Раздел 6 Комплексы социальной сферы. Региональная структура национальной экономики
План
1. Комплекс социально-культурных отраслей.
2. Социально-потребительский комплекс.
3. Региональные социально-экономические комплексы. Региональная экономическая политика.
Комплекс социально-культурных отраслей
Комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. (в экономической литературе используются близкие, но не тождественные понятия – социальная сфера, социально-культурная сфера, социальная инфраструктура и др.).
Управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами республики.
Образование – крупнейшая отрасль социально-культурного комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Национальная система образования включает все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями.
В принятом Кодексе Республики Беларусь об образовании, вступающем в силу с 1 сентября 2011 г. (с нового учебного года), определена система образования в стране, которая представляет собой совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования. Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков, также интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.
К компонентам системы образования относятся: учреждения образования, образовательные программы, организации-заказчики кадров, Национальная академия наук Беларуси, Министерство образования Республики Беларусь, органы государственного управления, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования. Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.
Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:
дошкольное образование (ясли, ясли-сад, детский сад и др.);
общее среднее образование (начальная школа, базовая школа, средняя школа, гимназия, лицей и др.);
профессионально-техническое образование (профессионально-техническое училище, профессионально-технический колледж, профессиональный лицей);
среднее специальное образование (колледж);
высшее образование (классический университет, профильный университет, академия, консерватория, институт, высший колледж);
послевузовское образование (аспирантура, адъюнктура, докторантура).
Дополнительное образование подразделяется на следующие виды:
дополнительное образование детей и молодежи (центр, дворец, детская школа искусств и др.)
дополнительное образование взрослых (академия последипломного образования, институт повышения квалификации и др.).
Специальное образование предусматривает обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного и общего среднего образования. Лицо с особенностями психофизического развития может реализовать свое право на получение специального образования (профессионально - технического, среднего – специального, высшего) при наличии заключения государственного центра коррекционно – развивающего обучения и реабилитации. К учреждениям специального образования относятся: специальные школы, специальные детские сады, центры и другие.
В стране действуют почти 10 тыс. учреждений образования различных уровней, в которых обучаются и воспитываются более 2 млн. детей, учащихся и студентов, работают свыше 445 тыс. педагогических работников и специалистов.
Национальная система образования полностью удовлетворяет потребности экономики в кадрах. За 2006-2010 гг. для народного хозяйства подготовлено более 750 тыс. рабочих, специалистов и служащих, в том числе с профессионально-техническим образованием — 236 тыс. человек, со средним, специальным образованием — 216 тыс., с высшим образованием — 302,2 тыс. Только в 2010 г. выпуск из учреждений профессионального образования составил свыше 150 тыс. человек.
В настоящее время свыше 90% учреждений профессионально-технического образования функционируют как многопрофильные. Большинство профессий являются интегрированными, благодаря чему 75% выпускников одновременно получают две и более специальности. Приоритет отдается подготовке кадров с повышенным уровнем квалификации. В 2010 г. их доля в общем количестве выпускников составила около 25% (в 2009 – 23 %).С учетом потребностей отраслей экономики в системе среднего специального образования началась подготовка рабочих по профессиям инновационной сферы.
Характерной особенностью развития высшей школы является переход к массовому высшему образованию. Подготовку специалистов с высшим образованием обеспечивают 45 государственных и 10 высших учебных заведений частной формы собственности. Численность студентов вузов превысила 430 тыс. человек, а показатель количества студентов достиг 454 человек (в 2006 г. – 393). Высшие учебные заведения обеспечивают подготовку специалистов по всем направлениям экономики и социальной сферы страны. В настоящее время это 15 профилей, более 400 специальностей и свыше 1000 специализаций. За последние годы с учетом потребностей инновационного развития страны почти на 40% произошло их обновление.
Приоритет отдается подготовке специалистов для предприятий машиностроения, энергетики, строительства и архитектуры, сельского хозяйства. Особое внимание уделяется вопросам подготовки специалистов для внешнеэкономической деятельности и со знанием разговорного иностранного языка.
