Основные направления развития социальной сферы в России
Реформы в социальной сфере России продолжаются, о чем свидетельствует Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 г. В нем отмечается, что «сегодня наши основные усилия направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан. Реализуются национальные проекты в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, в жилищном строительстве. Проблемы здесь накапливались, вы знаете, даже не годы, а десятилетия».
Возросшие экономические возможности позволили направить дополнительные инвестиции в социальную сферу. Благодаря этому в России реализуется несколько десятков программ и подпрограмм, связанных с улучшением социальной сферы.
Можно выделить следующие основные направления социальной политики в стране.
Доступное жилье
В жилищной сфере необходимо отметить две крупные реализуемые программы.
1. Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»,рассчитанный на 6 лет. Он включает подготовительный этап (2005 г.), первый этап (2006— 2007 гг.)и второй этап (2008-2010 гг.). На первом этапе (2006-2007 гг.) определены четыре приоритета:
• увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
• повышение доступности жилья;
• увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
• выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.
Каждый из них будет реализовываться по-своему.
Для реализации первого приоритета предусмотрена государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Это позволит увеличить объем ипотечного кредитования и снизить процентную ставку.
В рамках второго приоритета будет оказываться государственная поддержка молодым семьям и молодым сельским специалистам в приобретении или строительстве индивидуального жилья с помощью ипотечных кредитов.
Для реализации третьего приоритета государство будет сокращать административные барьеры, предоставит государственные гарантии по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и начнет субсидировать процентную ставку по таким кредитам.
В рамках четвертого приоритета государство интенсифицирует выполнение своих обязательств перед ветеранами и инвалидами, а муниципалитеты увеличат объемы предоставляемого социального жилья. Военнослужащим и некоторым другим категориям граждан будут предоставляться субсидии на приобретение жилья.
Общий бюджет приоритетного национального проекта на первом этапе (2006-2007 гг.) составляет 212,9 млрд руб., в том числе средства региональных и местных бюджетов составят 36,8 млрд руб. прямых расходов и 30 млрд руб. госгарантий.
Это не значит, что государство будет платить за все. Основной объем финансирования обеспечат внебюджетные источники. Благодаря государственной поддержке, субсидированию процентных ставок по кредитам и предоставлению госгарантий строительным компаниям, банкам и другим предприятиям станет выгоднее работать на рынке жилищного строительства. Они будут нести меньше расходов, снизятся экономические риски и, как следствие, цены на жилье.
При успешной реализации проекта:
• улучшится обеспеченность населения жильем;
• повысится доступность приобретения или строительства жилья;
• станет выше качество жилищного фонда и условия проживания;
• возрастет качество предоставляемых жилищных и коммунальных услуг;
• увеличится уровень исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
• повысится территориальная мобильность населения;
• активнее будет развиваться деятельность строительных и банковских институтов в жилищной сфере.
2. Программа «Жилище»,рассчитанная на 2002-2010 гг., призвана обеспечить жильем особые категории граждан. В ее рамках реализуются следующие подпрограммы и мероприятия:
1) «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур»;
2) «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда»;
3) «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф»;
4) реализация Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;
5) «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации»;
6) «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»;
7) «Обеспечение жильем молодых семей»;
8) «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 гг.
Основная цель программы - комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающего доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
В результате будут решены следующие задачи:
обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации и усиление адресной социальной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;
развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов;
обеспечение роста темпов жилищного строительства и повышение качества и эффективности жилищного строительства.
Программа будет реализовываться в два этапа: I этап - 2002— 2004 гг.; II этап - 2005-2010 гг. Общий объем финансирования составит 137503,8 млн руб.
Реализация программы должна обеспечить:
• улучшение жилищных условий населения страны;
• доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 м2 будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года;
• сокращение к 2010 г. времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 до 5-7лет;
• рост объемов вновь вводимого и реконструируемого жилья не менее чем на 3-5% в год;
• обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета более 360 тыс. семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации;
• адресность поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;
• повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства с 6% в 2001 г. до 30% в 2010 г.);
• возможность получать населению жилищные субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. С 2002 по 2010 г. сумма общих субсидий на эти цели составит 332 млрд руб.;
• совершенствование жилищного законодательства Российской Федерации.
Внедрение на практике жилищных программ и проектов в конечном итоге направлено на создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе, устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований.