Оборудование для производства сухого молока
Одним из показателей качества сухого молочного продукта является его растворимость. А понятие быстрорастворимость означает свойство продукта быстро растворяться в жидкости. Выражают ее в см3 сырого остатка, который остается после процесса центрифугирования молока, восстановленного из сухого продукта. Под быстрорастворимостью понимают именно скорость протекания процесса растворения, а не его полноту. Сухое молоко, полученное на распылительном сушильном агрегате, приобретает такую способность из-за дополнительных технологических действий.
Технология получения быстрорастворимого сухого молока имеет некоторые отличия от обычной сушки. После высушивания продукта в сушильной башне до влажности 4-6% он направляется в агломерационную камеру. В ней сухой порошок увлажняется обезжиренным молоком, и его влажность повышается до 7- 9%, также там происходит и агломерирование его частиц. После этого продукт направляется в инстантайзер. В нем он высушивается до влажности 4% в псевдоожиженном слое. При укрупнении частиц производимого сухого быстрорастворимого продукта в него вводятся эмульгаторы.
Сухое молоко распылительной сушки имеет частички овальной формы. При смачивании на них образуется пленка, которая не дает порошку быстро раствориться. А частицы сухого быстрорастворимого молока имеют другую структуру. Они крупные и пористые. Из-за этого влага быстро в них просачивается и порошок увлажняется.
Сушильная установка комбинированного типа для получения быстрорастворимого молока с применением лиофилизирующих веществ (рис. 1).
Рисунок 1. Распылительная сушильная установка
Распылительные сушильные установки для получения быстрорастворимого молока с использованием лиофилизующих веществ:
а — фирмы «Ниро-Атомайзер» (Дания);
б — фирмы «Шторкэ» (Нидерланды);
1 — насос для подачи сгущенного молока;
2 — сушильная башня;
3 — циклоны;
4 — емкость;
5 — насос для подачи лиофилизующих веществ;
6 — расходомер;
7 — линия возврата мелких фракций в сушильную башню;
8 — линия подачи сжатого воздуха;
9—устройство для внесения лиофилизующих веществ;
10 — вибрационное сито;
11 — прямопроходной инстантайзер;
12 — фильтр;
13 — линия подачи мелких фракций порошка;
14 — паровая линия;
15 — форсунка
2.2 Характеристика ассортимента сухого молока, реализуемого в магазине «Монетка»
Продукция сухого молока, реализуемая в магазине ООО «Монетка» представлена марками различных фирм производителей.
А именно сухое молоко торговых представителей, таких как ООО "Кинг Лион Тула", ООО "Фарсис", ООО «ЦИКОРИЯ С.А.»,ООО "Троицкий пищевой комбинат".
Представленная продукция относительно одинаковой ценовой категории и реализуется как сопутствующий товар, исходя из основной деятельности магазина.
Свойство ассортимента – специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.
Показатель ассортимента – количественное выражение свойств ассортимента.
Свойствами ассортимента являются:
1. Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Широта выступает в качестве одного из примеров конкурентоспособности фирм.
С точки зрения потребителя, с одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара.
2. Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
3. Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации товаров.
4. Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
5. Структура ассортимента – это удельная доля каждого вида или наименования товара в общем наборе.
6. Ассортиментный минимум (перечень) – минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации. В условиях дефицита по этому показателю проверяли работу магазинов. Однако в настоящее время многие торговые предприятия исключают из ассортимента дешевые товары повседневного спроса. Для предотвращения таких негативных явлений утвердили несоблюдение ассортиментного перечня нарушением правил торговли.
7. Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять обоснованные потребности разных сегментов потребителей. Коэффициент рациональности свидетельствует о рациональном ассортименте.
8. Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации, использования.
Причинами, побуждающими обновлять ассортимент, являются:
- замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом;
- разработка новых товаров улучшенного качества;
- создание конкурентных преимуществ организации.
Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и (или) лицензиями «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
Важно правильно и рационально сформировать ассортимент, чтобы он был:
1) в меру широким, чтобы потребителю было из чего выбрать, с другой стороны, чтобы огромное многообразие товаров не затрудняло выбор нужного товара;
2) полным, чтобы вероятность удовлетворения спроса со стороны различных потребителей была высока;
3) новым, что связано с изменением вкусов потребителей;
4) устойчивым, что представляет определенные гарантии реализации части ассортимента, пользующейся устойчивым спросом, а для потребителя удовлетворение спроса на данный товар.
В магазине ООО «Монетка» ассортимент сухого молока формируется основываясь на следующие принципы:
- обеспечение соответствия ассортимента характеру спроса;
- рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка;
- обеспечение достаточной широты и глубины ассортимента;
- обеспечение устойчивости ассортимента товаров;
- обеспечение условий рентабельной деятельности. [12]
Коэффициент широты
Широта ассортимента – это количество видов и разновидностей товаров определенного назначения
Для расчета коэффициента широты потребуется базовая и действительная широты ассортимента.
Базовая широта – широта, принятая за основу для сравнения.
Действительная широта - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Для анализируемого магазина базовая широта составляет 10 марочных наименований линейки сухого молока, имеющихся в 3 близлежащих конкурентоспособных магазинах, такие как «Проспект» и «Пятёрочка» действительная широта – 4 марочных наименований, имеющихся в продаже в магазине «Монетка».
Для определения коэффициента широты используется следующая формула:
Кш = (Шд : Шб),
Где, Кш – коэффициент широты;
Шд – широта действительная;
Шб – широта базовая.
Коэффициент широты необходим для определения того, насколько действительная широта ассортимента соответствует базовому, т.е. сколько из возможных наименований товаров присутствует в продаже.
Расчет: Кш = (4 : 10) = 0,4
Так как коэффициент широты равен 0,4 и служит косвенным показателем насыщенности ассортимента можно сделать вывод, что представленный в исследуемой торговой точке ассортимент довольно неширокий.
Можно сделать вывод, что, не смотря на невысокий показатель широты ассортимента торговая точка является вполне конкурентоспособной. Данное количество видов сухого молока по маркам вполне достаточно для потребителя, чтобы он мог выбрать для себя нужный товар. [12]