Механизмы изменений
Перемены — необходимое условие жизнедеятельности каждого человека, любой группы и организации, они воздействую, на состояние любого субъекта хозяйствования. Перемены нужно использовать, на них можно влиять, к ним следует приспосабливаться. От того, как это происходит, зависит наше будущее. По этой причине лидерство (и индивидуальное, и групповое) всегда осуществляется в условиях преобразований. Иначе говоря, преобразующее лидерство является частью любого другого, того вида лидерства. Действительно, без трансформации обстоятельств и преобразования отношений в соответствии с обстоятельствами, которые нельзя изменить, трудно продвигаться вперед по намеченному пути.
К XXI в. сформировались основные движущие силы изменений, ускорители перемен, с которыми тесно связаны глобализация мировой экономики и преобразующее лидерство, а именно знания, технологии и рыночная активность.
Первой движущей силой являются знания.Рост объема знаний привел к информационному буму, в связи с чем возникла необходимость в управлении знаниями и появились разного рода классификаторы.
Ученые подсчитали, что с начала XX в. до 1975 г. объем знаний удвоился и продолжал удваиваться каждое следующее десятилетие. В XXI в. информационные ресурсы человечества удваиваются еще стремительнее — через два-три года. Вполне вероятно, что в будущем период сократится до года. Однако следует подчеркнуть, что такова динамика знаний всего человечества, а интеллектуальный багаж каждого из нас меняется, растет и обновляется не такими быстрыми темпами. При этом мы являемся не свидетелями, а самыми активными участниками информационного взрыва, аналога которому не было в человеческой истории. Сегодня информационная безопасность означает не столько сохранение коммерческой или другой тайны, сколько защиту субъекта (прежде всего человека) от ненужной ему, лишней информации, разумеется, при полной свободе слова и экономической независимости.
Вторая сила изменений — технологии. Благодаря технологическому прогрессу появились компьютерные технологии, компьютерные сети, резко сократилась длительность производственных циклов изготовления традиционной продукции, были созданы новые высокотехнологичные изделия. Современные технологии самым решительным образом меняют нашу жизнь, вторгаются в представления о благе, вынуждают проводить организационные и технические преобразования, существенным образм корректируют лидерские позиции предприятий.
Третий двигатель изменений — рыночная активность. Развитие рыночных отношений породило системную конкуренцию. Бурные изменения в рыночной среде происходят и разумнее и агрессивнее, и жестче во всех сферах, отзываясь новыми формами организационного развития, придавая ему цикличный характер.
Перечисленные факторы перемен обладают кумулятивным эффектом, т.е. взаимодействуют, все более наращивая результат. Конкуренция активизируется благодаря использованию высокотехнологичных производств информационных ресурсов. Чтобы осуществлять преобразования, необходимо знать не только принципы, но и соответствующие механизмы, такие как реорганизация, реструктуризация, реинжиниринг, диверсификация, конверсия, кризис.
Реорганизация — это преобразование, которое осуществляется через перераспределение областей ответственности, сфер полномочий, материальных и финансовых средств с целью обеспечения эффективности производства и реализации продукции. На современном предприятии реорганизация может носить непрерывный характер. Она предпринимается в связи с совершенствованием технологического процесса, повышением качества изготовления продукции и переходом на новые системы его обеспечения.
Реструктуризация — это преобразование, которое обеспечивает лучшее взаимодействие разных видов ресурсов, тем самым способствуя связи ресурсов с действиями персонала, а предприятия — со своими клиентами. Реструктуризация использует в качестве инструмента так называемое «правило 80/20»: 80 % успеха предприятия на рынке обеспечиваются 20 % действий (продукции), задача состоит в том, чтобы найти эти 20 %.
Реинжиниринг — это преобразование, которое связано с перепроектированием и предполагает научную организацию труда с применением методов точных наук к экономическим и управленческим процессам. Данный механизм изменений подразумевает анализ текущей деятельности и наблюдение за исполнителями в ходе трудовых и технологических процессов с использованием таких методов, как хронометраж, фотография рабочего дня, моментные наблюдения. Результаты анализа подвязывают резервы уменьшения затрат рабочего времени, материалов, комплектующих изделий, энергии. Но использовать их следует, руководствуясь соображениями эффективности. В реинжиниринге бизнес-процессов применяются следующие подходы:
• «переизобретение», т.е. обдумывание заново, «с чистого листа», от нуля заданной проблемы;
• переоценка ситуации — оценка по новой шкале ценностей, в новой системе координат, с использованием свежей и ин формации. Тон задают вопросы «Как изменить существующую ситуацию?» и «Есть ли лучший способ у конкурентов?»;
• переосмысление существующей ситуации, т.е. «перепродумывание» на основе предпосылок, позволяющих найти нестандартные решения. Выбрать верные предпосылки — значит избежать традиционных ошибок.
