Факторы предпринимательской среды
Понятие «предпринимательская среда»
Под предпринимательской средой принято понимать сложившиеся в стране благоприятные экономическую, социально-экономическую, правовую, политическую ситуации, обеспечивающие экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью. То есть это совокупность различных объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям реализовывать свои функции.
Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств.
На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.
Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.
Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов, химизацию.
Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.). Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий.
Макросреда - экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (или географические) условия деятельности создают предпосылки для развития предпринимательства.
Как сложная интегрированная система предпринимательская среда подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя среда представляет совокупность условий и факторов, действующих независимо от самих предпринимателей:
- экономическое положение в стране и регионах, определяющее действительную экономическую и юридическую самостоятельность юридических субъектов;
- развитая система товарно-денежных отношений, предполагающая стабильность денежного обращения, устойчивость финансовых институтов (налогообложение, кредитование);
- наличие определенной экономической среды, рыночного пространства. В частности, функционирование объектов рыночной инфраструктуры (банки, биржи и пр.);
- относительная обособленность предпринимателей, свобода выбора партнеров для экономических отношений, регулирующая роль государства, поддержка предпринимательства;
- правовая среда, т.е. четко установленные права, обязанности и ответственность предпринимателей и других субъектов рыночных отношений. Здесь особенно важна твердая позиция государства в необходимых законах, их стабильность и обязательность исполнения;
- наличие в достаточном количестве природных ресурсов, демографическая ситуация в стране и регионах;
- научно-техническая, технологическая среда. Важное значение имеет уровень развития системы образования, особенно профессионального высшего;
- благоприятный моральный и психологический климат в обществе (особенно переходного периода) к предпринимательству и предпринимателям в частности. Преодоление стереотипов относительно частных собственников, политики и позиций поведения бизнес-структур, государства и власти.
Внутренняя среда формируется непосредственно самими предпринимателями и во многом носит субъективный характер. Включает следующие условия или факторы:
- наличие необходимого объема собственного капитала, источники заемных средств;
- выбор предмета деятельности;
- правильный выбор организационной, правовой формы предпринимательской структуры;
- подбор команды партнеров, кадров работников и управление персоналом (его симулирование);
- разработка обоснованного бизнес-плана;
- знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;
- разработка и внедрение обоснованной стратегии фирмы. Предвидение и расчет последствий предлагаемых рисков, их нейтрализация и страхование;
- четкое соблюдение законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационной формы;
- организационно-технологическая структура фирмы (управление, отделы, цеха и пр.);
- благоприятный моральный климат, условия работы сотрудников и др.
Экономико-правовая среда
Создание правового поля - это наиболее важная и ответственная составляющая системы предпринимательства. Правовое поле определяется такими параметрами, как законодательная база хозяйственной деятельности предпринимательских структур, регулирующих их взаимоотношения; законодательная защита предпринимательства; характер регулирующего вмешательства государства, обеспечивающего свободу формирования предпринимательской деятельности, а также уровень ее адаптивности.
В России такие гарантии предусмотрены действующим законодательством. Однако эти гарантии зачастую не реализуются. Так, ст. 20 Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» дееспособным гражданам гарантирует право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать свои предприятия. В этой статье указывается, что нельзя отказывать в регистрации предприятия по мотивам целесообразности. К сожалению, местные органы государственной власти нередко усложняют порядок регистрации предприятий, что тормозит развитие предпринимательства.
В законе особо говорится о недопустимости дискриминации со стороны государства, его органов и должностных лиц, о защите имущества от незаконного изъятия. Закон предусматривает также систему мер против монополизации рынка и недобросовестной конкуренции. Этот закон предоставляет всем субъектам предпринимательской деятельности право равного доступа к материальным, финансовым, информационным и природным ресурсам. Вместе с тем эти основополагающие гарантии пока в полном объеме не выполняются из-за ущемления прав специальными законодательными актами.
