Тема 19. риски в системе международных бизнес-отношений
Под риском в бизнесе понимается риск экономический, т.е. риск, измеряемый в денежном эквиваленте. Из всего множества понятий риска в сфере экономики и бизнеса используется следующее определение экономических рисков. Риск в экономике(экономический риск) — это опасность прямых материальных потерь или неполучения желаемого результата (дохода, прибыли) вследствие случайного изменения внешних и внутренних условий производства, а также неоптимальных управленческих решений, возникающая при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров (услуг), их реализацией, товарно-денежными, и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов.
В сфере ВЭД возникновение экономических рисков возможно как при обычных коммерческих операциях, так и при международных инвестиционных и кредитных отношениях, связанных с вложением капитала и размещением финансовых (валютных) ресурсов. Таким образом, понятия неопределенности и риска в превосходной степени относятся к сфере национального и международного бизнеса. Менеджеры каждой компании должны ежедневно принимать решения о продажах, покупках, организации работы производственных и иных подразделений фирмы. При этом они сталкиваются с изменением конъюнктуры на рынках, действиями конкурентов, сменой предпочтений потребителей, экологическими ограничениями, традициями и особенностями ведения бизнеса, спецификой национального и международного законодательства и другими факторами. Более того, усложнение хозяйственной практики, экспансия за пределы национальных границ делает критически важным учет риска и неопределенности в области международного бизнеса.
Итак, под рисками международного бизнеса понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых потенциально возможно возникновение убытков, имущественного ущерба для участника ВЭД. Риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, делятся на две группы: внутренние, или зависимые от деятельности предприятия, и внешние, или независимые от деятельности предприятия.
К внутренним рискам при этом относятся следующие:
1) риски, связанные с экономической активностью;
2) технико-технологические;
3) производственные;
4) риски, связанные с человеческим фактором.
Риски, связанные с экономической активностью (производственные, транспортные, торговые, финансовые и т.д.). Это риски, связанные с ведением бизнес-деятельности и результатами экономических процессов.
К технико-технологическим рискам относятся: вероятность потерь вследствие отрицательных результатов научно-исследовательских работ; вероятность потерь в результате недостижения запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технологических разработок; вероятность потерь в результате низких технологических возможностей производства, что не позволяет освоить результаты новых разработок; вероятность потерь в результате возникновения при использовании новых технологий и продуктов побочных или отсроченных во времени проявления проблем; вероятность потерь в результате сбоев и поломки оборудования, пожаров и т.д.
Производственные риски - это такой вид рисков, которые возникают в процессе производства, НИОКР, реализации и послереализационного обслуживания продукции (услуг), связан с производством продукции, товаров (услуг); с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства.
К внутренним рискам также относятся риски, связанные с человеческим фактором. Человеческий фактор — это один из наиболее важных аспектов управления предприятием. В данном аспекте рассматриваются риски, связанные собственно с персоналом (смерть, нетрудоспособность, выход на пенсию, увольнение) риски потери ключевых специалистов и риски, связанные с действиями персонала (аварии, ошибки персонала, мошенничество и воровство на предприятии).
Для снижения внутренних рисков разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, т.е. отношение результата (уменьшение убытков или прирост прибыли) к затратам на их осуществление.
Вторая группа рисков — внешние риски — наиболее важна с точки зрения ВЭД предприятия. К числу внешних рисков предприятия при этом относятся следующие: природные, страновые, политические, финансовые.
Природные риски — это риски, связанные со стихийными бедствиями и природными катастрофами (наводнениями, землетрясениями, штормами, климатическими катаклизмами и др.).
Страновые риски непосредственно связаны с процессами интернационализации, глобализации и интеграции. Они актуальны для всех участников ВЭД и зависят от политико-экономической стабильности страны пребывания. Причинами странового риска могут быть: нестабильность государственной власти, особенности государственного устройства и законодательства, неэффективная экономическая политика, проводимая правительством, этнические и религиозные проблемы и т.п.
