Фирма как организация. контрактная природа фирмы
Поскольку в рыночной экономике ресурсы находятся в собственности самостоятельных экономических агентов, их включение в ресурсный комплекс фирмы осуществляется на основе контрактов между собственниками ресурсов и владельцем фирмы. Содержание контракта - согласованные условия включения ресурсов в хозяйственный процесс (о цене ресурса, способе (технологии) его применения, средствах защиты от оппортунизма. Таким образом, внутрифирменная организация, так же, как и рыночная, покоится на контрактах, а фирма может рассматриваться как сеть контрактов.
Составным моментом контрактов является фиксация отношений власти и подчинения. Функция принятия решений обосабливается от действий по их реализации. На смену горизонтальным отношениям приходят агентские отношения – действия одной из сторон по поручению другой. В этом смысле фирма - иерархическая сеть контрактов, организационная иерархия. Иерархические отношения не навязаны, а обусловлены достигнутым между сторонами соглашением. Они отражают взаимную выгоду сторон: происходит обмен избавления от риска одной на право другой распоряжаться ресурсом и доходом от него.
В качестве контрактной сети фирма включена в отношения разного рода. Как внутренне структурированная единица, она представляет систему внутренних контрактов, а как участник экономических отношений выступает стороной внешних контрактов со своим ближайшим окружением. Соответственно она сталкивается с двумя типами трансакционных издержек: издержками обеспечения выполнения внешних контрактов и внутренними издержками организации выполнения внутренних контрактов. Внутренние издержки связанны с координацией действий участников производственного процесса, организацией мониторинга выполнения внутренних контрактов, созданием и обеспечением механизмов противодействия оппортунистическому поведению, с потерями от такого поведения и бюрократических искажений.
Форма контрактов, образующих фирму, может быть разная. Однако основу сети составляют отношенческие контракты. Фирма создается надолго. Поэтому в процессе заключения контрактов между ее будущими участниками могут быть установлены лишь общие условия и цели взаимодействий, определены механизмы принятия решений и снятия спорных вопросов. Такие рамочные условия соответствуют отношенческому типу контракта. Доминирование в рамках контрактной сети этого типа контракта означает, что деятельность фирм регулируется в основном неформальными внутренними правилами.
Фирма может использовать и комбинировать разные по уровню специфичности типы ресурсов, однако с экономической точки зрения определяяющими для фирмы как устойчивой структуры являются высокоспецифические ресурсы. Тому есть две основные причины.
Во-первых, чем выше специфичность ресурса, тем больший вклад он вносит в создание сверхсуммативного эффекта фирмы. Под сверхсуммативным эффектом понимается избыток ценности ресурсного комплекса над простой суммой рыночной ценности отдельных включенных в него ресурсов. Сверхсуммативный эффект – не только продукт уникальной комбинации ресурсов, создаваемой предпринимателем, но и главный стимул его поведения. Фирма организуется предпринимателем для получения максимального сверхсуммативного эффекта посредством создания оптимальной комбинации ресурсов.
Во-вторых, владельцы высокоспецифических ресурсов являются участниками фирмы, наиболее заинтересованными в ее долгосрочной устойчивости. Включение таких ресурсов в ресурсный комплекс фирмы повышает их ценность в сравнении с рыночной стоимостью. Соответственно, выбытие высокоспецифических ресурсов из состава ресурсного комплекса влечет потери для их владельцев. И чем выше специфичность ресурса, тем выше оказываются эти потери.
Таким образом, основу контрактной сети фирмы составляют отношенческие контракты по поводу использования высокоспецифических ресурсов.
Сеть контрактов, образующих фирму, подвижна и отражает ее адаптацию к изменениям в окружающей среде. Адаптация преследует цель обеспечения адекватности структуры контрактных отношений состоянию этой среды. Такое понимание отражает особенность институционального взгляда на равновесие и оптимум фирмы. В отличие от классических представлений, акцентирующих внимание на оптимуме комбинации «цена-объем выпуска» в центр внимания ставится оптимум сети контрактных отношений, структура которой должна обеспечить в долгосрочном аспекте минимизацию издержек обоего вида. Так как экономическая система неоднородна, отсутствует универсальный оптимум внутрифирменной сети контрактов. Каждая ситуация предполагает свой оптимум.