ВВЕДЕНИЕ. Корпоративная социальная ответственность: совершенствование взаимодействия компаний с заинтересованными лицами в системе корпоративного управления

А. В. Серяков

Учебное пособие

Корпоративная социальная ответственность: совершенствование взаимодействия компаний с заинтересованными лицами в системе корпоративного управления

Сыктывкар 2011

Рецензенты:

Блинов А.О. – д.э.н., профессор кафедры менеджмента Всероссийского заочного финансового экономического института, академик РАЕН

Статьин В.А. –Объединение по Защите Интересов Акционеров Предприятий и Организаций (НП ОПИАК), генеральный директор

В учебном пособии обосновывается необходимость повышения корпоративной социальной ответственности как способа развития условий труда, общественных ценностей, форм общения между компанией и обществом, которые, в свою очередь, способствуют успешной деятельности фирмы и росту благосостояния общества. Выявляются факторы, влияющие на уровень социальной ответственности в системе корпоративного управления и предлагается механизм изменения взаимодействия корпорации с заинтересованными лицами, заключающийся в стратегическом планировании социальных инвестиций в объекты среды, основанном на достижении цели организации.

Пособие предназначено для студентов специальности «Корпоративный менеджмент» и студентов направления подготовки «Корпоративный менеджмент» (бакалавриат).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА 9

ТЕМА 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА.. 17

ТЕМА 3. КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.. 26

ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 59

ТЕМА 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ.. 67

ТЕМА 6. ИССЛЕДОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ) 78

ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА.. 123

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 142

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 146

ВВЕДЕНИЕ

Правительство изменяет приоритеты в социальной сфере, при этом значительная масса населения выпадает из системы социальной защиты. Реализация Национальных проектов в России имеет цель сгладить самые негативные последствия развала системы социальной защиты в постперестроечное время. Некоммерческий сектор в России продолжает формироваться и развиваться, принимая на себя работу государства, однако его развитие происходит медленными темпами. Усиления социальной активности ждут от бизнеса правительство и население России. Одним из основных направлений социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе является социальный контракт, предполагающий взаимную солидарную ответственность власти, бизнеса и других общественных институтов.

Необходимость достижения конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации и активного развития зарубежных стран, повышения инвестиционной привлекательности, перехода к инновационной экономике с активной социальной составляющей, центром которой является человек и человеческий капитал, ставит перед Россией новые задачи развития. Конкурентоспособность национальной и региональной экономики в современных условиях определяется не природными, а социальными факторами.

Отсутствие комплексного изучения и внедрения практики социальной ответственности бизнеса препятствует также вхождению российского бизнеса в международное деловое сообщество, что объясняется несовпадением системы ведения бизнеса. В современном бизнесе наблюдается тенденция возрастания внимания к социальной ответственности и корпоративной этике.

В переходной экономике российские компании утратили те принципы и подходы социальной ответственности, существовавшие в советский период в связи с тяжелыми политическими и экономическими процессами в обществе. Переход на рыночные отношения, повышение конкуренции, возрастание присутствия иностранных компаний вследствие процессов глобализации привели к тому, что бизнес стал неспособен поддерживать социальные программы, а государство оказалось неспособным принять на себя эти функции и контролировать соблюдение социально-экономических гарантий и прав общества.

Особенно важна социальная ответственность компаний, функционирующих в северных регионах, где длительное время развитие рассматривалось исключительно с экономической точки зрения и упускался из виду важный аспект – человек. Система гарантий и компенсаций для работающих и проживающих на севере людей, длительное время была нацелена на обеспечение с помощью гарантируемых государством материальных стимулов необходимого притока трудовых ресурсов. Этот подход был оправдан в условиях централизованного определения порядка оплаты труда, цен, размещения производительных сил. В настоящее время, когда регулирование оплаты труда передано самим предприятиям, когда производства размещаются только исходя из экономической целесообразности, а фирмы избавляются от объектов социальной инфраструктуры, уровень социальной ответственности, особенно необходимый в условиях севера, снижается, усугубляя существующие проблемы. Так, активное освоение природно-ресурсного потенциала северных территорий привело к техногенному загрязнению окружающей среды, негативному воздействию на социокультурное развитие коренных народов Севера, снижению качества жизни и увеличению безработицы, особенно вне городских поселений, алкоголизации населения и увеличению потребления наркотических средств, снижению прироста населения и общей продолжительности жизни.