За последние годы в вузах открыты такие специальности, как «строительство тепловых и атомных электростанций», «паротурбинные установки атомных электрических станций» (БНТУ) «физика, ядерная и радиационная безопасность» (МГЭУ имени Д.Сахарова), «Электронные системы контроля и управления на АЭС» (БГУИР), «нанотехнологии и наноматериалы в электронике» (БГУИР).
На финансирование системы образования в Беларуси ежегодно выделяется около 6% ВВП. В результате в республике образовательный уровень населения - один из самых высоких в мире. Количественные показатели уровня образования (степень грамотности населения, число учащихся и студентов) обеспечивают постоянное нахождение Беларуси в числе стран мира с высоким индексом развития человеческого потенциала (уровень грамотности взрослого населения составляет 99,7%, общий показатель обучающихся в учебных заведениях – 90,4%). По значению индекса уровня образования в 2009 г. (0,961) Беларусь занимала 28-е место.
Как отмечается в Программе социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы период реформирования в белорусской системе образования завершен. За следующие пять лет предусматривается обновить содержание и повысить качество образования, чтобы создать школу, откуда выходит интеллектуальная молодежь, владеющая информационными технологиями и иностранным языком.
Первоочередными задачами являются повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.
Для их решения предусматривается реализация следующих направлений:
- развитие системы образования на основе внедрения современных коммуникационных и информационных технологий;
- оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
- придание университетам функций центров научно-инновационной деятельности, создание и развитие при них субъектов инновационной инфраструктуры;
- совершенствование системы воспитательной и идеологической работы с учащейся молодежью;
- интеграция профессионального образования, науки и производства;
- улучшение материально-технического и финансового обеспечения отрасли посредством многоканального финансирования учреждений образования;
- повышение кадрового потенциала системы образования;
- увеличение уровня обеспечения студентов дневной формы получения образования местами в общежитиях, расширение сети студенческих деревень;
- интеграция национальной системы образования в единое Европейское пространство высшего образования, присоединении к Болонскому процессу, создание национальной системы оценки качества образования с учетом международных требований.
Решение поставленных задач в области образования позволит поднять престиж профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, обеспечить органичное вхождение в европейское образовательное пространство, не теряя достижений и традиций отечественной высшей школы.
Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Законом «О здравоохранении» (2002 г.) определены следующие направления государственной политики в области охраны здоровья населения:
создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;
ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;
профилактическая направленность здравоохранения;
доступность медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения;
приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;
экономическая заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;
ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения и другие направления.
Благодаря постоянному вниманию государства здравоохранение в Беларуси выведено на передовые позиции в мире.
Здоровье населения определяется в нашей стране как основа национальной безопасности государства, поэтому забота о здоровье народа стала в Беларуси приоритетным направлением бюджетных ассигнований. Так, в 2009 году расходы на здравоохранение за счет средств республиканского бюджета составляли около 4,2 трлн. рублей и местных бюджетов - 715 млрд.рублей, что соответственно на 4,7 и 3,9% больше, чем в 2008 году. Норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на 1 жителя в 2009 году составлял 507078 рублей против 481991 рубля в 2008 году.
Ежегодное увеличение бюджетных расходов на здравоохранение позволяет внедрять в нем высокотехнологичные технологии, переоснащать лечебные учреждения новейшим медицинским оборудованием, развивать отечественную фармацевтическую промышленность. В 2010 году в Минске создан Республиканский научно-практический центр трансплантации органов и тканей, где выполняются такие высокотехнологичные хирургические операции, как трансплантация печени, почек, сердца. Костного мозга и других органов. Это свидетельствует о том, что белорусское здравоохранение выведено на передовые позиции в мире.
Как отмечается в Программе социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы медицинская помощь для граждан Республики Беларусь останется общедоступной и бесплатной, а ее качество, техническая оснащенность учреждений здравоохранения будут соответствовать уровню развитых стран.