Деловая среда предпринимательства
Деловая среда - территориальная целостность, в рамках которой осуществление деловыми людьми своих функций происходит в соответствии с некоторыми факторами. Деловая среда национальная и даже региональная характеристика, представляющая собой условия осуществления деловых функций. В общем виде она может быть охарактеризована как комбинация четырех основных факторов - правового, политического, социального, экономического. Она может быть стимулирующей, или конструктивной. В этом случае условия привлекательны для предпринимателя. Подобная деловая среда позволяет предпринимателю предсказывать последствия своих действий. Категория предсказуемости обратна понятию риска. Если риск пребывания в какой-то деловой сфере велик, то она характеризуется как неустойчивая, нестабильная, рисковая (по сравнению со стимулирующей, или конструктивной). В любом случае деловая среда сравнивается с деловой средой, которая предпринимателю знакома по его прежнему опыту, или с той, что существует в его сознании.
Правовой фактор - правила игры в деловой сфере, которые общество устанавливает для предпринимателя. С формальной точки зрения правовой фактор - сумма законов и подзаконных актов, которые определяют направленность и содержание предпринимательской деятельности, регулируют и регламентируют ее, а также формируют отношения предпринимателя с другими субъектами экономического процесса, государственными структурами и общественными институтами.
Политический фактор определяет отношение государства к происходящим в обществе предпринимательским процессам и направленность воздействий государства на них. Степень и глубина возможного вмешательства государства в деятельность предпринимателя также входят в понятие политического фактора. Отношение государства к предпринимательской активности может носить стимулирующий, подавляющий или нейтральный характер.
Социальный фактор включает в себя множество элементов, к числу которых, в первую очередь, можно отнести:
- доминирующее в обществе представление о том, как оно должно функционировать, развиваться, к чему стремиться;
- национальные обычаи и традиции;
- общеобразовательный уровень нации;
- особенности национальной среды;
- национальные ценности;
- уровень профессиональной подготовки рабочей силы;
- отношение окружающих к предпринимателям и предпринимательской деятельности;
- наличие инфраструктуры и ее качество;
- отношение государственного аппарата к предпринимателям и предпринимательской деятельности.
Экономический фактор - это прежде всего условия конкуренции и ценообразования. Условия конкуренции анализируются как и с количественной, так и с качественной стороны. Количественная сторона характеризуется размером доли предпринимателя на рынке, которая может быть большей или меньшей, а также ценовой политикой предпринимателя на рынке. Качественная сторона условий конкуренции означает степень удовлетворенности потребностей покупателей в связи с приобретением ими товара, производимого предпринимателем.
Деловая среда лежит в основе общественного развития страны и предопределяет содержание и направленность возможных действий деловых людей. Уровень деловой среды в разных странах разный. Высокоразвитые страны, как правило, характеризуются благоприятной деловой средой и высокоэффективной организацией экономического процесса. Собственно экономический процесс потому и эффективен, что деловая среда в таких странах благоприятна. Эту зависимость можно выразить в такой форме:
ЭЭ.П. = f (Дс),
где ЭЭ.П. - эффективность экономического процесса;
Дс - деловая среда.
Система правовых норм и правил
Существенно важным элементом неэкономической среды бизнеса являются правовые отношения на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях организации общества, формирующие собственно правовую среду бизнеса.
Субъекты рынка, вступая во взаимодействие друг с другом внутри среды бизнеса, нуждаются в согласовании своих прав и ответственности. Каждый из них заранее, до совершения сделки должен знать, какая ответственность и какие права у него возникают.
Право, реализованное в законах, нормах правилах и программах, организует, регламентирует деятельность и деловые связи субъектов бизнеса. В свою очередь развитие деловых отношений оказывает влияние на совершенствование законов, норм и правил, применяемых в обществе. С понятиями законов, норм, правил и правовых отношений связано определение правовой среды бизнеса, под которой здесь и далее подразумевается следующее:
- совокупность юридических институтов (государственные и международные законодательные органы, суды, надзорные органы, так называемые силовые структуры, а также органы защиты прав граждан и организаций, в том числе адвокатуры);
- совокупность регламентирующих и организующих документов в обществе, с помощью которых органы власти и управления могут создавать, обеспечивать и поддерживать установленный порядок во взаимоотношениях между различными субъектами;
- совокупная деятельность указанных институтов по созданию регламентирующих и организующих документов, а также по контролю за их соблюдением различными субъектами.
Таким образом в правовой среде бизнеса можно выделить мобильную и институциональную инфраструктуру, а также совокупность документов, принимаемых в обществе, на различных уровнях его организации.
Рассмотрим подробнее данные документы. Для этого необходимо прежде всего разграничить понятия права, правил и норм.
