График выполнения и сдачи заданий

№ п/п и название темы Литература Методика выполнения Форма контроля Форма отчета Сроки сдачи
Понятие и содержание программно-целевого подхода, как основного механизма государственного планирования стратегического развития О.Л. 3 осн. (26-32), I осн. (18-22), 2 осн. (17-33). Д.Л. 2 доп. (212-218), 3 доп. ( 36-42). Устно Устный ответ 1.Обсуждение 2.Опрос 3. Конспект 2 неделя
Система государственного планирования в Республике Казахстан 3 осн. (10-32), 4 осн. (13-20), 1 осн. (218-222). 1 доп. (29-34), 2 доп. (36-49), 4 доп. (33-52).   Устно Устный ответ 1.Сообщение 2.Опрос. 3.Конспект 3 неделя
Процесс и участники процесса системы государственного планирования 3 осн. (33-53), 4 осн. (18-22), 2 осн. (38-56). I доп. (28-42), 2 доп. (16-20), 3 доп. ( 44-48).   Устно Устный ответ 1.Сообщение 2. Опрос 3.Конспект 4 неделя
Стратегия развития Казахстана до 2050 года 3 осн. (48-53), 4 осн, (6-13), 2 осн. (97-99). 1 доп. (12-21), 2 доп. ( 50-57). 5 доп. ( 10-19).   Письменно Коллоквиум   Конспект   5 неделя
Стратегический план развития РК до 2020 года 3 осн. (55-80), 4 осн. (22-30), 2 осн. (17-33). 2 доп. (42-81), 3 доп. ( 80-91). 4 доп. ( 67-84).     Устно Устный ответ 1.Опрос 2.Наглядное пособие 3.Обсуждение. 4.Конспект 6 неделя
Прогнозная схема территориально-пространственного развития РК 3 осн. (105-121), 4 осн. (34-36). 1 доп. (29-33), 2 доп. (114-116), 4 доп. 9 102-118).   Письменно Решение задач 1. Конспект 2. Лабораторная работа. 7 неделя
Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития РК 3 осн. (48-53), 4 осн. (6-13), 2 осн. (97-99). 1 доп. (12-21), 2 доп. (50-57). 5 доп. (10-19)..   Устно Устный ответ 1.Обсуждение. 2.Опрос 3 Конспект. 8 неделя
Программы социального развития 3 осн. (182-250), 4 осн. (43-65),2 осн. (178-193). 1 доп. (34-38). 3 доп. (130-135), 2 доп. (126-131).   Письменно Письменный ответ 1.Опрос 2.Обсуждение. 3Конспект 9 неделя
Программа развития регионов до 2020 года 3 осн. (144-172), 4 осн. (20-42). Д.Л. 2 доп. (212-218), 3 доп. (36-42).   Устно Устный ответ 1.Опрос 2.Обсуждение. 3Конспект 10 неделя
Стратегии развития национальных холдингов и компаний 3 осн. (252-304), 4 осн. (66-102). 1 доп. (29-34), 2 доп. (36-49), 4 доп. (33-52). Устно Устный ответ 1Обсуждение 2Опрос. 3.Конспект 11 неделя
Республиканский (местный) бюджет на 3 года 3 осн. (358-394), 4 осн. (128-140). I доп. (28-42), 2 доп. (16-20), 3 доп. (44-48).     Письменно Решение задач 1Лабораторная работа. 12 неделя
Проблема социально-экономической эффективной деятельности по управлению государством 3 осн. (48-53), 4 осн. (6-33), 2 осн. (97-99) 1 доп. (12-21), 2 доп. ( 50-57). 5 доп. ( 10-19)..   Устно Устный ответ 1.Обсуждение 2.Опрос. 3Конспект 13 неделя
Понятие и содержание программно-целевого подхода, как основного механизма государственного планирования стратегического развития 3 осн. (48-53), 4 осн. (6-33), 2 осн. (97-99) 1 доп. (12-21), 2 доп. ( 50-57). 5 доп. ( 10-19)..   Устно Устный ответ 1.Обсуждение 2.Опрос. 3Конспект 14-15 неделя

КАРТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

Специальность дисциплина Наличие основной учебно-методической литературы в экз. Контингент студентов   Примечание Устаревшая литература
рус библиотека На электронных носителях УМКД   рус каз
рус   каз
Государственное и местное управление Государственные программы развития              
             
Бурлаков Л.Н. Модернизация системы регионального и местного самоуправления в Казахстане. Монография. Астана 2006 г.        
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2005      
Указ Президента РК от 18 июля 2009г. О Системе государственного планирования в РК      
             

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Тема 1. Понятие и содержание программно-целевого подхода, как основного механизма государственного планирования стратегического развития.

Цель: Дать понятие о содержании программно-целевого метода, как одного их эффективных инструментов государственного регулирования социально-экономического развития.

Вопросы:1. Понятие и содержание программно-целевых методов; 2. Компоненты программно-целевых методов; 3. Особенности социально-экономических задач, реализуемых программно-целевыми методами.

