве локального конкурентного преимущества здесь может быть использована возможность обеспечения услуг по транзиту товаров.
Большое значение в конкуренции приобретает образ региона, который становится конкурентным ресурсом по нескольким причинам. Во-первых, в связи с развитием информационного общества. В этой ситуации образ (имидж) региона, его репутация в общественно-политических и деловых кругах оказываются важнейшими в реализации региональных внешнеэкономических и политических проектов. Во-вторых, работа с образами уже довольно основательно используется в теории продаж для обеспечения конкурентоспособности товаров и фирм, и ее принципы применимы к такому специфическому «товару», как регион. Сегодня система использования имиджа как серьезного конкурентного ресурса региона практически отсутствует.
Формирование указанных элементов системы региональной конкурентоспособности является задачей организационной культуры региона и регионального маркетинга.
Конкурентоспособность способствует также обеспечению и повышению безопасности региона. Причем безопасность предполагает не только защиту от внешних и внутренних угроз в настоящее время, но и повышение устойчивости развития региона в будущем. Поэтому уровень конкурентоспособности региона должен постоянно возрастать.
Безусловно, конкурентоспособность проявляется в конкурентоспособности факторов производства и продукции фирм региона. Их качество зависит от общих макроэкономических условий, но сам регион, естественно, может повлиять на улучшение конкурентной среды региона посредством налоговой и бюджетной политики, созданием административных и правовых условий, снижающих транзакционные издержки бизнеса, ужесточающих бюджетные ограничения, благоприятно сказывающихся на эффективности хозяйствования. В этом же направлении действует улучшение условий жизни населения, развитие системы обучения, здравоохранения, улучшение состояния окружающей среды, снижение преступности в регионе. Конкурентоспособность региона связана с тем, насколько созданные в региональной среде условия стимулируют различных участников регионального хозяйствования на проявление инициативы и самодеятельности, на самоуправление и самоорганизацию.
Региональная конкурентоспособность означает способность региона не только эффективно использовать региональные ресурсы, но и воздействовать на макроэкономическую политику, отстаивать интересы региона на федеральном уровне и формировать необходимую внутреннюю среду. То есть регион как субъект хозяйствования в конкурентных условиях может и должен вести себя стратегически, разрабатывая стратегию и тактику развития, обеспечивающие конкурентные преимущества и итоговую конкурентоспособность региона.
Можно выделить следующие возможности получения преимуществ одних регионов перед другими:
— абсолютные преимущества в производительности труда;
— относительные преимущества в дешевизне труда;
— преимущества привлечения фирм в регион, обеспечивающие внешнюю экономию от сосредоточения однородных фирм в регионе;
— конкурентные преимущества, обусловленные наличием конкурирующих фирм и комплекса поддерживающих и сопутствующих отраслей;
— преимущества крупных городов вследствие усиления экономической активности и эффекта агломераций;
— преимущества внутренней экономии в фирмах регионов вследствие расширения рынков при торговле с другими регионами.
Инструментами привлечения фирм в регион могут быть: снижение транспортных расходов, налоговые льготы, социальные расходы- местных властей, содействие властей снижению трансакционных издержек поиска информации и защиты прав собственности фирм.
На конкурентные позиции регионов также влияют тип специализации и место региона в системе территориального разделения труда (центр, периферия, полупериферия). Отнесение регионов к центру и периферии определяется не географическим положением, а отраслевой структурой региона. К представителям центра относят страны и регионы, где преобладают прогрессивные отрасли с высокой добавленной стоимостью, регионы с высокой долей услуг, хорошо развитой инфраструктурой, к периферии — с преобладанием добывающих отраслей.
Роль региона в территориальном разделении труда зависит от доли отраслей интеллектуальной специализации, а также наличия в регионе центров принятия решений компаний. Регионы, богатые ресурсами, но не имеющие центров принятия решений, вовлекаются в процессы эксплуатации со стороны регионов, сосредотачивающих головные офисы фирм; прибыль, создаваемая в регионах со специализацией на производственных функциях, перетекает в регионы, где сосредоточены центры принятия решений; именно в них поступает большая часть добавленной стоимости.