Диверсификация— это преобразование областей деятельности, перепрофилирование предприятия. Например, в Германии одно семейное предприятие переключилось с производства бетономешалок на разработку программных продуктов для диспетчерских служб строящихся в Китае международных аэропортов. Диверсификация — весьма радикальный и рискованный механизм изменений, но, если на предприятии сформирован климат активного группового преобразующего лидерства, перепрофилирование может принести успех.
Конверсия — это преобразование по новой версии развития фирмы, своеобразное «перефокусирование», изменение направления главного вида деятельности, концентрация усилий на том, что в данный момент более существенно для нее. Любое предприятие (организация) может прибегнуть к этому способу преодоления кризиса, но чаще других его используют в оборонной отрасли, переходя на выпуск продукции народнохозяйственного профиля. Конверсия сопровождается нарушением целостности предприятия как хозяйственной системы. В отличие от реорганизации, реструктуризации и реинжиниринга, она проводится редко. Это наиболее радикальный, а потому непопулярный механизм изменений, оправданный для условий эпохальных преобразований экономики или антикризисного управления. Данный механизм запускается преимущественно на фоне внешнего воздействия и смены лидеров на конверсионном предприятии. В Беларуси конверсия проводилась на ряде минских предприятий (концерн «Белмашприбор», заводы «Планар» и «Калибр» и др.). Практика показала, что эффективность конверсии обусловлена квалификацией персонала и его готовностью к переменам.
Кризис — это неуправляемый процесс изменений на его начальном этапе, вслед за которым наступают решительные перемены.
Признаки кризиса — резкий спад производства, утрата доля на рынке, огромные убытки. С ними сталкивается практически каждое предприятие. Например, в 1980-е гг. кризис пережила компания «Форд Моторс». Она изменила ситуацию, занявшись выпуском новых моделей «ФордТаурус» и «Меркьюр Сэйбр».
Кризис как механизм изменений отличает спонтанность, однако нельзя сказать, что он наступает неожиданно. Критическая масса предпосылок нарастает постепенно, и этим процессом можно управлять.
Перечисленные механизмы изменений взаимообусловлены, каждый включает отдельные части других, все подвержены влиянию преимущественно внешних обстоятельств и направлены на изменение внутренних факторов деятельности предприятия. В условиях действия этих механизмов лидерство носит преобразующий характер. Однако не всякий менеджмент предприятия дополняется лидерством.
Механизмы изменений носят общий характер. Они действуют независимо от возраста группы (организации) и ее отраслевой специфики при наступлении необходимых условий, решающим из которых является наличие лидеров-реформаторов.
4. Возрастные особенности преобразующего лидерства
Преобразующее лидерство тесно связано с опережающим, активным управлением эволюцией группы. Это прежде всего лидерство во вновь образованных группах. Молодые организации отличаются динамикой изменений благодаря стремлению их лидеров обеспечить независимость от внешней среды и тем самым сохранить целостность группы. Среда содержит различные раздражители, противостоящие этому стремлению, но именно они порождают стремление к изменениям, позволяющим выжить, приспособиться и расти. Только изменяться необходимо, опережая перемены самой среды, таково условие сохранения целостности организации. От стадии, на которой находится ее развитие, зависит механизм лидерства.
Стадия основания и начала развития. На начальном деятельности группы основной импульс развитию задается основателями (учредителями). Решающее значение имеют их представления о бизнесе, месте группы на рынке и ее миссии. От этого зависит выбор лидера для данной группы. Он должен быть сильнее других, обладать бесспорными лидерскими качествами, признаваемыми рядовыми членами выше их собственных. Взаимодействуя в группе, люди оценивают друг друга, выявляя тех, кто претендует на лидерство. Вначале членов группы отличает хаотичность наблюдений за происходящим. На рис. 2.4 стрелками указаны направления их действий.