В современных условиях формирование и реализация программ социально-экономического развития в странах и из регионах становится действенным инструментом государственного регулирования и планирования. Значение программно-целевых методов в управлении экономикой и социальными процессами постоянно возрастает, поскольку их применение повышает эффективность государственного воздействия на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом, обеспечивает тесную взаимосвязь между выделяемыми инвестициями и бюджетными ресурсами и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами.

Формирование государственных и региональных программ социально-экономического развития сегодня наиболее актуальное и перспективное направление программно-целевого планирования в РК, так как поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общеказахстанского рынка являются важнейшими аспектами модернизации экономики РК и в целом устойчивого развития государства.

Метод программно-целевого управления в стратегическом планировании является сегодня одним из важнейших средств осуществления государственной социально-экономической политики развитых зарубежных стран.

По мере возникновения и обострения социально-экономических, экологических, политических проблем, которые требуют для своего решения проведения комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, использования различных ресурсных источников, роль программно-целевых методов в управлении государственным и региональным развитием неуклонно возрастает.

Программно-целевой метод является важным инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития Казахстана и его регионов наряду с методом прогнозирования и индикативного планирования.

По мнению российского ученого-экономиста Б.А. Райзберга понятие «программно-целевого подхода» следует рассматривать в широком и узком смыслах.

Программно-целевое управление в широком смысле рассматривается как воздействие субъекта управления на объект управления, вырабатываемое на основе методологии системного анализа. Средства достижения целей управления (план, целевая комплексная программа, оргструктура и др.) определяются, исходя из этих целей и охвата всех стадий воспроизводственного процесса (жизненного цикла). В узком смысле сущность программно-целевого управления сводится ими только к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа [1].

Другой российский экономист М.Ю.Кривошеева характеризует «программно-целевой метод как метод выделения основных целей и задач государственного, экономического, социального, экологического и культурного, территориального развития, разработки взаимосогласованных мероприятий по их реализации в установленные сроки» [2].

По мнению известного казахстанского ученого академика А.Кашанова, «программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами.

Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению» [3].

В общем случаепрограммно-целевые методы планирования и управления– это методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ.

Программно-целевые методы применяются если:

- существует задача изменения неблагоприятных тенденций социально-экономического развития;

- возникшая проблема (экономическая, социальная, экологическая) может быть решена только с применением программных мероприятий;

- отсутствуют какие-либо возможности достижения целей государственного или регионального развития, используя только те ресурсы, которыми располагает регион, и достигнутые уровни взаимодействия между управленческими уровнями;

- существует необходимость координировать ресурсы для достижения значимой цели.

Программно-целевой метод в экономике – связывает цели с ресурсами используя программы. Каждая программа - комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде «дерева целей». Оценка и выбор возможных вариантов программ производятся по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию при фиксированных конечных показателях и т. п.) с помощью специальных приёмов (например, программных матриц).

Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели - пути – способы – средства» как видно из рис.1. Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства.

График выполнения и сдачи заданий - student2.ru

Рис 1. Цепочка программно-целевого планирования

Программно-целевой метод планирования дает возможность следить за ситуацией, а также оказывать непосредственное влияние на последствия. В этом заключается прямое отличие данного метода от других.

Ключевое понятие программно-целевого планирования понятие программа.

Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экономические и социальные показатели.

Метод программно-целевого планирования способствует реализации потребности в осуществлении интеграционных процессов в экономике, связанных, с одной стороны, ростом комплексности и сложности экономического проблем развития, которые для своего решения требуют рациональных межрегиональных взаимодействий, и с другой стороны - большой степенью дифференциации развития производительных сил, которые дополняются с переходом к рыночной экономике большим многообразием форм собственности.

Метод программно-целевого планирования дает возможность достичь целей, которые предусматривают структурные сдвиги в социально-экономическом развитии, переход к новому состоянию развития экономических систем, которое не может быть достигнуто в процессе реализации отдельных целей развития инфраструктурных, социальных или других элементов региональных систем хозяйствования.

К основным компонентам программно-целевого метода относятся:

- законодательная и нормативная база программы;

- организационная система управления программой;

- система распределения/стимулирования привлечения ресурсов;

- комплекс мероприятий, направленных на решение поставленной задачи;

- система контроля реализации программы и оценки ее эффективности;

Функции и задачи, решаемые с помощью программно-целевого подхода [столяров]:

- координация развития различных подсистем (например, экономической, социальной, научно-технической, экологической), в целях достижения мультипликативного эффекта

- задание направления развития системы на основе анализа существующих взаимосвязей компонентов системы, тенденций их изменения и потенциала системы. Определение целевого состояния системы;

- создание основы для принятия управленческих решений всеми субъектами системы (центральными органами исполнительной власти, местные органы, ведомства, частный бизнес, население);

- балансировка интересов государства и его регионов.

Особенностью программно-целевого подхода является то, что он дает шанс заниматься решением сложных задач, которые находятся на стыке отраслевой и ведомственной компетенции и ответственности органов исполнительной власти страны и регионов за счет координации обоюдных усилий для решения проблемы.