Политические риски, т.е. риски изменения: экономической политики государств, региональных интеграционных комплексов, межгосударственных отношений, геополитической обстановки, в приоритетных направлениях их деятельности (валютные, налоговые, правовые и т.д.).
Финансовые риски включают риски, связанные с покупательской способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала.
Управление риском (риск-менеджмент) — процесс принятия и выполнения управленческих решений, которые минимизируют неблагоприятное влияние на организацию или лицо убытков, вызванных случайными событиями.
Данное определение сформулировано в наиболее общей форме, вне зависимости от специфики риска. Поэтому управление риском, понимаемое таким образом, может осуществляться на разных уровнях:
1) на государственном уровне (например, система гражданской обороны);
2) на уровне фирмы или другого хозяйствующего субъекта (в частности, программа мер по обеспечению устойчивости бизнеса);
3) на индивидуальном уровне (прежде всего, личное страхование и страхование личного имущества).
Анализ основных подходов к минимизации неблагоприятного влияния случайных событий и их финансовых последствий позволяет выделить ряд общих процедур управления риском. Такая точка зрения дает возможность исследовать, как в целом можно поступить с тем или иным риском, что с ним можно сделать. К числу возможных процедур следует отнести следующие.
Уклонение от риска — множество мероприятий, дающих возможность полностью избежать влияния тех или иных неблагоприятных событий. Данный метод является наиболее простым и радикальным. Он заключается в разработке мероприятий, полностью исключающих конкретный вид риска. Уклонение рассчитано на отказ от определенных ожиданий, рискованных процессов и перекладывание риска на других лиц. На практике (чаще всего) реализуется в форме отказа субъекта экономики от реализации инвестиционного проекта, совершения финансовых и иных операций, связанных с высоким риском, и предпочтения в пользу менее рискованных или почти безрисковых проектов или минимизации рисков. Сюда относятся:
Сокращение риска — набор мер, способствующих уменьшению неблагоприятных последствий, вызванных действиями рассматриваемого органа государственного управления, фирмы или физического лица. Данная процедура предполагает, что риски остаются на собственной ответственности носителя, поэтому ее иногда называют принятием рисков на себя.
Передача риска — совокупность мер, позволяющих переложить ответственность за снижение возможности возникновения неблагоприятных событий и за возмещение связанного с ними ущерба на другой субъект.
Хеджирование (от англ. hedge — ограждать, страховать себя от возможных потерь) — особая форма страхования цены и прибыли путем продажи или покупки на товарных биржах так называемых фьючерсов (контрактов по сделкам на срок). Хеджирование выступает как инструмент защиты своего капитала от инфляционных потрясений путем покупки акций или вложений в другие активы, стоимость которых должна повышаться по мере роста цен. Хеджирование рисков основано на стратегии минимизации нежелательных рисков, поэтому результатом операции может являться также и снижение потенциальной прибыли, поскольку прибыль, как известно, находится в обратной зависимости по отношению к риску.
Если ранее хеджирование использовалось исключительно для минимизации ценовых рисков, то в настоящее время целью хеджирования выступает не снятие рисков, а их оптимизация. Хеджирование предполагает использование хорошо продуманных, тщательно координируемых и оперативно управляемых программ использования фьючерсов и опционов. В западной литературе дается следующее определение: «Хеджирование — система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений». В отечественной литературе термин «хеджирование» стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим Поставки (продажи) товаров в будущих периодах.
Передача рисков путем заключения договора факторинга. Предметом передачи является кредитный риск субъекта экономики, который в преимущественной его доле передается коммерческому банку или специализированной факторинговой компании. Это позволяет субъекту экономики в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска.
Передача риска путем заключения договора поручительства (при наличии поручителей и гарантов, заинтересованных в субъекте экономики). Российское законодательство предусматривает возможность заключения договора поручительства, который определен ст. 361 Гражданского кодекса РФ. В силу договора поручитель обязывается перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. Таким образом, кредитор передает риск невозврата кредита и связанные с ним потери поручителю.