Прогрессивность специализации характеризуется также типом лидирующего промышленного комплекса региона. Промышленность регионов центра представлена преимущественно отраслями, производящими новую, уникальную, наукоемкую продукцию с высокой долей добавленной стоимости и квалифицированного труда. Для периферии характерно преобладание отраслей добывающей промышленности и слабое развитие инфраструктурных отраслей. Переход регионов от роли периферии к более прогрессивным позициям связан с улучшением специализации, показателей информационного развития регионов, повышением доли инфраструктурных отраслей, поэтому анализ специализации, отраслевой структуры регионов и ее динамики, а также информационного развития является необходимым элементом анализа конкурентных позиций регионов.
За период 1990-2000 гг. позиции российских регионов с этой точки зрения ухудшились, увеличилась степень «периферийности» российских регионов и доля добывающих отраслей. В российских регионах отстает, прежде всего, производственная и рыночная инфраструктура.
Оценка региональной конкурентоспособности является одним из способов оценки регионального развития, назначение которой состоит в выявлении тенденции и перспективы экономического роста региона в сравнении с другими.
В настоящее время в российской экономике институциональная среда межрегиональной конкуренции сформирована и характеризуется существенной асимметрией - горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная асимметрия состоит в неравенстве статусов и возможностей субъектов Федерации. Границы компетенции региональных властей и центра недостаточно определены, в результате возникает информационная асимметрия, обусловленная отсутствием прозрачности в отношениях между центром и регионами, когда одни регионы не знают объем полномочий у других. Горизонтальная асимметрия запускает механизмы поиска политической ренты регионами.
Вертикальная асимметрия - между уровнями власти разных уровней - состоит в том, что положения федерального законодательства не дают четкого ответа, какие именно органы власти являются контрагентами внутри регионов, что позволяет разным кандидатам претендовать на роль публичного властного органа внутри региона. Кроме того, Конституция, фиксируя чрезвычайно широкий круг вопросов, отнесенных к совместному ведению РФ и ее субъектов, создает возможность перетягивания полномочий между уровнями власти, что можно охарактеризовать как институциональную ловушку российского государственного устройства.
Сформировавшаяся система распределения полномочий, бюджетов и трансфертов сохранила мягкие бюджетные ограничения. Регионы не отвечают по своим долгам, примеров чему достаточно. Имеются . примеры финансовой расточительности и на уровне центра. Фактически это означает, что налогоплательщики одних регионов платят за бесхозяйственность или расточительность других. Усиление перераспределительных механизмов в начале 2000-х годов увеличивает зависимость каждого нижестоящего уровня от вышестоящего. Сложившиеся институциональные условия не очень благоприятны для развертывания принципов конкурентного федерализма и требуют решения вопросов ужесточения бюджетных ограничений на уровне центра и регионов, уточнения системы разграничения полномочий, введения ' института ответственности регионов разного уровня за результаты хозяйствования. Немаловажно решение вопроса о целесообразности сохранения статуса субъектов Федерации для регионов, у которых нет финансовой базы автономного функционирования [25].
Межрегиональная конкуренция выступает в формах вертикальной и горизонтальной конкуренции.
Вертикальная конкуренция — это конкуренция между разными уровнями власти — центральной и региональной, областной властью и муниципалитетом — за объем властных полномочий, за большую долю независимости и перераспределяемых ресурсов.
Горизонтальной конкуренцией называется конкуренция между регионами одного ранга, например, между областями, между городами, между муниципалитетами за доступ к ресурсам и привлечение мобильных ресурсов.
Эффективная конкуренция регионов требует соблюдения условий, препятствующих тенденциям к монополизации рынка на уровне отдельных регионов или центральной власти. Усиление перераспределительных процессов за счет централизации средств в федеральном бюджете создает дополнительные возможности использования финансовых потоков как источников конкурентных преимуществ, ускоряет тенденцию к монополизации и расслоению регионов и общества. Кроме того, для усиления роли регионов как творческих инноваторов требуется повышение степени самостоятельности и финансовой автономии властей каждого уровня. Необходима полноценная конкурентная среда, которая бы стимулировала поиск, открытие и наиболее эффективное использование экономических ресурсов региона. Применительно к конкуренции регионов это означает обеспечение равных условий в доступе к федеральным ресурсам на основе нормативов бюджетной обеспеченности, развитие конкурсного финансирования; создание механизма обратной связи между действиями властей и их положением, ответственность всех органов власти за использование бюджетных средств.
-