Зарождение лидерства в новой группе
В процессе общения распознаются самые сильные лидеры, за ними выстраиваются другие (рис. 2.5).
Члены группы меняют направления действий, ориентируясь на возможного лидера
Потенциальный лидер быстрее остальных распознает качества лидера (или их отсутствие) у других и признает их, если уступает сам. Через некоторое время происходит выбор лидерами группы, и все члены группы начинают следовать за ним (рис. 2.6).
**ч*. |
Рис. 2.6. Выбор лидера
Людям свойственно следовать за более сильными лидерами в экстремальных условиях, влияющих на их судьбу и выживание группы. Наиболее наглядно это проявляется в спортивных командах при выборе капитана. В бизнесе таким образом определяется неформальный лидер. Задача учредителей — при назначении руководителя группы распознать того, кто одновременно сможет стать ее лидером.
В условиях относительно устойчивой внешней среды лидерство на стадии раннего развития группы идет эволюционным путем. При этом выделяют общую и частичную (локальную) эволюцию.
Общая эволюция предполагает включение ряда общих механизмов изменений, подготавливающих переход к следующей стадии развития группы, а также их творческий синтез и интеграцию с сохранением эволюционного характера изменений. Он нарушается в ситуации кризиса, если в группе (компании) появляется новый лидер.
Частичная эволюция означает адаптацию отдельных структурных подразделений группы как организации к их конкретным средам. Так, подразделение — разработчик технологических процессов совершенствует свои исследовательские навыки, в то время как группы-производители развивают навыки маркетинга вместе с группами маркетинга и сбыта. В каждом случае частичные эволюции отражают особенности проявления механизма лидерства. На ранней стадии развития лидерства его локальная эволюционность имеет склонность к интеграции, на основе которой формируются базовые представления о других механизмах лидерства, одним из которых является эволюция посредством внутриорганизационной терапии.
Организация как живой организм имеет потайные стороны и поводы для тревоги. Чтобы их нейтрализовать, необходимо выявлять и оценивать ее сильные и слабые стороны и, если это необходимо для выживания, изменять и модифицировать представления о самой себе. Творческий групповой пересмотр представлений о собственном развитии производится с помощью терапии, которая развивает коллективное понимание преобразований, предлагая анализ их направлений.
Результатами пересмотра, смотра становятся:
• изменение некоторых приоритетов;
• отказ от непродуктивных суждений;
• разработка новых концепций деловой и рыночной активности;
• ротация лидеров и развитие группового лидерства;
• изменение направления развития организации (группы). Ключевая роль в процессе внутриорганизационной терапии принадлежит учредителям. Во многих ведущих компаниях в целях «терапевтического содействия» проводятся ежегодные собрания в подразделениях, организуются дуальные менеджмент-тренинги.
Стадия среднего возраста. Группа, ее подразделения и организация в целом после трех—пяти лет существования достигают среднего возраста. Импульс к движению вперед на этом этапе чаще всего задает определившийся лидер. Чтобы направить своих соратников в нужную сторону, он должен вначале привести группу в движение, а еще лучше ввести в состояние готовности к порыву. Суть преобразующего лидерства как раз и проявляется в том, чтобы придать этому порыву направленное движение. Известно достаточно много примеров из спорта, когда спортсмен, сконцентрировавшись перед решающим прыжком, броском или толчком, устанавливал свой личный рекорд.
В бизнесе внимание акцентируется на реализации предпринимательских способностей всей группы. В группе среднего возраста такие способности вполне сформированы, лидеру остается создать условия для мощного импульса. Благодаря атмосфере порыва лидеры могут восприниматься более значительными, чем они есть в действительности, а последователи — действовать успешнее, чем в обычных условиях.
Однако не всякую активную деятельность следует расценивать как наступательный порыв и не всякий порыв — как признак продвижения к цели. Целеустремленность группы должна иметь приоритеты. Опытные руководители обязательно располагают задачи по их значимости, так же необходимо поступать и лидеру, неважно — руководит ли он малым предприятием или возглавляет группу компаний.
Принцип приоритетности помогает ориентироваться во внешней среде. Фактически речь идет о принципе, описанной итальянским ученым-экономистом В. Парето (1848—1923), который решил математически обосновать взаимозависимость экономических задач. Основная идея принципа Парето состоит в следующем: из всех факторов успеха достаточно обеспечить 20 % самых важных, чтобы впоследствии получить 80 % успеха. Для этого необходимо, выбрав приоритеты, сконцентрировать все усилия на них. Так, лидер группы из десяти человек должен определить из них двух лучших (20 %) и уделять им 80 % своего времени. Составляя список из десяти дел, следует расставить дела по убыванию значимости. Два самых приоритетных пункта дадут 80 % успеха, а остальные восемь — только 20 % успеха.
Если кто-то из сотрудников может выполнить задачу, обеспечив 80 % успеха по сравнению с результатом лидера, то опытный лидер смело доверяет решение задачи такому сотруднику. Если таких людей в группе нет, лидер должен позаботиться о том, чтобы подтянуть до необходимого уровня наиболее перспективных членов группы, потому что это обещает отдачу.
При умелом использовании принцип приоритетности может обеспечить действиям лидера направленность на несколько приоритетов. Это позволяет сократить число действий и сконцентрировать усилия на оставшихся.
На данной стадии важно не перепутать действия с достижениями, что порой случается. В группах среднего возраста прежние учредители нередко утрачивают статус единственных собственников, меняется руководство группой, причем не только качественно, но и количественно, так что число менеджеров не из состава учредителей значительно превосходит количество руководителей, которые стояли у истоков группы. Изменяется и сама группа. Прежние приобретения воспринимаются как само собой разумеющиеся, однако формирование ее кредо и основных ценностных ориентации продолжается, дух предпринимательства жив и постигается философия бизнеса.
Набор механизмов изменений и лидерства на этой стадии развития группы расширяется. Новые механизмы используются в сочетании с общими принципами и механизмами изменений, причем более активно — инструменты группового лидерства на основе консенсуса, внутренней интеграции и организационной культуры , а также развитие, персонала и прежде всего организационное развитие.
Организационное развитие в широком смысле означает взаимодействие рабочих и проектных групп, обеспечение гибкости организационных структур и динамики требований к персоналу, управление организационными знаниями, а также упорядочение штатного расписания группы. В узком смысле, с позиции лидера, организационное развитие включает процессы плановых изменений состава группы, а также планирование перемен в группе, которые затрагивают как технические, так и человеческие аспекты непрерывной адаптации группы к динамике внешней среды.
Если группа имеет простейшую организационную структуру, т.е. является одним из первичных подразделений организации (например, бригада, участок, лаборатория, спортивная команда), организационное развитие равно групповому развитию и включает командную работу над проектами, развитие временного трудового коллектива, совместную подготовку проектов управленческих решений, а также объединение интересов членов группы, учет мнений заинтересованных сторон. Чаще всего организационные изменения и соответствующее развитие осуществляются вслед или вместе с технологическими изменениями. Так, автомобиль вытеснил лошадь с телегой, что повлекло колоссальные изменения всей экономики и культуры. Информационные компьютерные технологии вызвали еще большие организационные изменения — от виртуальных групп до глобальной экономики.
Локальные технологические инновации связаны с работой конкурентных лидеров, их следствием является формирование новых представлений, убеждений и ценностных ориентации, которые создают предпосылки для нового этапа развития группы.
Стадия зрелости, или возможного распада группы. Это естественное завершение жизненного цикла группы. Необходимые для ее выживания изменения начинают восприниматься как обуза. Со стороны это выглядит так: организация насытила свои рынки, исчерпала потенциал, ее услуги устарели.
Зрелость не отражает возраст группы или ее лидеров. Она обусловливается позицией ее продукции на рынке (степенью морального старения), возможностями и ограничениями. Если группа продолжает развиваться быстрее, чем изменяется внешняя среда, то можно говорить о сохранении ее работоспособности.
Вместе с тем для стадии зрелости характерны некоторые специфические черты лидерства, теряющего или изменяющего свой преобразующий характер. Применение новых стратегии, несущих перемены, может повысить уровень неуверенности и дискомфорта, нарушить установившиеся представления о благоприятном психологическом климате и удовлетворенности трудом. Влияние «свежей крови» — привлечение управленческих сил из других организаций — неизбежно ведет к стилю лидерства.
Внедрение сторонних менеджеров изменяет групповое образующее лидерство. Наибольший эффект достигается, ^ совет директоров компании назначает нового исполнительного директора на одно из предприятий или если в результате приобретения контрольного пакета акций компании происходит смена всего директорского корпуса. Новые лидеры более решительно вводят в организацию новых менеджеров, заменяя ими тех, кто олицетворял прежние принципы хозяйственного лидерства. Идет разрушение прежних позиций группового лидерства.
В 1980-е гг. американские исследователи А. Дейер и Э. Шейн обнаружили ряд особенностей, связанных с управляемыми изменениями, в случае привлечения сторонних лидеров:
• отрицательная динамика рыночных показателей и признаки надвигающегося кризиса служат предпосылками преобразований в лидерстве;
• разрушаются основы прежних методов работы и культуры: теряют безоговорочность убеждения, нарушаются процедуры, девальвируются символы;
• появляется новый лидер — как правило, новый для фирмы человек;
• развивается конфликт между сторонниками нового руководства и теми, кто остался верен прежним идеям;
• рыночные показатели улучшаются, новый лидер побеждает в конфликте;
• идет преобразование организации: формируются новые , убеждения, разрабатываются иные процедуры и правила.
Если улучшений не наблюдается или они происходят вопреки усилиям нового лидера и, более того, если от него исходит угроза кадровому ядру, то такой лидер дискредитирует себя; он должен уйти из команды, поскольку это не его команда. Такое | случается в спорте, причем далеко не всегда из-за плохого тренера. В бизнесе новый лидер старается оправдывать ожидания прежде всего основателей компании, хотя на стадии зрелости и фирмы их влияние уже ослабевает. К примерам того же порядка относится смена собственников в результате приватизации.
Управлять изменениями можно, внедрив в группу менеджера-преобразователя, но предварительно необходимо выяснить причины ослабления группы. Ими, в частности, являются чрезвычайные ситуации и кризисы убеждений..
Такие техногенные катастрофы, как авария на Чернобылькой атомной станции, взрыв американского космического коробля «Челленджер» или гибель атомной подводной лодки «Курск», требуют срочных изменений, которые, однако, не последуют автоматически и одномоментно. Но реакция на причины, их породившие, которые бессмысленно отрицать необходима. Она носит чрезвычайный и вынужденный характер, ее цель — обеспечить соответствие требованиям безопасности внутренней и внешней среды.
Внутрифирменные конфликты и скандалы иногда провоцируются самими работниками, переживающими кризис убеждений. Случающиеся утечки информации (вид «стукачества») сигнализируют о наличии внутренних противоречий в организации. Они способны форсировать наступление кризиса, привести к пересмотру культурных представлений. По мнению Э. Шейна, это вызывает настороженность коллег и побуждает руководство организации к карающим санкциям.
Даже лучшие предприятия время от времени приходят к осознанию несоответствия идеализированных представлений о себе реальному положению. Среди наиболее распространенных мифов отметим следующие:
• мы активно делегируем полномочия и проповедуем демократические методы управления;
• мы никогда никого не увольняем и обеспечиваем систему пожизненного найма;
• мы используем только рациональные методы принятия решений;
• личные интересы наших сотрудников всегда принимаются во внимание и максимально учитываются.
Если вслед за развенчанием подобных мифов происходят плодотворные изменения, это служит на пользу преобразующему лидерству, которое по определению представляет собой комбинацию механизмов убеждений, изменений и перерождений, спаянных лидером в единую программу. Когда эту программу выполняет команда, мы говорим о групповом преобразующем лидерстве.
Таким образом, лидерство на каждой стадии существования группы имеет свои особенности. На этапе создания и в начале развития группы складывается ее потенциал, устанавливается сфера компетентности, определяются задачи. Лидеры расширяют зоны влияния группы и формируют стиль работы. Весьма существенна роль основателей-учредителей. На стадии среднего возраста важнейшей стратегической задачей лидерства становится поиск требующих преобразований элементов хозяйственной венной деятельности (рынок, продукт, технология) и лидерства (лидер, группа, задача, ситуация, последователи). К этому времени в арсенале лидеров имеется множество рычагов для проведения преобразований, остается научиться пользоваться ими. На стадии зрелости лидерство может подвергаться переосмыслению и критике, а затем и изменениям посредством интенсивных мероприятий, корректировок стиля лидерства.