Передача рисков поставщикам сырья и материалов. Предметом передачи в данном случае являются, прежде всего, финансовые риски, связанные с порчей или потерей имущества в процессе их транспортировки и осуществления погрузочно-разгрузочных работ. Однако потери, связанные с падением рыночной цены продукции, несет субъект экономики, даже если подобное падение вызвано задержкой в доставке груза.
Другой подход состоит в создании специального механизма перераспределения риска, например в рамках особых нестраховых пулов. Подобный механизм часто базируется на заключении специального договора и предполагает создание участниками ФПГ или какого-либо объединения предпринимателей специальных фондов взаимопомощи, «дружественных обществ», «черных касс» и т.п.
Одним из способов уменьшения совокупной подверженности риску путем распределения вложений и (или) обязательств является диверсификация. Под диверсификацией понимается размещение инвестиций (финансовых средств) более чем в один вид активов, цены или доходности которых слабо коррелированы между собой. Современной формой диверсификации является ведущий институт финансовой конвергенции — финансовый конгломерат, реализующий специфическую программу риск-менеджмента.
ТЕМА 20. МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Субъектам международного бизнеса необходимо принимать во внимание налоговые последствия осуществляемых ими международных операций. Крайне полезным при этом оказывается знание механизмов легальной оптимизации налоговых платежей во всех странах, где осуществляется ВЭД, а также возможностей законной минимизации налогового бремени в юрисдикции резидентства физического либо юридического лица. Применяемые механизмы и схемы международного налогового планирования способствуют росту посленалоговых доходов субъектов международного бизнеса, позволяют использовать сэкономленные на налоговых платежах средства в инвестиционном процессе.
Нужно не просто иметь представление о налоговом законодательстве всех стран, на территории которых образуются доходы, а также размещаются активы, но и учитывать характер межгосударственных взаимоотношений в налоговой сфере, в том числе в области решения проблем международного двойного налогообложения и налоговой дискриминации субъектов ВЭД, а также в части предотвращения налоговых правонарушений.
Ключевой проблемой правового регулирования в сфере налогообложения международных бизнес-операций является порядок определения принадлежности налогоплательщика к соответствующей фискальной юрисдикции, а также порядок распределения доходов субъектов ВЭД между претендующими на них странами.
В данном случае речь идет об определении двух важнейших категорий международного налогового права:
1) «резидентство» (residence) физических и юридических лиц;
2) «налогооблагаемое присутствие» (taxable situs), связанное с извлечением дохода резидентом какой-либо страны из источников на зарубежной фискальной территории.
Принципрезидентства (residence principle) в международном налоговом праве означает неограниченные фискальные обязательства субъекта налога, т.е. уплату налогов на совокупные доходы физического либо юридического лица в стране его резидентства.
Критерии налогового резидентства физических лиц, предусмотренные внутренними правовыми нормами соответствующих юрисдикции, можно свести в следующие наиболее распространенные группы.
Постоянное пребывание в данной стране (физическое присутствие в границах определенной фискальной территории, соответствующее установленному национальным законодательством минимально возможному сроку или превышающее этот срок). Для определения налогового резидентства физических лиц в данном случае используется механический тест на общее количество дней пребывания в данной налоговой юрисдикции в отчетном налоговом периоде (обычно — календарном году либо, как в России, любом периоде, состоящем из 12 следующих друг за другом месяцев). При этом физическое лицо признается налоговым резидентом, если оно постоянно находилось на данной фискальной территории не менее 183 дней (шести месяцев) в году.
Местонахождение в стране постоянного жилища. Данный способ признания налогоплательщика резидентом предполагает, что на территории рассматриваемой страны у физического лица имеется постоянное жилище (permanent home), находящееся либо в частной собственности, либо используемое на правах долговременной аренды. Наличие подобного жилья означает автоматическое наличие постоянного адреса, по которому данного резидента-налогоплательщика всегда можно разыскать. Постоянным жилищем может считаться как собственный, так и арендуемый дом (квартира), а также гостиничный номер, снимаемый на длительный срок.
