Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности
Субъекты хозяйственной деятельности – юридические и физические лица, которым законодательством предоставлено право осуществления хозяйственной деятельности, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность прав и обязанностей), которые имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества.
Субъекты: индивидуальные предприниматели; коммерческие организации; некоммерческие организации; Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.
Классификация в зависимости от:
a) формы собственности (на основе гос. или частной);
b) характера хоз. компетенции (государство, регионы, предприятия, структурные подразделения);
c) правового статуса (с образованием или без образования юр. лица);
d) цели деятельности (систематическое получение прибыли или предпринимательская деятельность некоммерческих организаций для поддержания своей основной цели деятельности);
e) организационно-правовой формы (хоз. общества и товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, объединения и др.)
Законодательство о хозяйственных организациях:
- Конституция Республики Беларусь ;
- Гражданский кодекс Республики Беларусь, Инвестиционный кодекс, Налоговый кодекс, Банковский кодекс, Таможенный кодекс, транспортные уставы и кодексы;
- Декреты и Уставы Президента Республики Беларусь;
- Постановления Совета Министров Республики;
-Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь);
- Постановления республиканских органов государственного управления;
- Инструкция – это нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в сфере осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
- Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов хозяйствования (предпринимательства);
- Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственных органов, предприятий, объединений, организаций, учреждений, а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности;
- Приказ – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления, в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления;
- Решения органов местного управления и самоуправления.
Общая характеристика порядка создания:
Создание субъекта хозяйствования – последовательное совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта хозяйствования.
Способы образования юридических лиц:
- распорядительный;
- разрешительный;
- явочно - нормативный.
Образование коммерческих организаций проходит несколько этапов:
– инициатива образования;
– подготовка и утверждение учредительных документов;
– согласование наименования создаваемой организации;
– формирование уставного фонда;
– государственная регистрация субъекта хозяйствования.
Прекращение деятельности (2 формы):
a) Реорганизация– прекращение деятельности предприятия с правопреемством, т.е. с переходом прав и обязанностей к другим лицам. (добровольная и принудительная).
b) Ликвидация– прекращение субъекта предпринимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (добровольная и принудительная).
Представительства и филиалы:
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
Правовое положение представительств иностранных организаций:
Представительством организации является её обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов организации и иные не противоречащие законодательству функции.
Функции: • изучение товарных рынков Республики Беларусь; • изучение возможностей для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь; • создание иностранных и совместных предприятий; • содействие развитию торгово-экономических связей между странами; • представление и защита интересов коммерческой организации; • продажа билетов и бронирование мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта; • деятельность в других целях, не запрещенных законодательством Республики Беларусь для этих представительств.
Правовое положение граждан как субъектов хозяйственной деятельности:
Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя физическое лицо должно обладать: гражданской правоспособностью (способностью иметь гражданские права и нести обязанности); гражданской дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их); иметь имя (средство индивидуализации гражданина как участника гражданско-правовых отношений); иметь место жительства(тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает).
Республика Беларусь и АТЕ как субъекты хоз. деятельности:
Особенности участия:
– к отношениям с участием Республики Беларусь (административно- территориальных единиц) применяются нормы, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов;
– от имени данных субъектов права и обязанности приобретают их органы либо специально уполномоченные граждане и юридические лица;
– по своим обязательствам указанные субъекты отвечают всем своим имуществом, кроме имущества, закрепленного за унитарными предприятиями или изъятого из оборота;
– Республика Беларусь и административно-территориальные единицы несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий, финансируемых ими учреждений и в иных случаях, предусмотренных законодательством;
– по общему правилу указанные субъекты не несут ответственности по обязательствам друг друга;
– они несут ответственность за незаконные действия их органов и должностных лиц.
Государство участвует в хозяйственном обороте как непосредственно, так и опосредованно.
Непосредственное участие проявляется путем вступления в хозяйственные отношения государственных органов как представителей государственной власти.
Опосредованноеучастие государства в хозяйственном обороте осуществляется через специально созданные государственные юридические лица.