Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0

К о н т р о л ь н ы е р а б о т ы

по дисциплине «микроэкономике»

Составитель: Головастова Т.И., к.э.н., доцент

Ижевск - 2010

Введение

Формирование экономического мышления связано с изучением экономи­ческой теории, курс которой является базовым по отношению к специальным экономическим дисциплинам.

Цель контрольной работы закрепить полученные знания в области эко­номической теории. Выполнение контрольной работы помогает приобрести навы­ки самостоятельной работы с экономической литературой, фактическим материа­лом, учит правильно излагать мысли при написании ответа на поставленные тео­ретические вопросы, использовать имеющиеся у студентов математические и экономические знания для решения задач и анализа экономических моделей при помощи схем и графиков.

Структура контрольной работы. Контрольная работа включает 8 заданий, из них 6 задач и два теоретических вопроса.

Требования к оформлению контрольной работы.

Общий объем контрольной работы не ограничен. Работа может быть пред­ставлена в любом удобном для студента варианте: тетради, листах формата А-4. Текст должен быть написан четким и разборчивым почерком без сокращений или напечатан на компьютере, с оставленными для замечаний полями. Каждое задание контрольной работы должно быть отделено друг от друга

Перепишите вопрос и затем дайте на него развернутый ответ. Желательно дать графическую иллюстрацию к сделанным выводам

Решение задач должно содержать в себе не только выполненные математические расчеты, но и экономическое обоснование, а там, где это возможно, и графическую интерпретацию решения (как правильно оформить решение задачи смотрите в Приложении).

Особое внимание уделите выполнению схем и графиков, они должны иметь названия, каждая линия, изображенная вами, должна быть подписана.

Порядок выполнения и проверки контрольной работы. Номер варианта контроль­ной работы выдается преподавателем. Выполненная контрольная работа сдается методистам для регистрации и последующей передачи преподавателю. Контрольная работа, содержащая недостаточно полные и аргументированные ответы на теоретические вопросы, либо неверно решенные задачи, возвращается студенту для доработки. К сдаче экзамена по курсу экономической теории студент допускается только при условии зачтенной преподавателем контрольной работы.

На выполнение контрольной работы отводится 10 часов самостоятельной работы. Работа оценивается «зачет/незачет».

Рекомендуемая литература

Для выполнения контрольной работы можно использовать следующую ли­тературу:

1. Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией А.С.Баскина, О.И. Боткина, М.С. Ишмановой. – Ижевск: 2005 г

2. Курс экономической теории (под редакцией А.В. Сидоровича). – М.:1997.

4. Курс экономической теории. Учебник под редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров, 2009.

5. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. Под редакцией А.Г.Грязновой, А.Ю.Юдакова.-М : КНОРУС, 2008.

6. Нуреев М. Курс микроэкономики. - М. 2008.

7. Макроэкономика. Теория и российская практика. Под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н.Думной. - М.:КНОРУС, 2008.

8. Киселева Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс. - М., 2008.

9. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М., 2009.

10. Тарануха Ю. Микроэкономика. - М., 2006.

Вариант 1.

Решите следующие задачи.

1.Допустим, имеется экономика с шестью работниками, каждый из ко­торых за неделю может произвести либо 3 свитера, либо 5 рубашек. Исходя из на­личия такого количества трудовых ресурсов, необходимо: а) начертить кривую производственных возможностей такой экономики; б) определить, сколько рубашек могло бы быть произведено в такой экономи­ке, если бы общество могло обойтись без свитеров;

в) отметить две точки на графике кривой производственных возможностей, соответствующие неэффективным методам производства. Объяснить, почему эти точки свидетельствуют об экономической неэффективности.

Предположим, что технический прогресс в производстве рубашек позволил увеличить их производство до 7 шт. на одного человека, а производство свитеров осталось неизменным. Исходя из новых условий, необходимо: г) начертить новую кривую производственных возможностей.

2.Известно, что в марте при цене товара 20 руб/шт и величине предложения 15 шт его эластичность предложения по цене равна 4. Определите линейную функцию предложения в марте. В апреле предложение товара снизилось на 20%. Запишите функцию предложения товара в апреле. Определите апрельскую эластичность предложения по цене при Р = 20 руб/шт и Qs = 15 шт.

3. Потребитель тратит 34 руб в день на яблоки и груши. Предельная полезность яблок для него равна 20 – 3х, где х – количество яблок, в шт. Предельная полезность груш равна 40 – 5у, где у – количество груш, в шт. Цена одного яблока – 2 руб., а одной груши – 4 руб. Необходимо определить, какое количество яблок и груш купит потребитель, максимизирующий полезность?

4.Пекарь Иванов организует кондитерский цех. Он арендует помещение за 10 тыс. руб. в год, приглашает кондитера, заработная плата которого составляет 24 тыс. руб. в год и покупает сырья на 40 тыс. руб. в год. Производственное оборудование, находящееся в собственности Иванова, оценивается в 80 тыс. руб. Эта сумма могла бы приносить ему 8 тыс. руб. Годовая амортизация оборудования составляет 10 тыс. руб.

До этого Иванов, работая на хлебозаводе, получал заработную плату 30 тыс. руб. в год. Иванов знает, что у него есть предпринимательские способности, и оценивает их в 6 тыс. руб.

В первый год работы цеха выручка достигла 144 тыс. руб. Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль кондитерского цеха.

5. Фирма является монополией на рынке продукта и монопсонией на рынке труда. Функция спроса на продукт фирмы Qd = 8 – P, где Р – цена продукта. Функция предложения L = w – 4 , где w – ставка заработной платы. Производственная функция Qs = 5L. Определите: а) равновесный расход труда и равновесный выпуск продукта; б) равновесную цену продукта.

6. Фирма действует на рынке чистой конкуренции. Ее предельный доход равен 6 долл., минимальные средние переменные издержки составляют 1 долл. и достигаются при выпуске 20 единиц продукции, минимальные средние общие издержки составляют 4 долл. и достигаются при выпуске 50 единиц продукции. График предельных издержек фирмы при выпуске более 20 единиц продукции имеет линейный вид. Фирма стремится максимизировать свою прибыль. Определите общий доход фирмы.

Ответьте на вопросы.

7. Известный русский экономист М.И.Туган-Барановский в своем учебнике”Основы политической экономии” (1909), который считался в дореволюционной России одним из лучших, дает следующую формулировку целей хозяйственной деятельности:”Наши потребности далеко превосходят средства их удовлетворения, находящиеся в нашем распоряжении. Поэтому мы должны экономизировать свои силы и всякие иные средства удовлетворения наших потребностей, чтобы обеспечить себе максимум удовлетворения последних” (Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. М., 1998. С.25.) Определите, какая принципиальная неточность допущена в этой формулировке; как формулируются экономические цели в современной экономической теории.

8.Что понимается в экономической теории под «ограниченностью ресурсов»? Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности экономического развития России? Как, по вашему мнению, следует решать проблему редкости этих ресурсов?

Вариант 2.

Решите следующие задачи.

1. Владелец имения тратит на производство 1 кг картофеля 8 часов, а на, производство 1 кг мяса 2 часа. Фермер тратит на производство 1 кг картофеля 10 часов, а на производство 1 кг мяса 20 часов. Владелец имения и фермер специализируются на производстве тех продуктов, по которым они имеют сравнительное преимущество, и удовлетворяют свои по­требности в мясе и картофеле путем торговли этими продуктами между собой. (Пояснение: если фермер специализируется на картофеле, то он удовлетворяет свои потребности в картофеле за счет собственного производства, а в мясе - за счет обмена картофеля на мясо, произведенное владельцем имения. Таким же пу­тем удовлетворяет свои потребности в продуктах и владелец имения.) Необходимо определить: какую выгоду получают фермер и владелец имения от торговли продуктами?

2.Если при изменении цены товара объем покупок изменился таким образом, что прямая точечная эластичность (измеренная относительно первоначальной точки равновесия) равна –1,2, а дуговая эластичность равна – 0,88, то на сколько процентов изменилась выручка продавца по отношению к первоначальному значению, если известно, что функция спроса линейна?

3.Потребитель рассматривает мороженое и пирожное как абсолютное заменители в пропорции 1 : 1. Определите, какой набор он купит, если сумма денег, выделенная на продукты, составляет 30 руб. в неделю, цена одного мороженого – 5 руб., а цена одного пирожного – 6 руб. Как повлияет на выбор покупателя снижение цены пирожного до 5 руб.?

4.Швейный цех при годовом объеме выпуска 2 тыс. единиц, несет издержки за аренду помещения в размере 15 тыс. руб. и в виде выплаты процентов 11 тыс. руб. в год. Кроме того, затраты на оплату труда при выпуске единицы изделия составляют 20 руб., а затраты на сырье и материалы 12 руб. Рассчитайте общие, постоянные и переменные издержки производства, а также средние общие издержки.

5.Рыночный спрос на труд описывается формулой L = 50 – w , где L – объем используемого труда в тысячах человеко-дней, а w – дневная ставка заработной платы. Рыночное предложение труда описывается формулой L = 2w – 25. Определите, что произойдет на рынке труда при установлении государством минимальной ставки заработной платы в 30 ден. ед.

6.Фирма «Все для вас» действует на рынке чистой конкуренции. Зависимость общих издержек фирмы от величины выпуска описывается выражением: ТС = 15Q2 + 10Q + 4335. Фирма стремилась получить максимальную прибыль, однако не получила прибыли вообще, хотя и не понесла убытков. Определите, сколько единиц продукции произвела и продала фирма, а также цену, по которой фирма продавала свою продукцию, если известно, что средние общие издержки фирмы составили 520 руб.

Ответьте на вопросы.

7. Если в экономике не будет монополистов и все рынки будут конкурентными, то можно ли ожидать справедливости в распределении благ? Какими, по Вашему мнению, должны быть критерии справедливости? По критерию Ф.Ницше, должна максимизироваться полезность более значимых членов общества. Соответствует ли данный критерий принципу максимизации полезности? Выскажите и аргументируйте свое мнение.

8. В каких областях экономики действие рынка может быть неэффективным? Ответ обоснуйте.

Вариант 3.

Решите следующие задачи.

1. В стране А один работник производит 1 т мяса или 2,2 т зерна в год, а в стране Б - 1.8 т мяса или 1.1т зерна. Всего в стране А производством мяса и зер­на занято 300 тыс.. а в стране Б - 80 тыс. человек. Между странами А и Б заключе­но соглашение об экономическом сотрудничестве, включая эффективное разделе­ние труда в производстве мяса и зерна. Необходимо построить совокупную кривую производственных возможностей двух стран по производству мяса и зерна.

2.Из города N в соседний город M можно добраться только по реке на теплоходе. В городе N спрос на товар А первоначально описывался выражением QDN = 150 – 7P, а предложение этого товара - выражением QSN = 5P –18. В городе М спрос на товар А первоначально описывался выражением QDM = 185 –10P, а предложение этого товара - выражением QSM = 10P – 35. Во всех выражениях количество товара А приведено в штуках, а цена – в рублях. Затем в обоих городах был введен налог на продажи, выплачиваемый продавцами% в городе N по ставке 5%, а в городе М – по ставке 2%.

Применительно к ситуациям: а) до введения налога и б) после введения налога определите максимальную цену билета на теплоход, при которой покупку 10 единиц товара А выгоднее производить не в своем городе, а в соседнем. Предполагается, что другими затратами на поездку, кроме стоимости билета, можно принебречь.

3.Функция полезности описывается формулой TU = ху /2 , где х – объем потребления бананов, у – объем потребления пепси-колы. Цена кг бананов 15 руб., 1 л пепси-колы 10 руб. Летом потребитель тратил на покупку этих товаров 120 руб. в неделю. Зимой цена бананов поднялась до 20 руб. за кг, цена пепси-колы осталась без изменения. Определите: а) объем оптимального потребления бананов и пепси-колы; б) величину расходов, необходимую зимой для достижения того же уровня полезности, что и летом; в) количественное значение эффекта дохода и эффекта замены.

4.Производственная функция фирмы Q = 4L1/2K1/3. В день фирма затрачивает 16 ед. труда и 27 ед. капитала. Определите: а) максимальное количество продукции, которое может выпустить фирма в день; б) производительность труда на фирме; в) каков вклад в общий объем произведенной продукции последнего нанятого рабочего; г) динамику производительности труда при найме дополнительных рабочих; д) эффект масштаба производства при удвоении обоих факторов производства.

5.Фирма, являющаяся конкурентом на товарном рынке и монопсонистом на рынке труда, производит продукции по технологии Q = 12L – 2L2 . Цена товара равна 5 ден. ед. Функция предложения труда имеет вид L = 0,1w – 2. Определить, а) по какой цене фирма будет покупать труд; б) какое количество труда приобретет фирма, максимизирующая прибыль.

6. Продукт А на рынке чистой конкуренции могут производить фирмы двух типов. Фирмы первого типа имеют общие затраты на уровне ТС1 = 25Q – 0,6 Q2+ 0,03 Q3, а второго типа – ТС2 = 30Q – 0,04 Q2+ 0,04 Q3. И тех и других фирм может быть сколь угодно много. Сколько фирм каждого типа будет на рынке в долгосрочной перспективе, если спрос задан соотношением Qd = 10260 – 20P?

Ответьте на вопросы.

7. В фильме 70-х гг ХХ века “Большая перемена” один из персонажей берется выпить максимально возможное количество стаканов газированной воды. Через некоторое время эксперимент пришлось прекратить. Почему? Аргументируйте свой ответ.

8.Объясните смысл предложенного Нобелевским лауреатом Г.Беккером понятия ”человеческий капитал”. Чем ”человеческий капитал” отличается от таких экономических ресурсов, как “труд” и “капитал”. Охарактьеризуйте особенности ”человеческого капитала” граждан России.

Вариант 4.

Решите следующие задачи.

1. Производственные возможности выпуска автомобилей и экскавато­ров в условной стране приведены в таблице.

Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru

Вид продукта Производственные альтернативы

 
  Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru

A B C D E

Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru

Автомобили, млн. шт. 0 2 4 6 8

Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru

Экскаваторы, тыс. шт. 30 27 21 12 0

Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru

Исходя из представленной информации, необходимо:

а) начертить кривую производственных возможностей; б) отразить графически усовершенствование технологии производства авто­мобилей; в) отразить на графике усовершенствование технологий производства обоих продуктов; г) проследить как изменяются альтернативные издержки производства экска­ваторов при движении от альтернативы Е к D. от D к С, от С к В и от В к А. Сде­лать вывод о динамике альтернативных издержек.

2.В экономике страны А предложение товара Х (который производится только в стране А) описано уравнением Qs = 1/ 2P + 4 , где Р – цена товара, тыс. ден. ед., Q – количество, тыс. шт. Внутренний спрос (т.е. спрос жителей страны А) на товар Х описан уравнением Qd = 5 –P. Страна В закупает товар Х у страны А, причем спрос страны В на товар Х описан уравнением Qd = 10 – 1/2P. Затраты на доставку одной единицы товара Х из страны А в страну В, оплачиваемые покупателем, составляют 2 тыс. ден. ед. Правительство страны А решило также ввести налог на производителей в размере 2 тыс. ден. ед. на единицу продукции. Требуется определить количество товара Х, приобретенного жителями страны А, цену, по которой он будет куален жителями страны А, и, соответственно, количество товара Х и цену, по которой он будет куплен жителями страны В.

3.Для потребителя Х максимум удовлетворения при потреблении товаров А, В, С достигается в ситуации, когда предельная полезность товара А в 2 раза превышает предельную полезность товара В и в 5 раз превышает предельную полезность товара С. Цена единицы товара С равна 10 руб. Определите цену единицы товара А и цену единицы товара В.

4. Производственная функция имеет вид Q = 5LK. Цена единицы труда составляет 10 руб., а цена единицы капитала – 20 руб. Фирма располагает денежными средствами в размере 40 тыс. руб. Определите максимально возможный объем производства.

5.Предположим, что фирма сталкивается с кривой предложения труда, заданной следующей функцией: L = 1000w. Функция спроса фирмы на труд: L = 5000 – 500w. Определите: а) какое количество работников наймет в этой ситуации монопсонист?

б) какую зарплату будет им платить? в) в какой точке достигается конкурентное равновесие?

6.В конкурентной отрасли действует 100 одинаковых фирм. Общие издержки каждой фирмы составляют: ТС = 0,1Q2 + 2Q+ 50. Определите параметры краткосрочного равновесия на рынке, если спрос на товар в отрасли описывается уравнением Qd = 5000 – 100Р. Каковы перспективы развития отрасли в долгосрочном периоде?

Ответьте на вопросы.

7. Если считать обучение производственным процессом (целевая функция – объем полученных знаний; качество в целях упрощения не учитывается), то что следует считать факторами производства и какой вид производственной функции можно применить для описания такого процесса?

8.Приведите примеры товаров, равновесие на конкурентных рынках которых не будет установлено. Проиллюстрируйте это на графиках спроса и предложения.

Вариант 5.

Решите следующие задачи.

1. Гражданин арендует квартиру и платит арендодателю 190 тыс. руб. в год. На деньги, хранящиеся в банке, гражданин получает 12% годовых. Арендуе­мую квартиру можно купить за 2100 тыс. руб. Целесообразно ли арендатору купить квартиру?

2.На графике представлены кривые спроса и предложения японских автомобилей «Тойота» на рынке США.

Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru P, тыс. долл.

Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru S

Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru 15

 
  Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru

D

 
  Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru

21 36 45 Q, тыс. шт.

а) Как изменятся кривые спроса и предложения, если курс японской Йены по отношению к доллару США снизится на 10%?

б) Определите новую равновесную цену иравновесное количество.

в) Как измеится эластичность предложения в точке равновесия по сравнению с эластичностью предложенитя в первоначальной точке равновесия?

3.Рациональный потребитель Х стремится максимизировать полезность от потребления двух товаров А и В с учетом бюджетного ограничения. Кривая безразличия потребителя Х задается выражением b = 63/ (a + 3) + 2 , где а - количество товара А; b - количество товара В (количество товаров измеряется целыми числами). Цена единицы товара А относится к цене единицы товара В как 5 к 4. Потребитель Х определил себе ту сумму, которую он потратит на покупку товара А и/или В. Если эта сумма будет потрачена на покупку только товара В, то потребитель Х сможет купить 16 единиц этого товара.

Определите выбор потребителя Х (количество товара А и количество товара В, которое позволит ему максимизировать полезность от потребления этих двух товаров) Отобразите ситуацию графически.

4. Производственная функция фирмы описывается формулой Q = 2L1/2K1/2. Цена единицы труда составляет 4 руб., а цена единицы капитала – 5 руб. Определите, сколько единиц труда и капитала должна использовать ежедневно фирма при общих затратах 150 руб. в день для максимизации выпуска.

5.Отраслевой рынок труда состоит из двух секторов. В первом секторе, где действует профсоюз, спрос и предложение труда заданы функциями: DU: w = 6 – L/200; SU: w = 1 + L/600. Во втором секторе, не охваченном деятельностью профсоюза, спрос и предложение заданы функциями: DA: w = 9 – L/100; SA: w = 3 + L/500. Определите:

а) сколько членов профсоюза останутся без работы в первом секторе, если профсоюз поднимет уровень заработной платы до 3 долл. в час.; б) если все эти уволенные работники будут искать себе место во втором секторе, как изменится там равновесный уровень заработной платы и занятости; в) сколько людей останутся в итоге без работы?

6. Фирма работает в условиях чистой конкуренции. Зависимость ее общих издержек от объема выпуска такова:

       
    Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru
  Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru
 

Q(шт в час) 0 1 2 3 4 5 6

Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru

ТС ( руб.) 4 8 10 14 20 28 38

 
  Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru

Определите, какой объем выпуска установит фирма, если цена товара составляет 6 руб. за штуку. Ниже какого уровня должна упасть цена, чтобы фирма прекратила выпуск продукции?

Ответьте на вопросы.

7. В современной экономической теории в настоящий момент нет однозначного представления о том, действительно ли монополия наносит ущерб обществу. С одной стороны, совершенная конкуренция создает условия для удовлетворения сегодняшних потребностей общества с наименьшими затратами, так как в этом случае фирмы не имеют экономической прибыли. С другой стороны, монополия, получая экономическую прибыль, имеет возможность финансированть перспективные исследования и рискованные инновационные проекты, что также необходимо обществу. Ваше мнение по данной проблеме. Ответ аргументируйте.

8. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета экономической теории. По каким направлениям шло его расширение? Какие пвопросы выпадали из поля зрения экономической теории и почему?

Вариант 6.

Решите следующие задачи.

1. Горшечник затрачивает на лепку на гончарном круге одного горшка 8 мин., еще 4 мин. ему необходимо для росписи горшка. Его ученик затрачивает на лепку 25 мин., а на роспись 5 мин. Необходимо определить: какое максимальное количество они могут произве­сти за 8-часовой рабочий день, если построят работу рационально, используя принцип сравнительных преимуществ.

2.Кривая спроса на товар А описывается зависимостью Qd = 160 – 10P, а кривая предложения Qs = 10 + 5P, где Р – цена товара А в рублях; Q – количество товара А). Установлено, что потребление товара не вызывает загрязнения окружающей среды только тогда, когда оно не превышает 50 единиц. а) Как можно сократить количество продаваемого и потребляемого товaра до этой величины при помощи налогов, взаимаемых с продавцов и/или с покупателей товара? б) Какая при этом установится равновесная цена товара А?

3.Определите, какое количество товаров х и у будет приобретать потребитель, чтобы максимизировать полезность, если его доход 100 руб., цены товаров соответственно равны Рх = 10 руб. и Ру = 5 руб., функция полезности имеет вид U(х,у) = ху.

4.Технология производства фирмы описывается производственной функцией Q = L2K1/2, где Q - объем выпускаемой продукции; L – объем используемой рабочей силы; K – объем основных фондов. Определите предельный продукт труда; предельный продукт капитала и норму технологического замещения капитала трудом, если К = 9, а L = 4.

5. Допустим, что на рынке неквалифицированной рабочей силы в городе Х кривая спроса на труд выражается зависимостью L = 900 – 2w , а предложение труда неэластично: L = 300 , где w - месячная оплта труда в рублях. Определите: а) как изменится занятость на этом рынке труда, если мэр этого города введет минимальную оплату труда на уровне 400 руб.? б) что произойдет на этом рынке в результате уменьшения минамальной оплаты труда до 300 руб.?

6. Фирма, работающая в условиях чистой конкуренции, имеет следующую функцию общих издержек: TC = 5 + 10Q – 0,6Q2 + 0,004 Q3, где Q – выпуск в единицах продукции. Определите: а) при какой цене на свою продукцию фирме целесообразно продолжать производство в краткосрочном периоде; б) цену предложения фирмы при выпуске 3 единиц продукции.

Ответьте на вопросы.

7. “ Не бесконечная раздача земель, не упокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как следствие, отсюда вытекающее создание мелкой личной земельной собственности … - вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросом бытия русской державы” (П.Столыпин, русский политический деятель ХIХ-ХХ вв.). Прокомментируйте его высказывание.

8. В чем сходство и различия нормативного и позитивного подходов в экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких – второй? Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией лучше исследовать на микроуровне, а какие на макроуровне? Почему?

Вариант 7.

Решите следующие задачи.

1.Два фермера – Петр и Иван – могут выращивать свеклу и картофель, засевая ими свои угодья в любой пропорции. Если Петр все свои поля площадью в 100 га отведет под свеклу, то соберет урожай 3000 т, а если под картофель, то получит 2000 т У Павла земли больше – 150 га, но она похуже, и он может получить 4800 т свеклы и 2400 т картофеля. Построить кривую производственных возможностей совместного труда фермеров.

2.Кривые спроса и предложения товара А имеет линейный вид. Кривая спроса описывается формулой Qd = 400 – 10P. Равновесное количество равно 100 единиц. Выигрыш потребителей в 2 раза превышает выигрыш производителей. Определите величину дефицита товара, который может возникнуть, если на товар А будет установлен потолок цен в 28 долл.?

3.Индивид покупает 4 единицы блага х и 9 единиц блага у, имея доход, равный 100 ден. ед. Найти цены товаров х и у, если известно, что предельная норма замены равна 4.

4.Производственная функция фирмы имеет вид Q = L7/9K2/9 . Цена капитала равна 4, а цена труда равна 3. Фирма определила размер затрат в 24 ден. ед. Определите характер отдачи от масштаба производства и комбинацию факторов, при которой будет обеспечен максимальный выпуск.

5. Допустим, что на рынке неквалифицированной рабочей силы в городе Х кривая спроса на труд выражается зависимостью L = 1000 – 3w, а кривая предложения труда - L = - 200 + 2w, где w – месячная оплата труда, а L – тыс. чел. в год. В результате иммиграции в этот городе из соседних городов предложение рабочей силы на этом рынке выросло на 20 тыс. человек, согласных работать практически на любых условиях. Как изменится ситуация на этом локальном рынке труда?

6. В таблице приведены выпуск и переменные издержки совершенно конкурентной фирмы. Постоянные издержки фирмы составляют 200 руб.

Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru

Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Выпуск продукции, ед. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru Переменные издержки, руб. 90 170 240 300 370 450 540 640 750 870

Определить: будет ли фирма производить продукцию и каков будет ее объем – максимизирующий или минимизирующий убыток – краткосрочном (а) и в долгосрочном (б) периодах, если цена за единицу продукции составит 110 руб.

Ответьте на вопросы.

7. «Прогресс в технологии в отраслях, производящих сырье для данного производства, приносит выгоду производителям, а не потребителям данного товара». Согласны ли Вы с этим утверждением? Агрументируйте свой ответ.

8. В каких случаях экономические явления лучше рассматривать исторически, а в каках – логически? Охарактеризуйте достоинства и недостатки обоих методов. Приведите известные вас примеры их употребления? Что такое эмпирический и теоретический методы? На каких стадиях развития науки они применяются? И каковы их достоинства и недостатки? Какова их взаимосвязь?

Вариант 8.

Решите следующие задачи.

1. На одном поле фермер может произвести 1000 т картофеля или 400 т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 6 т картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 1500 т. Фермеру необходимо собрать ровно 200 т пшеницы. Каково при этом максимально возможное производство картофеля (в тоннах)?

2.Для продавца товара А отменена льгота по обложению налогом на добавленную стоимость (НДС): если ранее они были освобождены от уплаты НДС, то теперь должны платить этот налог по ставке 20%. Кривые спроса и предложения товара до отмены льготы имели линейный вид и были заданы формулами: Qd = 56 – 5P; Qs = 6P –10, где Р – цена товара, Q – количество, тыс. шт. Определите равновесную цену после отмены льготы по обслуживанию НДС.

3.Найти цены товаров х и у, если известно, что доход индивида равен 100 ден. ед., объем потребления товаров х и у равен соответственно 10 и 30, а цена товара х в два раза больше цены товара у.

4. При выпуске 600 единиц продукции общая величина издержек производства составляет 230 тыс. руб. В результате применения прогрессивной системы организации труда при том же объеме выпуска удалось уменьшить численность работников на 4 чел., сохранив оставшимся прежнюю среднемесячную заработную плату – 4600 руб. На сколько процентов изменились средние издержки производства?

5. В городе Х на рынке труда водителей спрос и предложение описывается уравнениями Ld = 12000 – 5w, Ls(Ж) = - 5000 + 5w Ls(М) = - 4000 + 5w, где w – месячная оплата труда в руб.; Ld – величина спроса, а Ls(Ж) и Ls(М) – величины предложения женщин и мужчин в год. Что произойдет на этом рынке, если в обществе появиться дискриминация женщин, выражающаяся в более низкой оплате труда – допустим, на 20% - за равный труд?

6. Общие затраты фирмы (с учетом нормальной прибыли), действующей на рынке чистой конкуренции в долгосрочном периоде, определяется по формуле: TC = Q3 - 14Q2 +59Q. Объем рыночного спроса на продукцию зависит от цены как Qd = 590 – 10P. Определите: сколько фирм будет действовать на рынке в долгосрочном периоде?

Ответьте на вопросы.

7. Когда Пола Самуэльсона, американского экономиста, спросили, зачем изучают экономическую теорию, он назвал несколько причин. Во-первых, в надежде получать деньги. Во-вторых, к вам относятся как к безграмотному, если вы не знаете законов спроса и предложения. В-третьих, потому, что политэкономию называют “королевой общественных наук” – страрейшей из искусств, новейшей из наук. Ваше мнение. Покомментируйте цитату.

8.Почему фирмы-монопсонисты, продающие свою продукцию на конкурентном рынке, платят ставку заработной платы, меньше предельной доходности труда работников, и как это воздействует на прибыль таких фирм?

Вариант 9.

Решите следующие задачи.

1.Фермер имеет три поля, каждое из которых однородно, хотя их урожайность неодинакова. Поля используются под картофель, репу и пшеницу. На первом поле фермер может вырастить либо 20 т картофеля, либо 8 т репы, либо 4 т пшеницы, на втором – 12, 6 и 3 соответственно, а на третьем – 9,6 и 3. Построить кривую производственных возможностей, если известно, что репы обязательно нужно вырастить ровно 6 т.

2.Первоначальные кривые спроса и предложения товара А имели линейный вид. Кривая предложения задавалась выражением Qs = 5P – 70. При этом равновесное количество товара составляло 30 шт., а абсолютное значение коэффициента эластичности спроса по цене в точке равновесия было равно 2.

Государство ввело дотацию производителям товара А. В новой точке равновесия абсолютное значение коэффициента эластичности спроса по цене оказалось равным 0,6. Определите значение коэффициента эластичности предложения по цене в новой точке равновесия.

3.Потребитель имеет функцию полезности U(х,у) = (у + 10)х и доход 120 руб. Сколько х и у он будет потреблять, если Рх = 20 руб., а Ру = 80 руб.? Чему равна предельная норма замены в точке оптимума? Почему она не равна Рху?

4.Артур работал механизатором в бывшем колхозе, а ныне АО «Дело Октября» и зарабатывал 12 тыс. руб в год. Решив стать фермером, он разработал бизнес-план, согласно которому первоначальный капитал формируется за счет личных сбережений в размере 10 тыс. руб. и займа Сбербанка 12 тыс. руб. по 40% годовых. В первый год выручка новоиспеченного фермера согласно бизнес-плану должна составить 31 тыс. руб. Затраты Артура на сырье, материалы, заработную плату всех занятых, кроме себя самого, аренду техники и помещений планируются в сумме 13 тыс. руб. Какую экономическую прибыль планирует получить Артур от фермерского труда за этот год, если наибольший процент по депозитам составляет 30%? Целесообразно ли Артуру становиться фермером?

5.На рынке труда преподавателей экономики кривая предложения труда женщин выражается зависимостью Ls(Ж) = - 200 + w, а предложение труда мужчин описывается уравнением Ls(М) = - 300 + 2w , кривая спроса Ld = 1500 – 2w, где w – месячная оплата труда в руб., Ld и Ls величины спроса и предложения в тысячах человек в год. Для увеличения занятости женщин Государственная Дума решила доплачивать за счет госбюджета каждой женщине – преподавателю экономики по 50 руб. На сколько увеличилось число занятых среди женщин на этом рынке? Снизится ли занятость преподавателей-мужчин? Как изменится зарплата преподавателей-мужчин? На сколько процентов увеличится зарплата преподавателей-женщин?

6. Функция общих средних издержек конкурентной фирмы АТС = 2 + 4Q. Определите: а) как изменится объем выпуска фирмы, если цена на продукцию уменьшится с 34 ден. ед. до 26 ден. ед. за штуку? б) равновесный выпуск и максимальную прибыль при цене 34 ден. ед.; в) если цена равна 34 ден. ед., то при каком выпуске фирма несет убытки?

Ответьте на вопросы.

7. « Если фирма выбирает такой уровень производства, что общие доходы превосходят общие издержки на максимально возможную величину, то она тем самым автоматически выбирает такой уровень производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам». Оцените правильность высказывания. Аргументируйте ответ.

8. Чем отличается рынок монополистической конкуренции от рынка чистой конкуренции и от олигополистического рынка? В каких отраслях этот рнок распространен? Какой вид имеет кривая спроса на продукцию фирм, работающих на этом рынке? Почему она более пологая, чем на рынке монополии? Почему на этом рынке в долгосрочном периоде существует тенденция к получению фирмой нулевой экономической прибыли?

Вариант 10.

Решите следующие задачи.

1.Фермер имеет два поля, каждое из которых однородно. На них выращивают картофель, репу и пшеницу. На первом поле фермер может вырастить либо 50 т картофеля, либо 20 т репы, либо 10 т пшеницы, на втором – 20, 10 и 8 соответственно. Построить кривую производственных возможностей, если известно, что репы обязательно нужно вырастить ровно 10 т. Можно ли вырастить одновременно 10 т репы, 7 т пшеницы и 25 т картофеля?

2.Выяснилось, что большое количество коров в стране заражено коровьим бешенством. Однако правительство ввело строгий контроль за качеством говядины, поступающей на рынок, поэтому население не опасается покупать говядину и спрос на нее не изменился. В результате величина спрос и цена на говядину изменилась на 30%. а) Как и на сколько процентов изменилась выручка продавцов говядины? б) Как и на сколько изменился спрос на мясо птицы, если известно, что доходы населения возросли на 10%, эластичность спроса на мясо птицы по доходу равна 0,2, а перекрестная эластичность спроса на мясо птицы по цене говядины равна 1,5?

3.Потребитель имеет доход 100 руб. Цена товара х равна 10 руб., а цена товара у – 20 руб. Функция полезности U(х,у) = ху. Найдите эффекты дохода и замены, если цена товара х увеличилась до 20 руб..

4.Фирма закупает сырье за рубежом. Месяц назад рубль сильно подешевел относительно других валют, в результате затраты на сырье в расчете на единицу продукции изменились на 130%. Прочие составляющие средних переменных издержек не изменились. Поэтому фирма решила изменить объем производства. В результате средние общие издержки возросли на 300 руб. На сколько процентов изменила объем производства фирма, если первоначально средние общие издержки составляли 500 руб., средние постоянные – 100 руб., а затраты на сырье – 50% переменных затрат.

5.Допустим, что на рынке неквалифицированной рабочей в городе Х кривая спроса на труд выражается зависимостью Ld = 1000 – 2w, а кривая предложения Ls = - 500 + 3w , где w – месячная оплата труда в руб., а Ld и Ls – величины спроса и предложения в тыс. чел. в год. Ставка подоходного налдога была равна 12%. Правительство увеличило ставку подоходного налога, доведя его до уровня 15%. Как изменится занятость на этом рынке труда?

6.Даны функция спроса на продукцию монополиста Q = 26 – 0,5 P и функция общих затрат TC = 120 – 8Q + Q2. Найти максимальную прибыль и соответствующую цену.

Ответьте на вопросы.

7. Во многих отраслях, например в нефтяной промышленности, производители оправдывают свое нежелание снижаит цены, ссылаясь на то, что спрос на их продукцию неэластичен. Объясните.

8. Какими признаками олигополия отличается от монополистической конкуренции? Какие причины обусловливают ее существование? Что является главным барьером на пути проникновения новых фирм в олигополистическую отрасль? Почему в олигополистических отраслях чвстречается неценовая конкуренция? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль? Каковы могут быть источники этой прибыли? Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?

Вариант 11.

Решите следующие задачи.

1.Фермер имеет три поля, каждое из которых однородно, хотя их урожайность неодинакова. На этих полях выращивают картофель, репу и пшеницу. На первом поле фермер может вырастить либо 20 т картофеля, либо 8 т репы, либо 4 т пшеницы, на втором – 20, 10 и 10 соответственно, а на третьем – 27, 9 и 3. Построить кривую производственных возможностей, если известно, что репы обязательно нужно вырастить ровно 8 т.

2. Функция спроса на газ имеет вид: Qd г = 3,75Pн – 5Pг , а функция его предложения: Qs г= 14 + 2Pг + 0,5Pн , где Pг, Pн – соответственно цены газа и нефти. Определите: а) при каких ценах на данные энергоносители объемы спроса и предложения газа будут равны 20 ед.; б) на сколько процентов изменится объем продажи газа при увеличении цены нефти на 25%; в) коэффициент перекрестной эластичности предложения газа и сравните его с результатами ответа в задании; б) объясните различия.

3. Функция полезности потребителя U(х,у) = ху. Цена товара х - 4 ден. ед., а цена товара у – 1 ден. ед. Доход потребителя равен 80 ден. ед. Цена товара х увеличивается в два раза. Определите:

а) потребление товаров х и у до изменения цены товара х; б) после изменения цены товара х; в) эффект замены и дохода.

4. Владелец фирмы выплатил наемному работнику 40 тыс. руб. Плата процентов за кредит составляет 10 тыс. руб. Первоначально стоимость основного капитала была 100 тыс. руб., а сейчас равна 80 тыс. руб. Норма амортизации 20%, затраты на сырье, отопление освещение, ремонт и т.д. – 40 тыс. руб. Выручка от продажи продукции фирмы составила 160 тыс. руб.

Владелец фирмы имеет возможность устроиться на работу в магазин и получать за работу в магазине 30 тыс. руб. Его жена работает в этой же фирме, а за такую же работу в другом месте могла бы получать 10 тыс. руб. Владелец фирмы должен вернуть банку ссуду 50 тыс. руб., взятую под основной капитал. От вложений своего капитала в другое предприятие он мог бы получать 10% дохода. Определите: а) бухгалтерские и экономические издержки;

б) бухгалтерскую и экономическую прибыль; в) следует ли владельцу фирмы продолжать вести свое дело?

5.Два одинаково продуктивных работника, Мик и Ник, трудятся в одной автомастерской, получая одинаковую заработную плату в 12000 долл. в год. Хозяин мастерской предлагает им пройти дополнительное обучение на рабочем месте, сократив при этом работу на час в день и уменьшив заработную плату, соответственно до 10000 долл. в год. При этом работникам предлагается оплатить расходы на обучение в размере 1000 долл. за весь курс и обещается более высока заработная плата после обучения – 14000 долл. в год. Продолжительность обучения – один год. Ставка процента – 10%. Какое решение примут Мик и Ник, если первый собирается уходить на пенсию через два года, а второй – через пять лет?

6.Средние переменные издержки естественной монополии, занимающейся транспортными перевозками, постоянны и равны 100 ден. ед. за 1000 т/км. Постоянные издержки на содержание путей подвижного состава равны 1500 тыс. ден. ед. в день. Спрос на перевозки характеризуется функцией: Qd – 10000 – 10P, где Qd – величина спроса на перевозки тыс. т/км в день, а Р – тариф за 1000 т/км. Определите: а) какой тариф определила бы монополия, если бы она не регулировалась государством; какие будут при таком тарифе объем производства и прибыль монополии; б) какой тариф определил бы государственный орган, регулирующий тарифы, исходя из требования обеспечения безубыточности производства; какой объем производства будет при этом; в) какой выигрыш получат потребители при установлении государством тарифа, обеспечивающего безубыточность деятельности монополии по сравнению с ситуацией, когда государство не регулирует монополию; г) каковы будут объем производства и убыток при установлении тарифа за перевозки на уровне предельных издержек?

Ответьте на вопросы.

7. “Ничто не является более полезным, чем вода, но на нее едва ли можно хоть что-нибудь купить или получить хоть какую-нибудь вещь в обмен. Бриллиант же, наоборот, едва ли имеет какую-то ценность с точки зрения его непосредственного употребления; однако огромное количество других товаров часто может быть получено в обмен на него”. Поясните эти утверждения.

8. Что такое ценовая дискриминация? Какие условия необходимы для проведения монополией ценовой дискриминации? Назовите ее виды. В чем различия между ними. Что произойдет с общественным благосостоянием, если государство запретит ценовую дискриминацию?

Вариант 12.

Решите следующие задачи.

1. Фермер имеет два поля, каждое из которых однородно. На этих полях выращивают картофель, репу и пшеницу. На первом поле фермер может вырастить либо 25 т картофеля, либо 10 т репы, либо 5 т пшеницы, на втором – 20, 20 и 6 т. Построить кривую производственных возможностей, если известно, что репы обязательно нужно вырастить ровно 10 т.

2. Рынок цемента характеризуется следующими функциями спроса и предложения: Qd =12 – P, а Qs = - 3 + 2P. Определите: а) какая сумма налога будет собрана с продажи цемента, если установить 50% налог с оборота (с выручки); б) насколько возрастет объем продажи цемента при отмене налога?

3.Функция полезности потребителя имеет вид: U(х,у) = ху. а) Какое количество товаров х и у будет приобретать потребитель, если его доход равен 600 ден. ед., цены товаров х и у соответственно равны 25 и 30 руб.? Изобразите точку оптимума графически. б) Найдите количество товаров х и у, при потреблении которых максимизируется полезность индивида, если цена товара у возрастет до 40 руб.

в) Определите величину эффекта дохода и замены и общего изменения цены для пункта б). г) На какую величину должен увеличиться доход потребителя, чтобы после повышения цены товара у до 40 руб. можно было достичь прежнего уровня полезности ( т.е. остаться на первоначальной кривой безразличия)?

4.Фирма, выпускающая игрушки, производит 2000 игрушек в неделю по цене 50 руб. Производственные мощности позволяют увеличить выпуск до 3000 шт. Общие издержки на единицу (АТС2000) равны 40 руб., в том числе постоянные затраты (АFС2000) равны 15 руб. Определите: следует ли фирме принимать решение о расширении производства, если ей предлагают производить эти игрушки на экспорт в количестве 400 шт. в неделю по контрактной цене 35 руб. При этом предполагается, что АVС2400 = АVС2000.

5.Образование, полученное в университете, обеспечивает прибавку к годовой заработной плате, равную 12 тыс. руб. Ставка процента равна 5%. Андрей планирует работать после окончания университета по специальности 16 лет, а Сергей – 50 лет. При какой стоимости обучения им выгодно инвестировать средства в образование?

6. Фирма-монополист производит продукцию с общими издержками равными: ТС = 35 +15 Q. Определите, какую цену может назначить фирма за свою продукцию при коэффициенте ценовой эластичности спроса, равном 4?

Ответьте на вопросы.

7. « В долгосрочном периоде не существует постоянных издержек; все издержки оказываются переменными». Объясните это утверждение.

8. Какова связь между спросом, эластичностью, общим и предельным доходом у фирмы-монополиста? Почему монополист не может назначить любую цену и произвести любое количество товара, какое пожелает? При каком условии фирма-монополист находится в состоянии равносеия? Объясните правило максимизации монополистом своей прибыли (проиллюстрируйте ответ грайически).

Вариант 13.

Решите следующие задачи.

1.Живущий в деревне пенсионер Иванов И.М. умеет выращивать картофель и капусту. На выращивание 1 кг картофеля он тратит 0,5 дня труда и 1 рубль капитала, на выращивание 1 кг капусты – 0,1 дня труда и 2 рубля капитала. Построить кривую производственных возможностей за год, если выращиванием картофеля он может заниматься только в течение 6 месяцев в году, а его ежегодная пенсия составляет 6 тыс. рублей.

2.На рынке недвижимости есть три продавца и три покупателя. Известны функции предложения по цене продавцов: Qs1 = 2P – 6; Qs2 = 3P – 15; Qs3 = 5P и функции спроса по цене покупателей: Qd1= 12 –P; Qd2 = 16 – 4P; Qd3 = 10 – 0,5P . Определите цену равновесия и объем сделки каждого участника торговли. Представьте графическое решение.

3.Маша тратит 140 руб. в месяц на персики и клубнику. Общая полезность персиков независимо от количества клубники оценивается в ТU(х) = 30х – 2х2, где х количество кг персиков в месяц. Общая полезность клубники также не зависит от наличия персиков и составляет ТU(у) = 20у – у2, где у – количество кг клубники. Цена одного кг персиков равна 10 руб., а цена одного кг клубники – 20 руб. Сколько купит клубники и персиков рациональная Маша?

4. Фирма производит продукцию на двух заводах, функции общих издержек которых характеризуются, как ТС1 = 12 + 4Q12 и ТС2 = 20 + Q22. Определите: как фирме следует распределять производство по заводам, чтобы беспечить наиболее дешевый способ выпуска 50 единиц продукции?

5. Университетское образование стоимостью 100 тыс. руб. обеспечивает прибавку к годовой зарплате примерно 20 тыс. руб. Ставка процента равна 10%. При какой продолжительности трудового стажа по специальности после окончания университета инвестиции в образование выгодны?

6. Спрос школьников на железнодорожные билеты характеризуется функцией: Q1 = 40 – Р1, а спрос взрослых – Q2 = 120 – Р2. Издержки железной дороги ТС = 1400 + 2 Q, где Q – число пассажиров. Определите: а) равновесные цены билетов для школьников и взрослых, количество перевозимых пассажиров и прибыль, если осуществляется ценовая дискриминация; б) максимальную прибыль, если ценовая дискриминация не проводится.

Ответьте на вопросы.

7. Предположим, что Вы член Государственной Думы. Правительство предлагает в будущем увеличить налог на добавленную стоимость (НДС), уплачиваемый производителями водки и шоколада. Что Вы можете сказать о влиянии увеличения НДС на положение производителей в этих двух отраслях (рассматривая НДС для простоты рассуждений как поштучный, количественный налог) ?

8. Что такое монополия? В чем заключается ее монопольная власть? Каковы показатели и источники монопольной власти? Каковы факторы, ограничивающие фирмы в реализации монопольной власти?

Вариант 14.

Решите следующие задачи.

1. Пусть Василий затрачивает 1 ч на производство табуретки и 2 ч на производство стола, а Иван – 2 ч на производство табуретки и 1 ч на производство стола. Как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 ч? Как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов? Каковы альтернативные стоимости производства первого и последнего стола, изготовленного суммарными усилиями по технологии Ивана.

2.Спрос и предложение на рынке некоего товара описывается следующими уравнениями: Qd = 9 – P; Qs= - 0,5 + 1,5P. Необходимо определить: а) если государство вводит налог в 1 руб. с каждого кг проданных товаров, то какую часть налога платит продавец и какую – покупатель? б) если государство выплачивает дотацию – по 1 руб. на каждый кг проданных товаров, то кто получает большую долю выделенных средств: продавец или покупатель?

3. МU(х) = 16/х, а МU(у) = 9/у, где х и у – количества благ х и у. а) У вас есть возможность приобрести две единицы любых благ. Какой набор максимизирует вашу полезность? б) Цена блага х равна 8 ден. ед., а цена товара у – 6 ден. ед. Максимизируйте полезность своего выбора при бюджете в 100 ден. ед.

4. Человек стоит перед выбором: или заняться индивидуальной трудовой деятельностью (вязать и продавать свитеры), или пойти на фирму работать. Если он будет предпринимателем, то стоимость шерсти составит 8 тыс. руб. в месяц, вязальная машина обойдется ему в 24 тыс. руб., предполагается, что она будет использоваться 2 года. Выручка от месячной реализации продукции составит 20 тыс. руб.

Если он пойдет работать на фирму, то, то будет получать зарплату 6 тыс. руб. в месяц. От помещения своих денежных средств на вклад в банк он может получать 10% годовых.

Правильно ли он поступит, если будет заниматься предпринимательской деятельностью и отвергает имеющуюся альтернативу пойти работать?

5. Оксана заплатила 6 тыс. за обучение на курсах парикмахеров. При этом она планирует работать в этом качестве 4 года. Ставка процента равна 15%. На какую величину должна увеличиться годовая заработная плата Оксаны, чтобы ее затраты окупились?

6. Фирма является монополией. Зависимость объема спроса от цены показана в таблице:

 
  Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0 - student2.ru

Цена, руб. 6 7 8 9 10 11 12 13

Объем спроса, шт. 7 6 5 4 3 2 1 0

Данные о зависимости общих издержек фирмы от выпуска продукции приведены в таблице:

Наши рекомендации