Наличие на данной фискальной территории центра жизненных интересов. К критериям имеющихся в данной стране личных интересов обычно относят проживание здесь членов семьи, родственников и знакомых. Экономические интересы, в свою очередь, предполагают приоритетные источники доходов на территории рассматриваемой юрисдикции, наличие здесь движимого и недвижимого имущества, включая жилище и банковские активы.
Гражданство (национальная принадлежность). Данный критерий налогового резидентства базируется на некогда широко распространенной концепции национальной привязанности (nationality link). Эта концепция предполагает, что гражданин данной страны вне зависимости от юрисдикции своего фактического длительного местопребывания обязан платить налоги по принципу резидентства в стране, гражданином которой он является.
При возникновении у физического лица двойного (или многократного) налогового резидентства облегчить его состояние могут международные налоговые соглашения, которые закрепляют лишь за одной из договаривающихся стран исключительные права на налогообложение доходов по глобальному принципу. Такие соглашения должны быть заключены между государствами, претендующими на признание за собой прав юрисдикции резидентства данного лица. В отсутствии соглашений налогоплательщик может оставаться двойным резидентом, что неизбежно означает для него избыточное налоговое бремя.
Налоговые соглашения, как правило, используют следующую схему разграничения претензий двух юрисдикции на право признания физического лица своим резидентом с последующим налогообложением по глобальному принципу; поэтапно, спускаясь сверху вниз, на основании нижеследующих четырех основных критериев обе страны оценивают правомерность своих требований. При этом на каждом этане анализа выбирается страна, которая в наибольшей степени соответствует:
—местонахождению постоянного жилища; .
—центру приоритетных личных и экономических интересов;
—обычному (постоянному) местопребыванию;
—национальной принадлежности (гражданству).
Отсутствие налогового резидентства не освобождает налогоплательщика от необходимости уплаты индивидуальных подоходных налогов. Просто в данном случае нет налоговой юрисдикции, которая облагала бы своими налогами глобальные доходы физического лица, в том числе и полученные в других странах. Тем не менее, во всех странах — источниках образования доходов соответствующие налоги с данных доходов удерживаются. Такое налогообложение осуществляется уже в соответствии с другим принципом международного налогообложения — принципом налогообложения у источника образования доходов.
Налоговое резидентство юридических лиц также определяется исключительно национальными правовыми нормами стран, на территории которых осуществляется хозяйственная деятельность. Для юридических лиц (корпораций, организаций) в национальном налоговом законодательстве при определении страны резидентства как правило используются два основных критерия:
—факт инкорпорации (создание в соответствии с национальным законодательством и регистрация в коммерческом регистре) в данной юрисдикции;
—местонахождение в данной юрисдикции органов управления и контроля компании.
Иногда компания признается резидентной в соответствии с национальным налоговым законодательством, если она просто осуществляет в данной юрисдикции коммерческую деятельность. В России под юридическими лицами-резидентами следует понимать «российские организации», местом нахождения которых является место их государственной регистрации (ст. 11 НК РФ).
Принцип налогообложения у источника образования доходов (source principle) предполагает налогообложение всех доходов, получаемых из источников, находящихся в данной налоговой юрисдикции. Для признания за данным государством нрава на налогообложение у источника образования доходов используется категория налогооблагаемое присутствие (taxable situs) в данной суверенной налоговой юрисдикции. На основании подобной территориальной привязанности субъекта ВЭД соответствующее государство — налоговый суверен получает право на налогообложение доходов, образующихся из источников в границах рассматриваемой фискальной юрисдикции (право на так называемые ограниченные фискальные обязательства субъекта налога).
В данном контексте при налогообложении нерезидентов достаточен факт образования источника их доходов на соответствующей фискальной территории. Это подразумевает наличие постоянного представительства иностранного юридического лица с целью осуществления активной коммерческой деятельности в данной стране (получение прибыли — предпринимательского дохода) либо получение так называемых пассивных доходов (процентов, дивидендов, роялти). При этом соответствующие доходы иностранного резидента облагаются либо как аналогичные доходы юридических лиц-резидентов, либо в соответствии с международными налоговыми соглашениями по отношению к ним предусмотрен иной порядок удержания налогов у источника образования пассивных доходов.
