Практическое применение теории эластичности
Как известно, экономические переменные взаимосвязаны и реагируют на изменение друг друга. Экономисты широко используют процентное исчисление для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой, эта способность обозначается термином эластичность. Эластичность – мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение их процентных изменений.
Эластичность – одно из важнейших понятий экономической науки. Впервые оно было введено в оборот А. Маршаллом. Эластичность помогает углубить понимание процесса адаптации рынка к изменениям различных факторов.
Эластичность имеет много аспектов и проявлений. Наиболее часто используют понятие эластичность спроса; при этом различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность.
Поскольку определяющим фактором спроса является цена, то важно выяснить, как реагирует на изменение цены количество приобретаемого товара или объема спроса. Степень чувствительности спроса к изменению цены называется ценовой эластичностью спроса. Она определяется по формуле:
где EDP – коэффициент эластичности спроса по цене; ∆QD – измененный объем спроса, ∆Р – изменение цены.
Если ED < 1, спрос характеризуется как слабоэластичный, при котором любое изменение в цене не вызывает особого изменения в спросе (например за годы реформ в стране цены на хлеб выросли во много раз, а спрос на этот продукт практически не изменился). Если ED > 1 – спрос эластичный, при котором небольшое изменение в цене вызывает значительно большее изменение спроса (так американские экономисты подсчитали, что при увеличении цены на автомобиль в 2 раза, спрос на него падает в 4 раза и т.п.). Если спрос совсем не эластичный, говорят о нулевой эластичности, т.е. изменение цены не приводит ни к какому изменению объема спроса. При ED = 1 динамика спроса полностью повторяет динамику цены. Если ED = ∞ - бесконечно эластичный спрос, когда имеется только одна цена, фирма продает продукцию на рынке совершенной конкуренции (рис. 3.14).
P ED < 1 ED = 0 ED > 1 ED = ∞ ED = 1 Q |
Рис. 3.14. Важнейшие виды эластичности спроса:
абсолютно неэластичный спрос (ED = 0), совершенно эластичный спрос
(ED = ∞), единичной эластичности (ED = 1); эластичный (ED > 1),
неэластичный (ED < 1)
К товарам неэластичного спроса (ED < 1) относятся:
1) предметы первой необходимости (хлеб, соль, лекарства, обувь, электричество и т.п.);
2) вещи, цена которых малоощутима для семейного бюджета (карандаши, зубная щетка и т.п.);
3) труднозаменяемые товары (электрическая лампочка, бензин, билет на концерт известного певца и т.п.).
Товары эластичного спроса (ED > 1):
1) предметы роскоши (драгоценности, деликатесы и т.п.);
2) вещи, цена которых ощутима для семейного бюджета (мебель, холодильник, телевизор и т.п.);
3) легко заменяемые товары – субституты (яблоки – апельсины и т.п.).
Кроме того, эластичность зависит от фактора времени – в долгосрочном периоде спрос более эластичен, чем в краткосрочном, поскольку для приспособления необходимо время. Так в 1973 г., когда в 4 раза выросли мировые цены на нефть, спрос прореагировал на это повышение относительно вяло: ни потребители, ни производители не могли быстро сократить потребление нефти. Но со временем, когда структурная перестройка экономики развитых стран обеспечила материало- и энергосберегающий тип производства и потребления, спрос на нефть резко упал.
Эластичность спроса по доходу (EDJ) – отношение процентного изменения объема спроса на товар и процентному изменению дохода, т.е.
где, ∆J – измененный доход.
Если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то EDJ > 0: речь идет о стандартных нормальных товарах (дополнительной паре обуви, например, которую потребитель может купить при выросшем доходе). Если при этом рост спроса опережает рост дохода (EDJ > 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу (на товары длительного пользования – автомобили, компьютеры, для приобретения которых люди берут кредиты или тратят сбережения). Когда же EDJ < 0 речь идет о низкокачественных товарах, которые с увеличением дохода покупают меньше. Для предметов роскоши EDJ > 1: спрос растет быстрее дохода и не имеет пределов насыщения. При EDJ = 1 спрос растет в меру дохода, такая эластичность по доходу присуща товарам вторичного спроса.
Перекрестная эластичность (EDАВ) – процентное изменение спроса на товар (А) относительно изменения цен на товар (В):
Если EDАВ > 0, то это товары – субституты, и повышение цены одного ведет к увеличению спроса на другой (например, разные виды топлива). EDАВ < 0 характеризует товары – комплементы: повышение цены на один ведет к падению спроса на второй. EDАВ = 0 – это независимые товары, повышение цены на один не влияет на объем спроса на другой.
Как и для спроса, осуществляется оценка эластичности предложения (Es). Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения.
где ∆Qs – измененная величина предложения.
Если предлагаемое количество товаров (Qs) при изменении цен на них остается неизменным, то имеем дело с неэластичным предложением (Es = 0). Когда же малейшее уменьшение цены на товар обусловливает сокращение предложения, а малейшее увеличение цены ведет к его увеличению, то это абсолютно эластичное предложение (Es > 1). Если Es = ∞ - это предложение фирмы в долгосрочном периоде при стабильной цене (рис. 3.15).
P ES = 0 ES < 1 ES = 1 ES > 1 ES = ∞ 0 Q |
Рис. 3.15. Виды эластичности предложения
При характеристике эластичности предложения важное значение имеют следующие обстоятельства:
Во-первых, одним из определяющих факторов эластичности предложения товара является мобильность факторов его производства; от скорости перемещения этих факторов из других областей применения зависит возможность продавцов быстро изменять объемы производимой продукции. Например, предложение земли, на которой можно вырастить виноград, неэластично, так как расширить ее практически невозможно (Еs = 0). Наоборот, такие товары, как компьютеры, мороженое, автомобили, характеризуются эластичным предложением, поскольку их производители могут увеличить их производство при росте цен.
Во-вторых, эластичность предложения в значительной степени зависит от временного интервала. Как и в случае со спросом, эластичность предложения возрастает на долгосрочных временных интервалах. В долгосрочном периоде факторы производства более мобильны, и адаптация производителей к новым рыночным условиям приближает возможности выпуска продукции к изменившемуся рыночному спросу, что приводит к увеличению эластичности предложения.
Теория эластичности имеет большое практическое значение.
Во-первых, знание эластичности спроса на свой продукт помогает производителю принимать правильные решения относительно ценовой политики на те или иные производимые ими товары и получать прибыли; покупателям строить свое рациональное поведение при выборе наборов товаров, а государству пополнять доходы государственного бюджета введением косвенных налогов на товары неэластичного спроса.
Во-вторых, концепция эластичности весьма важна для анализа и объяснения проблем аграрного сектора экономики. Спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен, поэтому при увеличении объемов производства снижаются не только цены, но и суммарная выручка производителей в агросекторе. Следовательно, сама специфика спроса на товары диктует необходимость государственного вмешательства в данную отрасль (или в виде государственных субсидий, которые гарантируют доходы производителей, или в виде директивного ограничения производства и поддержки крупных хозяйств).
В-третьих, эластичность спроса и предложения имеет важное значение для анализа и прогнозирования некоторых последствий налогообложения.
Допустим, государство вводит определенную сумму налога на единицу товара; сумма налога распределяется между производителями этих товаров и их потребителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую потребители (рис. 3.16).
P S2 Платят налог потребители S1 избыточное Платят произ- налоговое водители бремя D Q |
Q2 Q1 |
Рис. 3.16. Распределение налогового бремени
В случае эластичного спроса (на мебель, телевизоры и т.п.) большая часть налогов оплачивается производителями, а в случае неэластичного спроса (на хлеб, спички, соль, лекарства и т.п.) – потребителями.
Наоборот, если предложение эластично (в длительный период деятельности фирм), то большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично (в мгновенный и краткосрочный периоды), то на производителей.
В-четвертых, анализ эластичности спроса по доходу позволяет прогнозировать будущий спрос и изменение отраслевой структуры экономики. Как показывает опыт развитых стран, по мере роста богатства страны отрасли, производящие низкие товары, сокращаются; отрасли, производящие предметы первой необходимости, растут темпами ниже среднего; а отрасли, производящие предметы роскоши, растут темпами выше среднего.
Таковы особенности рыночной экономики и некоторые направления экономической политики в ней.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое рынок?
2. Каковы признаки рыночной экономики?
3. Какие функции выполняет рынок?
4. Каковы различия в моделях современной рыночной экономики?
5. По каким критериям классифицируются рынки?
6. Какова роль конкуренции в рыночной экономике? Ее виды и типы.
7. Сущность спроса как экономической категории.
8. Что выражает закон спроса? В каких случаях он не действует?
9. Как изображается кривая спроса?
10. Какие факторы называются неценовыми и как они влияют на кривую спроса?
11. Что такое «нормальный», «низкий», «товар Гиффена», и как меняется характер спроса на них?
12. Каковы особенности спроса в современных условиях переходной экономики РФ?
13. Что называется функцией предложения и как изображается ее кривая?
14. Как влияют неценовые факторы на кривую предложения?
15. Каковы особенности предложения в РФ?
16. Как устанавливается рыночное равновесие?
17. В чем суть рыночной цены? Каковы законы рыночного ценообразования?
18. Какими способами государство влияет на рынок?
19. Что называют излишками потребителей и производителей?
20. Что называют эффективностью рынка?
21. Каковы принципы установления равновесной цены по моделям Вальраса, Маршалла и паутинообразной модели?
22. Что называют эластичностью спроса и как она определяется?
23. Что называют эластичностью предложения?
24. Перечислите основные виды эластичности спроса и предложения.
25. Чем отличается эластичность спроса по цене от эластичности по доходу?
26. Каковы направления в изменениях ценовой политики продавцов при учете различий эластичности спроса покупателей?
27. В обоснование каких решений правительства можно применить концепцию эластичности?