Реформирование и организация гос.управления в современных условиях

Говоря об организации государственного управления, необходимо отметить, что в современных условиях проводится всесторонняя административная реформа, конечной целью которой является формирование эффективной системы государственного управления в Российской Федерации. Одним из важнейших направлений этой реформы стало изменение принципов организации государственного управления по сравнению с системой государственного управления, ранее существовавшей в СССР и РФ.
Согласно ранее действовавшего Указа Президента РФ от 1996 г. "О системе федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти РФ входили министерства РФ и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России и иные федеральные органы исполнительной власти. Эти федеральные органы исполнительной власти в определенных областях деятельности не были соподчинены друг другу, координация федеральными министерствами деятельности других федеральных органов исполнительной власти осуществлялась неэффективно. Все федеральные органы исполнительной власти имели полномочия по нормативно-правовому регулированию в соответствующих областях деятельности, а ряд их функций в значительной мере дублировался.
Реформирование государственного управления в современных условиях было начато указами Президента РФ от 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 2004 г. "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти". В этих указах были определены новая блоковая система и структура федеральных органов исполнительной власти: федеральное министерство, федеральная служба и федеральное агентство. Внутри каждого блока осуществляется разделение функций органов исполнительной власти в соответствии с их системой. Ведущая роль принадлежит федеральным министерствам, которые осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Административно-правовая реформа продолжается все последние годы. Новая система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 2008 г. "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти".
Руководство федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ" осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Следует отметить, что в современных условиях приобрели новые черты ранее существовавшие принципы организации государственного управления: управление по отдельным отраслям (отраслевое управление) и управление по межотраслевым сферам (межотраслевое управление).
Сущность отраслевого принципа организации управления состоит в том, что государственное управление организовано по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и др.). Под отраслью государственного управления понимается система органов управления, связанная общностью объекта управления и возглавляемая соответствующим министерством.
В рамках отраслевого управления федеральным министерством РФ разрабатывается и проводится государственная политика и осуществляется нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координация деятельности подведомственных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).
Межотраслевое государственное управление - такой принцип организации государственного управления, когда управление осуществляется органами исполнительной власти, наделенными полномочиями надведомственного характера по отношению к предприятиям, организациям и другим объектам управления, которые ему организационно не подчинены. Содержанием межотраслевого управления является осуществление данными органами исполнительной власти межотраслевой координации функционального регулирования по вопросам, отнесенным к их компетенции (например, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам).

43.Отраслевое управление: понятие, содержание, признаки. Субъекты.

Отраслевое управление, по общему правилу, относится к ведению фед.министерств, а в субъектах Федерации — соответствую­щих органов исп. власти. Фед. министерство — основной субъект отраслевого управления. Кроме министерств, отрас­левой характер может преобладать в управленческой деятельности не­которых фед.служб (например, в Фед. службе лесно­го хозяйства, в Фед. службе воздушного транспорта).

Мин. РФ — фед. орган ис­п.власти, проводящий гос. политику и осу­ществляющий управление в установленной сфере деятельности (сфере управления), а также координирующий в случаях, предусмотренных Фед. законами, указами Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных фед. органов исп. власти. Министерство единолично возглавляет вхо­дящий в состав Правительства министр (фед.министр).

Для отраслевого управления характерны вертикальные правоотно­шения, т.е. отношения подчиненности или подведомственности, су­ществующие между органами управления и объектами управления. Фед.министерство возглавляет управление определенной сферой и действует через соответствующие органы исп. власти субъектов Федерации, а если имеет там свои территор.органы, то непосредственно и через них. В сферу управления минис­терства, кроме названных органов, входят администрации предпри­ятий, учреждений и организаций однородного характера деятельности, т.е. разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняю­щих работы и оказывающих услуги) определенных видов однородного потребит. или функционального назначения (напр., сель­ское хозяйство, здравоохранение и т.п.).

Для отраслевого управления характерно также то, что в отношении подведомственных объектов субъекты управления вправе осущест­влять все управленческие функции (прогнозирование, планирование, организацию, руководство, регулирование, координацию, контроль и другие).

44.Межотраслевое управление: понятие, содержание, признаки. Органы.

Под межотраслевым (межведомственным или функциональным) уп­равлением понимается исп. и распорядительная деятель­ность, осуществляемая органами гос. управления, наде­ленными надведомственными полномочиями по отношению к органи­зационно не подчиненным им управляемым объектам, в ходе которой обеспечивается согласованность и единство действий этих объектов управления при решении общегос. или межотраслевых задач.

В отличие от отраслевого управления, представляющего собой со­вокупность вертикальных правоотношений, при межотраслевом (функциональном) управлении имеют местогоризонтальные отноше­ния, т.е. отношения субъектов и объектов управления, организационно не подчиненных друг другу. Межотраслевая исп. и распо­рядит. деятельность возложена в основном на гос. комитеты РФ(их десять) и фед. комиссии России (их две: фед. комиссия по рынку ценных бумаг и Фе­д. энергетическая комиссия). Эти органы осуществляют на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, от­несенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Гос. комитет, фед. комиссию возглавляет соответственно председатель госкоми­тета, председатель фед. комиссии. В их организационном под­чинении отраслей управления, как правило, нет, а находятся лишь от­дельные учреждения и организации, обеспечивающие выполнение возложенных на них межотраслевых функций.

По вопросам, отнесенным к их компетенции, межотраслевую коор­динацию и функц. регулирование осуществляют государст­венные комитеты: таможенный; по статистике; по стандартизации и метрологии; по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и др.

Функции межотраслевого управления по сравнению с отраслевыми могут преобладать и в деятельности некоторых министерств, например, министерств экономики, гос. имущества, по антимоно­польной политике и поддержке предпринимательства.

Фед. надзоры, фед. службы России, а также рос­сийские агентства осуществляют спец. (исполнительные, кон­трольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в уста­новленных сферах ведения. Эти функции носят как отраслевой, так и межотраслевой характер. Поэтому провести четкую грань между на­званными организационно-правовыми формами государственного уп­равления нельзя.

В субъектах Федерации межотраслевое управление осуществляют их соответствующие органы исп.власти.

Для методов управления, применяемых органами межотраслевой надведомственной компетенции, характерно согласованное принятие решений, координация действий соответствующих органов управле­ния при выполнении общегос. или межотраслевых задач.

Наши рекомендации