Постоянное представительство (permanent establishment) является значимой категорией международного налогового права. Наличие постоянного представительства в какой-либо конкретной юрисдикции не позволяет считать налогоплательщика резидентом, поскольку постоянное представительство не является юридическим лицом страны своего местонахождения.
Постоянное представительство — место деятельности, расположенное в одном государстве, через которое осуществляются коммерческие операции (получение доходов) компании, являющейся резидентом другого государства. Признаками наличия постоянного представительства (налогооблагаемого присутствия иностранного резидента в данной юрисдикции) служат: имеющееся движимое и недвижимое имущество (включая здания, сооружения, оборудование, финансовые и иные активы), персонал, фактическое осуществление деятельности, связанной с получением прибыли.
Принцип территориальности в международном налоговом праве предполагает распространение на данную фискальную территорию исключительных прав государства — налогового суверена. Это означает не только налогообложение всех доходов резидентов и нерезидентов, образующихся в границах данной фискальной территории (по сути — принцип налогообложения доходов у источника их образования), но и налогообложение иностранных доходов налогоплательщиков, связанных экономическими узами с данной фискальной территорией (резидентов — субъектов ВЭД).
Основной фискальной проблемой при интернационализации деятельности и физических, и юридических лиц является международное двойное налогообложение. Зачастую оно может привести к полному отсутствию каких-либо стимулов к ведению международных бизнес-операций, потому нуждается в урегулировании и на уровне одного отдельно взятого государства — юрисдикции резидентства субъекта ВЭД, и на межправительственном уровне.
Международное двойное налогообложение (или двойное юридическое налогообложение) — ситуация, когда два государства, изначально обладающие национальным налоговым суверенитетом, облагают идентичными либо аналогичными по форме взимания налогами один и тот же доход (или имущество) одного и того же субъекта налога. Причинами двойного юридического налогообложения могут быть:
— одновременное признание налогоплательщика налоговым резидентом двух стран, в каждой из которых в соответствии с принципом резидентства облагаются совокупные (глобальные) доходы данного физического или юридического лица;
— коллизия двух основных принципов международного налогообложения — принципа резидентства, и принципа налогообложения у источника образования доходов, возникающая тогда, когда в зарубежной юрисдикции субъект ВЭД облагается по принципу; Удержания налога у источника образования доходов, а в стране резидентства данного субъекта международного бизнеса, ранее обложенный налогом, доход вновь включается в совокупную налоговую базу плательщика, с которой по принципу резидентства вновь взимается аналогичный налог.
Облегчение двойного налогообложения в национальном законодательстве. Национальное налоговое законодательство может гарантировать облегчение бремени двойного юридического налогообложения резидентам данной фискальной территории через предоставление им налоговых освобождений/исключений, налоговых кредитов (зачетов) и налоговых вычетов на налоги, уже уплаченные в зарубежных юрисдикциях — источниках образования доходов. Выбор конкретного метода устранения международного двойного налогообложения зависит от особенностей национального налогового законодательства и не зависит от желаний хозяйствующего субъекта.
Метод налоговых освобождений/исключений (tax exemptions method) построен на принципе исключения из налоговой базы в стране резидентства определенных видов зарубежных доходов, т.е. предполагает полную передачу прав на их взимание в страну — источник доходов. Если все доходы национального резидента из источников за рубежом исключаются из налоговой базы в данной юрисдикции, то конечным результатом является отсутствие двойного налогообложения. Данный способ устранения международного двойного налогообложения гарантирует международную конкурентоспособность отечественных резидентов (юридических и физических лиц), ведущих коммерческие операции за рубежом.
Метод налоговых кредитов (зачетов) / импутационный метод (tax credits / imputation method) гарантирует зачет налоговых платежей, уже уплаченных в зарубежных юрисдикциях — источниках доходов, при расчете суммы совокупных налоговых обязательств по глобальным доходам (подлежащей уплате в стране резидентства налогоплательщика). Из суммы рассчитанных глобальных налоговых обязательств методом налогового кредита вычитается величина налогов, ранее уплаченная за рубежом.