Право– это совокупность директивных, т.е. обязательных для исполнения норм и правил, которые устанавливаются с целью административной регламентации упорядочивания и регулирования отношений между людьми.
Правила– это положения, которые определяют содержание действий людей и приписывают формы их поведения.
Нормы– количественные параметры, характеризующие поведение и взаимодействие людей, следующих установленным правилам.
К примеру, Закон России о налогообложении физических лиц устанавливает, что все граждане обязаны уплачивать налог со всех видов заработков в размере 12% от начисленной заработной платы, причем известно, что средства, полученные от налогообложения, подлежат бюджетному перераспределению. Здесь уплата налога – это правило, его размеры – норма.
Все отношения между субъектами бизнеса, складывающиеся в процессе взаимодействия деловых людей, непременно выступают объектами правового регулирования.
Данные отношения осуществляются лишь в тех пределах и на той основе, которые установлены правилами и нормами.
Эти пределы образуют правовое пространствоили правовой коридор бизнеса.
Правила и нормы могут иметь запретительныйи разрешительныйхарактер. Запретительный характер правил и норм имеет место в том случае, когда последние содержат прямые запреты на осуществление отдельных видов деловой деятельности, а следовательно, все иные виды деловой деятельности трактуются как разрешенные. Напротив, разрешительный характер правил и норм основывается на принципе: можно действовать лишь так, как разрешено, как предписано.
Правовые правила и нормы имеют исторический характер. В разных исторических формах человеческого общества существовали разные подходы к установлению таких правил и норм. К примеру, разрешенное на заре человечества рабство, сегодня официально запрещено законами почти всех государств мира. Напротив, рабовладельческий мир никогда не знал правил, регламентирующих, к примеру, биржевую торговлю и инвестиционный бизнес.
Право регулирует отношения в сфере бизнеса, возникающие в процессе движения людей к достижению его целей. Поэтому объектами правового регулированиявыступают:
а) собственность;
б) способы и размеры получения доходов;
в) способы взаимодействия между предпринимателями:
– и другими предпринимателями, – и потребителями, – и наемными работниками, – и органами государственного управления, государственными служащими;
г) способы взаимодействия между наемными работниками и государством.
Находясь в правовом пространстве, бизнесмен вправе избирать любую форму деятельности, любой механизм поведения. Наличие права делит бизнес на две категории – законный и незаконный.
В рамках законного бизнеса существуют взаимные гарантии соблюдения интересов субъектов деловых отношений, за рамками законного бизнеса такие гарантии отсутствуют.
Законный бизнес основан на признании необходимости учета интересов всех многообразных субъектов экономики. При этом гарантиями учета интересов разных сторон выступают правила и нормы права. Нарушение закона ведет к ущемлению интересов сторон и поэтому предусматривает меры ответственности.
Законы, правила, нормы права выступают гарантиями учета интересов разных сторон.
Здесь важно обратить внимание на следующее обстоятельство.
Единственным критерием оправданности действий в сфере бизнеса и справедливости взаимных отношений между субъектами бизнеса является право.
Критерий оправданности действий в бизнесе – право.
Если действия субъектов деловых отношений не противоречат правилам и нормам права, эти действия оправданы, а результаты этих действий справедливы.
Другими словами, следование праву делает деятельность предпринимателей и иных субъектов деловых отношений правомерной.
Другие критерии оправданности и справедливости, например, моральные, неприемлемы.
Революционный тип преобразований означает коренную ломку прежней системы права, устранение ее основополагающих свойств и переход к новой системе права. Такой тип преобразований осуществлялся в прошлом во многих странах в форме буржуазных революций, в ходе которых устранялась основа прежней системы права – положения о личной зависимости и личном подчинении одних субъектов экономики другим – и создавалась новая система права, основанная на закреплении за каждым человеком права собственности в сочетании с его личной свободой.
Право должно отражать достигнутый уровень развития экономикии обеспечивать деловым отношениям наилучшие возможности осуществления, воспроизводства и развития. Поэтому по мере развития человеческого общества право должно испытывать изменения. Вместе с тем консерватизм и даже анахронизм отдельных правил не может рассматриваться как основание для нарушения закона.