Таким образом, главной особенностью программно-целевого управления является то, что задачи, которые решаются при помощи данных методов не могут быть решены использованием стандартных процедур со стороны органов управления и коммерческих структур, а также в рамках действия только одной из сторон участниц процесса.

Программно-целевой метод в основном применяется для решения таких социально-экономических задач:

1. создание новых капиталоемких отраслей промышленности, которые имеют стратегическую значимость для государства;

2. выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;

3. эффективная организация бюджетной системы;

4. увеличение уровня научно-технического развития;

5. повышение уровня жизни людей;

6. всестороннее развитие населения (духовное, культурное, морально-нравственное);

7. воспроизводство ресурсов с длительным инвестиционным циклом.

Таким образом, преимущества программно-целевого метода управления экономическим и социальным развитием регионов характеризуются такими принципиальными особенностями:

-системным характером основных целей и задач программы по решению комплексных проблем развития экономики и социальной сферы;

-индикативным характером программ, сроки реализации, которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ всем необходимым (прежде всего, материальными и финансовыми ресурсами);

-возможностью объединять ограниченные материальные и финансовые ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем в социально-экономического развития страны и региона;

-обеспечением единства методических подходов к решению задач развития территорий;

-возможностью использовать эффект мультипликатора при целевом использовании ресурсов бюджета дополнительно привлекая внебюджетные средства, собственные средств коммерческих и государственных предприятий, средства иностранных инвесторов;

-способностью сочетать программно-целевой метод управления отраслевым и региональным развитием и методы регионального планирования и прогнозирования;

-перспективной возможностью обеспечения общественного контроля за использованием финансовых ресурсов (экспертиза, формирование межведомственных комиссий по их реализации и др.).

Применение программно-целевых методов в региональном планировании позволяет органично соединять государственное планирование и регулирование с рыночным саморегулированием экономики.

Правильное и качественное выполнение всех этапов и шагов создает высокую степень вероятности высокого качества конкретной программы и в определенной степени гарантирует ее эффективную реализацию.

Тема 2-3. Система государственного планирования в Республике Казахстан.

Цель: Ознакомить студентов с системой государственного планирования в РК.

Вопросы: 1. Общие положения и принципы системы государственного планирования; 2. Документы системы государственного планирования; 3. Государственные Программы развития; 4. Стратегический План государственных органов; 5. Отраслевые программы; 6. Бюджеты.

Система государственного планирования в Республике Казахстан утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827.

Система государственного планирования - комплекс взаимосвязанных элементов, состоящий из принципов, документов, процессов и участников государственного планирования, обеспечивающий развитие страны на долгосрочный (свыше 5 лет), среднесрочный (от года до 5 лет) и краткосрочный (до 1 года) периоды.

Государственное планирование охватывает деятельность органов государственной власти и иных участников процесса развития страны, направленную на повышение уровня социально-экономического развития Казахстана, рост благосостояния граждан и укрепление безопасности страны.

Принципы Системы государственного планирования

Система государственного планирования базируется на следующих принципах:

1) единства и целостности - единство законодательства в сфере государственного планирования, принципов организации и функционирования Системы государственного планирования, единство порядка осуществления процесса государственного планирования;

2) внутренней сбалансированности - согласованность документов системы государственного планирования между собой по целям развития, задачам и показателям результатов;

3) результативности и эффективности - выбор целей, задач и показателей результатов должен быть максимально правильным (результативным), основываться на глубоком анализе текущей ситуации и необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов;

4) самостоятельности выбора путей решения задач - самостоятельность участников процесса государственного планирования в выборе путей и методов достижения целей и решения задач развития страны в пределах своей компетенции;

5) ответственности участников процесса государственного планирования - обеспечение ответственности за неэффективность решения задач и недостижение ожидаемых результатов в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) прозрачности (открытости) - обязательное опубликование документов Системы государственного планирования, за исключением положений, содержащих информацию, относящуюся к государственным секретам;

7) достоверности и реалистичности - обоснованная возможность достижения целей развития, установленных документами Системы государственного планирования, а также обоснованность показателей результатов, используемых в процессе государственного планирования;

8) непрерывности, преемственности и последовательности - ступенчатый характер Системы государственного планирования, то есть успешность достижения целей, задач, показателей результатов вышестоящих документов зависит от качества и своевременности планирования и достижения целей, задач, показателей результатов нижестоящих документов, а также непрерывный механизм ее функционирования;

9) ресурсной обеспеченности - определение источников и объемов финансирования, людских, других материальных и нематериальных ресурсов по основным направлениям стратегических планов государственных органов для достижения поставленных целей и задач.

Документы Системы государственного планирования

К документам Системы государственного планирования относятся:

1) Стратегия развития Казахстана до 2050 года;

2) Стратегический план развития Республики Казахстан на 10 лет, Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны;

3) государственные программы на 5-10 лет;

4) Прогноз социально-экономического развития на 5 лет;

5) программы развития территорий на 5 лет;

6) стратегические планы государственных органов на 5 лет;

7) стратегии развития на 10 лет и планы развития на 5 лет национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний с участием государства в уставном капитале;

8) отраслевые программы;

9) Республиканский (местный) бюджет на 3 года.

Наши рекомендации