Метод налоговых вычетов (tax deductions method) хотя и призван облегчить международное двойное налогообложение, но делает это в меньшей степени, чем налоговые освобождения и налоговые кредиты. Согласно данному методу налоги, уплаченные в зарубежной юрисдикции — источнике доходов, вычитаются из налоговой базы при подсчете итоговых налоговых обязательств в государстве резидентства налогоплательщика. Налоговые вычеты не способствуют нейтральности налогов для субъектов внешнеэкономических операций, поскольку делают национальных резидентов менее конкурентоспособными в сравнении с резидентами стран, применяющих для устранения двойного юридического налогообложения методы налоговых освобождений и налоговых кредитов.
Вопросы практики.
Совокупный доход компании составляет 100 ед., из которых 50 ед, было образовано в зарубежной стране-источнике (S), а 50 ед. — в юрисдикции резидентства (R). Налоговые ставки составляют: в стране-источнике — 10%, в стране резидентства — 30%,
Если методы устранения двойного юридического налогообложения отсутствуют, то компания уплачивает в стране-источнике 5 ед. налога (налоговая база - 50 ед., налоговая ставка — 10%), а в стране резидентства —30 ед. (налоговая база — 100 ед., налоговая ставка — 30%). Все уплаченные налоги составляют, таким образом, 35 ед., что для совокупного дохода в 100 ед. соответствует эффективной налоговой ставке (отношению общей суммы уплаченных налогов к общей сумме полученных доходов) в 35%.
Когда применяется метод налоговых освобождений, то в стране-источнике уплачивается 5 ед. налога, а в стране резидентства — 15 ед. (налоговая база страны R в данном случае составляет 50 ед.). Совокупные налоговые платежи равняются 20 ед., что соответствует эффективной налоговой ставке 20%.
При применении метода итоговых кредитов результаты следующие. В стране-источнике налоговый платеж составляет 5 ед. В стране резидентства рассчитанная величина налоговых обязательств соответствует 30 ед. (100 ед. налоговой базы умножить на налоговую ставку 30%). Методом налогового кредита мы засчитываем налог, уплаченный в стране-источнике, поэтому сумма налогового платежа в R составит: 30-5=25 (ед.). Таким образом, все уплаченные компанией налоги равняются 30 ед., что соответствует эффективной налоговой ставке 30%.
И, наконец, в случае использования метода налоговых вычетов имеем: в стране-источнике величина уплаченного налога — 5 ед. В стране резидентства мы вычитаем данную сумму налога из глобальной (совокупной) налоговой базы компании (100 - 5), а к полученной расчетной налоговой базе в 95 ед. применяем налоговую ставку страны резидентства (30%). В итоге сумма налога, уплаченная в стране R, составит 28,5 ед. Совокупная величина уплаченных компанией налогов равняется 33,5 ед., что соответствует эффективной налоговой ставке 33,5%.
В данном примере наиболее выигрышным для компании является метод налоговых освобождений, наименее — метод налоговых вычетов. Вместе с тем метод налоговых вычетов все равно приносит компании некоторое облегчение бремени международного двойного налогообложения в сравнении с ситуацией, когда любые способы устранения двойного налогообложения отсутствуют.
Устранение двойного налогообложения в конвенционном праве. Для устранения двойного юридического налогообложения принципиальное значение имеют соглашения, регулирующие исключительно налоговые отношения между договаривающимися странами (Конвенции об избежании двойного налогообложения доходов и имущества).
Международные налоговые соглашения (МНС) решают проблемы устранения двойного юридического налогообложения тогда, когда решение невозможно найти в одностороннем порядке. Классическим примером здесь является тот случай, если налоговая ставка за рубежом для данного вида налога выше аналогичной ставки страны резидентства налогоплательщика. Это ведет к дополнительному налоговому бремени для субъектов ВЭД, которое невозможно облегчить при помощи использования методов налоговых освобождений или налоговых кредитов.
