Доля в мировом промышленном производстве
(%)
Страна | Год | |||
Весь мир | ||||
Развитые страны | 62,7 | 58,8 | 59,5 | 56,0 |
Развивающиеся страны | 15,5 | 18,9 | 23,0 | 35,0 |
Центральная и Восточная Европа | 6,6 | 6,1 | 4,5 | 3,9 |
Бывший Советский Союз* | 15,1 | 16,2 | 12,9 | 5,9 |
Россия** | 10,7 | 12,2 | 10,3 | 4,8 |
* 1950, 1980, 1990 – СССР
** Российская Федерация в ее нынешних границах
Источник: Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева–М.: Экономистъ, 2003. с.549, 550.
Факторы, определяющие роль промышленности в мировом хозяйстве, следующие[13 с.144–145]:
- рост уровня механизации (как продукта промышленности) во всех отраслях экономики: так, сельское хозяйство, строительная индустрия, торговля, банковское дело, даже домохозяйство в возрастающих объемах нуждаются в средствах механизации;
- дальнейшее вытеснение натурального сырья (продукции сельского хозяйства) синтетическим сырьем, что изменяет структуру мирового хозяйства в пользу промышленности;
- переход ряда отраслей и производств в сферу промышленности из других сфер хозяйств;
- поступление продуктов питания (как традиционной продукции сельского хозяйства) во все большей мере в потребление после промышленной переработки.
Машиностроениеявляется главной отраслью обрабатывающей промышленности, на которую приходится 35–40% всей стоимости промышленного производства. В машиностроении занято 33% всех работающих в промышленности[2 с.145]. В развитых странах на продукцию данной отрасли приходится 32–38% стоимости промышленного производства, в странах с переходной экономикой – 20–25%, в новых индустриальных странах – 15–25% [1 с.165].
Выделяют четыре главных машиностроительных региона мира. Ведущее место среди них по масштабам производства занимает Северная Америка, которая выделяется по производству сверхмощных компьютеров, самолетов, ракетно-космической техники, других видов вооружения.
Регион Западной и Восточной Европы дает около 30% продукции машиностроения.
Третий регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, производит около 25% продукции мирового машиностроения, в этот регион продолжает перемещаться производство судов, автомобилей, бытовой электроники. Япония концентрирует усилия на наукоемких производствах, переводя менее сложные подотрасли машиностроения в новые индустриальные страны. Четвертый регион мирового машиностроения образует Россия и другие бывшие советские республики. СНГ относится к группе стран, обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства. В этих странах получили распространение отрасли военно-промышленного комплекса, сравнительно несложные производства (сельскохозяйственная техника, металлоемкие станки и энергетическое оборудование). Из наукоемких отраслей, кроме авиационной и ракетно-космической промышленности и бытовой техники, отмечается серьезное отставание [16 с.165–166]
Машиностроение, по существу, является комплексом разнообразных отраслей, которые можно по-разному классифицировать.
Машиностроение развитых стран и части развивающихся переживает сложный период комплексной перестройки. Интенсивно развиваются традиционные отрасли машиностроения, где активно внедряются новые технологические методы производства и передовая техника.
Отраслевая структура машиностроения может быть представлена следующим образом.
1. Общее машиностроение (станкостроение, производство оборудования и т.п.), которое составляет 35–37% мирового машиностроительного производства. Это базоваяподотрасль машиностроения.К общему машиностроению относят отрасли, выпускающие оборудование для себя и других отраслей.
2. Транспортное машиностроение (автомобилестроение, авиаракетная промышленность, судостроение, производство железнодорожного оборудования, сельхозмашиностроение, производство строительной техники и т.п.), которое составляет 33-35% от общего объема машиностроения. В транспортном машиностроении особую роль играют две отрасли: судостроение и автомобилестроение.
3. Электротехническая промышленность (включая электронную), 30–31% мирового машиностроительного производства.
Электротехническая промышленность, бывшая лидером научно-технической революции в началеXX в., породила электронную промышленность и постепенно сошла с авансцены. Теперь ее быстро растущая «дочь» уже почти в 5 раз обогнала по объемам своих рынков электротехнику. За электротехнической промышленностью остались две основные группы товаров: производство оборудования для выработки передачи и преобразования электроэнергии (генераторы, кабели, трансформаторы и т. д.) и относительно дешевой массовой продукции (электролампы, пылесосы, стиральные машины и др.).
Фактором, сдерживающим дальнейшее увеличение доли машиностроения в обрабатывающей промышленности промышленно развитых стран, является продолжающееся выделение из машиностроения в сферу услуг, производственную инфраструктуру таких функций, как: программирование и обслуживание электронно-вычислительной техники; проектирование сложных производственных систем и сетей связи; оказание услуг в инжиниринге, лизинге, подготовке кадров; консультационных услуг и т.п.