К примеру, в прежней российской экономике директор государственного предприятия не имел права увеличивать фонд зарплаты работников за счет основной части прибыли. Тем не менее, многие директора предприятий разными путями шли на увеличение заработка работников за счет прибыли. Правильно ли они поступали? С точки зрения здравого смысла они делали правильно. Но с позиции закона они делали неправомерные поступки, за что, кстати, многие вынуждены были нести ответственность, даже уголовную.
Право обычно существует в виде системы правил и норм, причем правовые документы, призванные регламентировать деловые отношения, не должны противоречить друг другу. Тем не менее, в силу разных причин во многих странах, в том числе и в России, между отдельными документами могут быть противоречия. Эти несоответствия создаютквазиправовое пространство, находясь в котором бизнесмен получает возможность нарушать закон, формально находясь под защитой других законов.
Система правовых норм и правил, регулирующих деловые отношения, включает в себя следующие основные компоненты:
• гражданское и уголовное законодательство государства;
• общее хозяйственное законодательство государства;
• специальное хозяйственное законодательство государства;
• подзаконные нормативные документы;
• нормы международного права.
Гражданское и уголовное законодательство– это совокупность документов, содержащая общие нормы поведения граждан, включая перечень запрещенных видов деятельности.
Общее хозяйственное законодательствопредставляет собой нормы гражданского и уголовного права, определяющие типовые экономические обстоятельства действия субъектов. Тем самым общее хозяйственное законодательство – это преломление гражданского и уголовного законодательства государства к сфере экономики. Основными источниками права здесь выступают Конституция государства, гражданский кодекс, уголовный кодекс страны, некоторые общеэкономические законодательные акты, например, закон о бюджете страны и другие.
Специальное хозяйственное законодательствообъединяет документы, регулирующие различные стороны деловых отношений. Оно состоит из следующих основных компонентов:
• законодательство о собственности на средства производства и предпринимательской деятельности;
• трудовое законодательство;
• законодательство о конкуренции и монополистической деятельности;
• налоговое законодательство;
• финансовое законодательство;
• законодательство об учете и ревизии хозяйственной деятельности;
• законодательство о защите прав потребителей;
• коммерческое и биржевое законодательство;
• законодательство о государственной службе;
• законодательство об организациях, занимающихся правовым обеспечением бизнеса (органы арбитража, третейские суды, нотариат, адвокатура, другие организации).
Основным регламентирующим и организующим документом является закон. На основе законов, издаваемых, например, непосредственно центральными органами государственного управления (например, Президент России (он издает Указы, имеющие силу закона), Государственная дума, Совет Федерации России, органы отраслевого и территориального управления могут издавать подзаконные акты, которые призваны раскрывать содержание отдельных положений законов, а также описывать процедуры применения законов по оформлению кредитов. К числу таковых относятся следующие документы:
• инструкции министерств и ведомств;
• официальные письма, телеграммы, телетайпограммы министерств и ведомств;
• официальные разъяснения и комментарии к законам, выпускаемые министерствами, ведомствами, а также местными органами власти;
• решения местных органов власти и управления
• постановления правительства России.
Больше всего файлов подзаконных документов содержит налоговое законодательство России. Подзаконные документы не должны отклоняться от буквы закона, они должны строго следовать правилам и нормам, содержащимся в законе. Важно иметь в виду, что ни один орган власти и управления не вправе обязать человека следовать подзаконным документам в том случае, если они противоречат закону. Любое противозаконное решение органов власти может быть обжаловано в суде. Неисполнение подобных распоряжений не может в свою очередь быть основанием для привлечения людей к ответственности, ибо в этом случае каждый человек имеет право на юридическую защиту, апеллируя к закону. Ни один подзаконный акт не в состоянии заменить собой закон.
И наконец, нормы международного праваустанавливаются межправительственными соглашениями, а также решениями общепризнанных авторитетных международных организаций, таких как Организация объединенных наций, Комиссия Европейского экономического сообщества, и другими. Во всех странах действует правило, согласно которому в том случае, если положения тех или иных законодательных документов этих стран не соответствуют нормам международного права, на практике применяются именно нормы международного права.
Такое положение вещей весьма важно. Оно определяет общие правила поведения субъектов деловых отношений, которым должно соответствовать национальное законодательство отдельных стран, и является средством предотвращения произвола в области хозяйственного права.