Из-за сложностей процесса согласований правовых позиций каждой из договаривающихся сторон большинство МНС являются двусторонними. Каждое конкретное налоговое соглашение является определенным компромиссом между национальным налоговым законодательством двух договаривающихся стран. Принятие МНС требует определенной модификации национального налогового законодательства, поскольку после своего подписания и процедуры ратификации в высшем законодательном органе страны МНС интегрируется в национальное налоговое право и становится его неотъемлемой составляющей.
МНС классифицируются на общие, регулирующие все или сразу несколько видов налогов (так называемые двусторонние конвенции об избежании двойного налогообложения доходов и имущества) и специальные — соглашения по конкретным вопросам, регулирующие специфические виды налогов или налоги, взимаемые только с определенных доходов.
Нужно отметить, что МНС — и общие, и специальные — регулируют лишь отношения между договаривающимися странами в сфере прямого налогообложения (подоходного и имущественного). В сферу их компетенции, таким образом, входят налоги на доходы (прибыль) и налоги на имущество (в том числе налог на наследство и дарение). МНС не действуют в отношении косвенных налогов.
В своей деятельности хозяйствующие агенты, включая субъектов международного бизнеса, стремятся использовать различные способы минимизации налогового бремени. Уменьшать налоговые платежи при этом стремятся как легальными методами, так и при помощи незаконных операций. Как физическими, так и юридическими лицами применяются следующие основные варианты минимизации налогов:
1) уклонение от уплаты налогов;
2) обход (избежание) налогов;
3) налоговое планирование.
Уклонение от уплаты налогов, а во многих случаях и различные варианты обхода (избежания) налоговых платежей противоречат как законодательству, так и принципам налогового планирования. Лица, их использующие, подвергаются со стороны национальных налоговых администраций преследованиям за допущенные злоупотребления. Напротив, налоговое планирование — изначально легально допустимые способы уменьшения налогового бремени хозяйствующих субъектов.
Под уклонением от уплаты налогов (tax evasion) подразумеваются такие действия налогоплательщика, которые так или иначе связаны с нарушением законодательства, т.е. последствия подобной деятельности носят криминальный характер, предполагают соответствующую ответственность лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.
Обход (избежание) налогов (tax avoidance) представляет собой модель поведения физического либо юридического лица, в которой оно не становится налогоплательщиком в силу различных причин. При этом возможно как вести разрешенную законом деятельность, не приводящую к налогообложению, так и использовать запрещенные законодательством приемы (например, уклоняться от регистрации компании либо постановки на налоговый учет). В последнем случае обход налогов будет являться противоправным деянием.
Налоговое планирование (tax planning) — составная часть финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, целью которой является максимизация доходов экономических агентов за счет легальной минимизации их налоговых платежей. Планируя налоговые последствия хозяйственной деятельности, важно знать, куда, когда, как и сколько необходимо уплатить налогов, а также какие существуют способы, позволяющие не переплачивать налоги, максимизировать доходы, действуя на основе законных способов и методов, оставаясь в рамках этики бизнеса.
Международное налоговое планирование (international tax planning) — допускаемое национальным законодательством, а также международными правовыми актами снижение глобального налогового бремени физических и юридических лиц с целью максимизации их совокупных доходов, возникающих во всех юрисдикциях ведения международных бизнес-операций.
Международное налоговое планирование включает три уровня минимизации общего налогового бремени плательщика:
1) использование низких налоговых ставок и соответствующих налоговых льгот как в юрисдикции резидентства, так и в странах — источниках доходов физических и (или) юридических лиц;
2) эффективное применение различных способов и методов устранения международного двойного налогообложения (налоговых освобождений, налоговых кредитов и налоговых вычетов, преимуществ международных налоговых соглашений);
3) минимизацию налогов на репатриацию доходов из стран — источников их образования в юрисдикцию резидентства налогоплательщика.
Классифицируя международное налоговое планирование по формам, можно выделить корпоративное МНП и индивидуальное МНП.
Субъектом корпоративного МНП является корпорация, юридическое лицо.
Целью корпоративного МНП является оптимизация внутрифирменной структуры ТНК для максимизации совокупной прибыли компании.
