Общая характеристика трансакционных издержек
В экономической науке ещё в XIX веке в некоторые экономисты высказывали догадку, что в реальной экономике заключение сделок между агентами связано с определенными издержками. Одним из таких ученых был родоначальник австрийской школы Карл Менгер.
В научный оборот понятие трансакционных издержек было введено Рональдом Коузом в 30-е годы в статье «Природа фирмы». Возникновение трансакционных издержек он связывал с необходимостью вступать во взаимодействия – заключать договора. По мнению Коуза наличие трансакционных издержек объясняет возникновение фирм: люди объединяются в фирмы, отказываясь от части экономической свободы, так как в противном случае им бы пришлось иметь дело с многочисленными партнерами (поставщиками сырья, покупателями готовых товаров, инвесторами, государственными чиновниками и т.д.) От самостоятельно действующего индивида это потребовало бы очень высоких затрат на переговорный процесс. Такие затраты Коуз назвал трансакционными издержками.
Возникновение трансакционных издержек связано с действием ряда причин. Так, в реальном мире информация не является полной; экономические агенты действуют не рационально; права собственности не чётко определены; совершение сделок требует издержек.
Возникает вопрос: какие факторы оказывают влияние на величину трансакционных издержек? Лауреат Нобелевской премии по экономике за 1993 год Дуглас Норт называет:
1. Размер рынка: когда отношения персонифицированы, издержки снижаются. Наоборот, обезличенные отношения требуют больших затрат по заключению контрактов.
2. Необходимость измерений товаров, подлежащих обмену.
3. Система принуждения как реакция на развитие контрактных отношений, но не совершенная и не способная обеспечить принуждение в полной мере.
4. Идеологические установки и представления индивидов.
В рамках институциональной экономики учёные выделяют различные виды трансакционных издержек.
Наиболее простая классификация трансакционных издержек предложена Полом Милгромом и Джоном Робертсом (рис. 5.3). Критерий подобной классификации – механизм взаимодействия между людьми – либо согласования-координации, либо привлечения-мотивации.
Рис. 5.3. Классификация трансакционных издержек
по Милгрому-Робертсу
Издержки координации направлены на то, чтобы обеспечить временное и пространственное соответствие участников трансакции. Издержки мотивации связаны с соблюдением взаимных обязательств в рамках контракта. Возникают по причине неполноты и несовершенства информации, а также оппортунизма. Как правило, данная классификация используется во внутрифирменном взаимодействии.
Расширенную классификацию трансакционных издержек предложили Трауиин Эггертсон и Дуглас Норт. Критерий – решение различных задач хозяйствующими субъектами.
1. Издержки поиска информации. Джордж Стиглер об издержках поиска информации говорил: «Информационные издержки – это транспортные издержки на преодоление пути от незнания до абсолютного знания, причём до конца этот путь удаётся пройти немногим»[36]. Выделяют четыре основных сферы поиска:
а) приемлемой цены;
б) информации о качестве имеющихся товаров и услуг;
в) информации о качестве продавцов;
г) информации о качестве покупателей.
В целом издержки поиска информации складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска; потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.
2. Издержки ведения переговоров и заключения контракта. Всю совокупность данных издержек можно разделить на следующие группы:
а) издержки коммуникации – затраты, связанные с непониманием контрагента по причине языковых, культурных различий;
б) стратегические издержки – затраты на арбитров, если контрагенты не могут договориться друг с другом, на дорогие приёмы, на проведение аукционов;
в) издержки затягивания переговоров.
Между издержками ведения переговоров (результатом является содержание заключаемого контракта) и издержками заключения контракта (фиксация содержания контракта тем или иным способом) граница достаточно условная.
Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат – стандартные (типовые) договоры.
3. Издержки измерения. Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.
Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате изобретения стандартов мер и весов.
Не все издержки измерения можно отнести к трансакционным. К ним можно отнести те издержки, которые связаны с демонстрацией товара, его количества и качества. Ту часть издержек измерения, которая предопределена технологией, следует отнести к трансформационным.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.
Пример издержек защиты прав собственности – определение границ между соседними государствами или садовыми участками.
5. Издержки оппортунистического поведения. В основе оппортунистического поведения лежит несовпадение экономических интересов. Институционалисты утверждают, что если издержки, связанные с уклонением от выполнения условий контракта окажутся меньше, чем выгоды, которые принесёт такое уклонение, экономический агент выберет ту или иную форму оппортунистического поведения.
Важным условием возникновения оппортунизма является асимметричность контракта в пользу одной стороны. Например, недостоверность условий сделки, известная одной стороне и неизвестная другой, может привести к созданию предпосылок оппортунистического поведения, когда одна из сторон ориентируется на изменение условий контракта. Так, асимметрия экономического обмена в процессе найма рабочей силы возрастает в пользу покупателя (работодателя) пропорционально снижению специфичности и уникальности трудовых ресурсов.
Таким образом, в отличие от неоклассического подхода, изучающего трансформационные издержки, которые сопровождают процесс физического изменения материала, трансакционные издержки направлены не на производство товаров, а на взаимодействие между людьми. Схематично данное отличие между трансформационными и трансакционными издержками можно представить на рис. 5.4.
Рис. 5.4. Трансакционные и трансфорационные издержки