Осознание необходимости системных мер привело внимание исследователей и представителей бизнеса к западному опыту. В настоящее время и в России появляются примеры социальной ответственности бизнеса, когда компании реализуют масштабные и долгосрочные социальные проекты.

В России социально ответственный бизнес находится в начальной стадии своего развития. Внешние и внутренние факторы вынуждают бизнес не просто выполнять социальные функции, но и проявлять увеличивающуюся социальную активность. Рыночные механизмы должны быть задействованы таким образом, чтобы не только увеличивался доход участников бизнес отношений, но и росло благосостояние всего общества.

Общество влияет на эффективность деятельности бизнеса качеством рабочей силы, уровнем покупательской способности. Благополучное социальное окружение способствует развитию бизнеса, который обеспечивает рабочие места, повышает качество товаров и услуг, выплачивает налоги и способствует социально-экономическому развитию страны. Взаимообусловленность общества и бизнеса предполагает объективный выбор бизнеса в пользу социально ориентированной экономической стратегии. Стабилизация экономических процессов в России выдвигает проблемы управления социальным развитием на передний план, особенно с пониманием того факта, что социальная ответственность может приносить выгоды для компаний.

Несмотря на то, что наблюдается устойчивый интерес к теме социально ответственного ведения бизнеса в отечественной науке, среди российских ученых пока не сложилось единого мнения относительно основных характеристик, факторов и условий развития социальной ответственности в бизнесе.

В России отсутствуют отчетливые и понятные критерии оценки корпоративной социальной ответственности, представления о том, каковы этические принципы современного бизнеса и экономические выгоды социально-ответственного поведения. Изучение опыта, накопленного иностранными корпорациями и международными институтами в этой области, полезно для понимания сущности социальной ответственности, однако простое копирование западных принципов и стандартов без учета российских особенностей не может являться решением проблемы. Все это требует уточнения формулировок, определения принципов и критериев оценок для формирования методических подходов к исследованию и анализу проблемы.

Формы и уровень корпоративной социальной ответственности независимо от величины компании и географического положения в большей степени определяются не стратегическими целями организации, а субъективным мнением менеджеров и носят временный характер. В российских компаниях преобладают мотивы благотворительности, вызванные личным самосознанием менеджеров, что не стимулирует формирование системы корпоративной социальной ответственности.

Неуспешно решая социальные проблемы, государству выгодно внедрение и усиление социальной ответственности бизнеса, однако бизнес как одна из форм организации общества решает узкую задачу своего существования, а именно повышение благосостояния организаторов и владельцев бизнеса. Стремление государства и общества нагрузить бизнес дополнительной ответственностью размывает функции бизнеса, снижает стремление предпринимателей открывать новые фирмы, снижает доходы собственников. В связи с этим возникает проблема балансирования результатов экономической деятельности между выгодами для общества и выгодами для участников бизнеса. Все это доказывает актуальность данной темы и является одной из причин настоящей работы.

Проблема корпоративной социальной ответственности еще не глубоко изучена российскими исследователями и специалистами. Обобщенный зарубежный опыт социально ответственного поведения бизнес-структур не может быть использован в современных социально-экономических российских условиях.

Целью написания учебного пособия является анализ уровня корпоративной социальной ответственности в Республике Коми, определения эффективности ответственности и факторов ее повышения и разработка механизмов совершенствования уровня социальной ответственности.

Практическая и теоретическая значимость результатов связана с возможностью использования полученных результатов в разработке и внедрении принципов, стандартов и отчетности в области социальной ответственности на предприятиях с корпоративной формой ведения бизнеса. Реализация механизма повышения корпоративной социальной ответственности позволит организациям взвешенно принимать решения в области социальной ответственности, тем самым обеспечивая достижение стратегических целей.

Новые стандарты требуют от бакалавров и магистров знание социальной ответственности бизнеса.

Наши рекомендации