Основной задачей развития здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства. Решение поставленной задачи предусматривает:
развитие современной инфраструктуры медицинских услуг;
повышение качества медицинского обслуживания населения;
внедрение в медицинскую практику результатов отечественных научных исследований и разработок в области профилактики и лечения болезней системы кровообращения, злокачественных опухолей, инфекционных заболеваний, снижения хирургической патологии;
расширение использования в отечественной системе здравоохранения высокотехнологичных разработок в области кардиохирургии, онкологии, трансплантации, развитие компьютерных информационных технологий;
обеспечение доступности медицинской помощи как для городского, так и для сельского населения, включая эффективные, безопасные и качественные лекарственные средства;
внедрение новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний на основе передовых отечественных и зарубежных научных медицинских разработок;
рост экспорта медицинских услуг;
увеличение инвестиций в здравоохранение за счет расширения внебюджетной деятельности, роста платных медицинских услуг (за исключением оказываемых бесплатно), развития государственно–частного партнерства в решении проблем здравоохранения;
укомплектование медицинскими кадрами первичного звена, повышение уровня укомплектованности врачами и средним медицинским персоналом до 100 процентов.
Реализация основных направлений в области здравоохранения будет способствовать снижению уровня заболеваемости и сокращению смертности в 2015 году до 13 человек на тысячу населения (против более 14 человек в 2010 году).
Физическая культура и спорт относятся к числу важных факторов повышения долголетия, продления жизни населения, активного отдыха. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного главных приоритетов политики государства. С физической культурой и спортом тесно взаимосвязан туризм – новая отрасль национальной экономики.
Государственная политика в области физической культуры и спорта в 2011 - 2015 гг. направлена на дальнейшее формирование системы стимулов, обеспечивающих высокую степень заинтересованности людей в занятии физкультурой и спортом, укрепление физического здоровья населения, повышение имиджа страны в мировом спортивном сообществе. Для этого предусматривается:
формирование осознанной потребности населения в здоровом образе жизни;
вовлечение населения в активные занятия физической культурой, спортом и туризмом, особенно детей и молодежи;
совершенствование системы физического воспитания и образования населения, медико–педагогического наблюдения за здоровьем занимающихся физической культурой и спортом;
формирование широких и доступных возможностей использования объектов спортивной инфраструктуры;
повышение результативности участия спортсменов в Олимпийских играх и международных соревнованиях.
Главной задачей в области туризма является формирование привлекательного имиджа Беларуси как страны, благоприятной для туризма, посредством создания современного эффективного и конкурентоспособного туристического комплекса. С этой целью предполагается:
максимальное вовлечение в туристический оборот объектов историко–культурного наследия и природных лечебных ресурсов Беларуси;
развитие оздоровительного туризма на основе укрепления санаторно–курортной базы;
совершенствование инфраструктуры туризма, включая придорожный сервис;
продвижение национальных туров на мировой рынок туристических услуг, переход на мировые стандарты качества туристических услуг;
развитие туристических зон, создание условий для развития агро– и экотуризма.
Итогом решения поставленных задач станут формирование физически здоровой нации, повышение качества туристических услуг.
Ксфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.
Особое внимание уделяется развитию библиотек и клубов, которые являются наиболее массовыми культурно-просветительскими учреждениями, расширению библиотечных фондов, сохранению и использованию историко-культурного наследия Беларуси. Предусматривается открытие новых учреждений культуры, соответствующих требованиям времени.
Как отмечается в Программе социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы главное предназначение национальной культуры — консолидировать народ на основе общих традиций и ценностей, воспитывать патриотов, развивать и приумножать творческий потенциал народа, создавать условия и гарантии для всестороннего развития личности, удовлетворения ее эстетических потребностей, реализации способностей и талантов. Решение поставленных задач будет обеспечено за счет:
сохранения и обогащения культурного наследия;
поддержки отечественных производителей объектов культуры и искусства, развития кинематографии, профессионального искусства, народного творчества;
повышения качества, обеспечения доступности и разнообразия современных услуг культуры для всех граждан, включая жителей села и малых городов;
формирования и укрепления позитивного культурного имиджа Беларуси за рубежом.
Результатом проводимой политики станут сохранение культурного наследия страны, укрепление культурного потенциала нации, повышение качества, доступности и разнообразия культурных услуг для всех слоев населения.