Корпоративное МНП сводится к поиску законных способов снижения налогового бремени ТНК. Оно призвано минимизировать совокупные налоговые платежи ТНК, являющиеся суммой локальных налогов во всех странах ведения коммерческой деятельности (взимаемых в соответствии с принципом налогообложения у источника образования доходов), а также налогов на компанию в стране ее инкорпорации и (или) местонахождения центральных органов управления и контроля (взимаемых по принципу резидентства).
Объектом корпоративного МНП является прибыль транснациональной корпорации. Для максимизации глобальной прибыли группы необходимо минимизировать основные прямые и косвенные налоги, возникающие в связи с деятельностью ТНК.
Основным механизмом, способствующим достижению цели корпоративного МНП, является создание гибкой внутрифирменной структуры группы, в рамках которой проводятся следующие основные операции по минимизации налогов.
1. Перераспределение (диверсификация) прибыли (profit diversion) — перевод глобальной прибыли ТНК между странами с ее последующим размещением в юрисдикциях с преимущественно низким уровнем налогообложения. Подобный перевод можно осуществлять, например, при помощи механизмов трансфертного ценообразования и внутрифирменного кредитования.
2. Занижение прибыли (profit extraction) — вычет из налоговой базы компании издержек, связанных с оказанием ей различных услуг ассоциированными предприятиями транснациональной группы, а также выплата из валовых доходов предприятия процентов и платежей погашения по долговым обязательствам в пользу родственных внутрифирменных структур. Занижение прибыли компании — резидента страны с высоким уровнем налогообложения по сути дела означает перенос фактических результатов деятельности данного предприятия в пользу компаний — резидентов юрисдикции с умеренным налогообложением.
3. Создание прибыли (profit creation) — фактическое вынесение всех операций транснациональной группы в юрисдикции с льготным налоговым режимом без связи с налогооблагаемой активностью в государствах с высоким уровнем налогового бремени.
Субъектами индивидуального МНП являются все некорпоративные формы организации бизнеса, а также физические лица. Основными формами организации бизнеса некорпоративного сектора экономики при этом являются индивидуальные частные предприятия в странах англосаксонского права, предприниматели без образования юридического лица в континентальной Европе и России, а также товарищества (партнерства). Индивидуальные МНП могут использовать и некоторые гибридные бизнес-структуры, если подразделениями ТНК будут являться предприятия, зарегистрированные в форме товарищества (партнерства), одним из учредителей которого является зарубежная корпорация.
Целью индивидуального МНП является максимизация совокупного дохода физических лиц за счет минимизации их суммарного налогового бремени. Даже если физическое лицо проживает в стране, где оно является резидентом и гражданином, и не ведет никакой ВЭД, тем более связанной с выездом из своей страны, и в этом случае все равно можно воспользоваться механизмами индивидуального МНП. Очевидно, что если налоги на личные доходы и движимое имущество физических лиц в других юрисдикциях ниже, чем в стране их постоянного местопребывания, то всегда существует возможность перевода туда личных капиталов и прочих активов с целью снижения уровня налогообложения.
Для физических лиц, занимающихся международным бизнесом, МНП необходимо вдвойне: благодаря механизмам международной налоговой оптимизации можно еще и максимизировать чистый доход, заработанный в зарубежных налоговых юрисдикциях, избегая при этом бремени международного двойного налогообложения.
Объектом индивидуального МНП является совокупный доход физического лица, полученный во всех юрисдикциях его коммерческой активности.
Основными направлениями индивидуального МНП являются минимизация:
— индивидуальных подоходных налогов;
—налогов на движимое и недвижимое имущество, на доходы от такого имущества и переход прав на владение имуществом, получение доходов от имущества другими лицами по факту наследования или дарения;
—- налогов на потребление (НДС, акцизы, налоги на роскошь);
—налогов на репатриацию пассивных доходов (дивидендов, процентов, роялти), полученных в зарубежных юрисдикциях.
В мировой практике основой индивидуального МНП является создание траста, под управление которого передаются активы частного лица с целью извлечения доходов в пользу доверителя при избежании излишнего налогообложения полученных доходов.