Тема 8. Теория потребительского поведения. Индивидуальный спрос

Термины и понятия

Индивидуальный спрос. Нефункциональный спрос. Эффект присоединения к большинству. Эффект сноба. Эффект Веблена. Спекулятивный спрос. Нерациональный спрос. Функциональный спрос. Общая полезность. Предельная полезность. Потребительская рента. Кардинализм. Состояние равновесия потребителя. Законы Госсена. Потребительский выбор. Ординализм. Кривая безразличия. Карта безразличия. Зона замещения. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Бюджетное множество. Абсолютная взаимозаменяемость благ. Относительная взаимозаменяемость благ. Абсолютная взаимодополняемость благ. Относительная взаимодополняемость благ. Функция полезности: линейная, Кобба-Дугласа, Леонтьева. Эффект дохода. Эффект замещения. Кривая компенсированного спроса. Нормальные товары. Малоценные товары. Товары Гиффена. Кривая «доход – потребление». Кривая Энгеля. Кривая «цена – потребление». Разновременной выбор.

Примерные задачи и упражнения

1.Максим составил для себя такую таблицу полезности трех благ (в ютилях). Имея 25,2 д.е., он купил 3 кг хлеба по цене 2 д.е. за кг, 4 литра молока по цене 2,8 д.е. и 2 кг сахара по цене 4 д.е. за кг.

порция хлеб (кг) молоко (л) сахар (кг)

а) Докажите, что Максим не достиг максимума полезности при своем бюджете.

б) Какой набор благ, обеспечивает Максиму максимум полезности при его бюджете?

2.Гражданин Иванов И.И. свой совокупный доход в размере 240 д.е. тратит на приобретение картофеля (x) и других продуктов питания (y). Определите оптимальный набор потребителя Иванова И.И., если цена 1 кг картофеля 2 д.е., а цена условной единицы других благ – 6 д.е. Функция полезности Иванова И.И. имеет вид: U (x,y) = x12 y14.

3.В набор потребителя входят два товара: пиво и раки. Общая полезность характеризуется следующими данными:

Количество кружек пива
Общая полезность
Количество раков
Общая полезность

Цена одной кружки пива равна 10 д.е., цена одного рака – 0,5 д.е.

Общий доход потребителя, который он тратит на пиво и раков, равен 25 д.е. Какое количество кружек пива и раков покупает рациональный потребитель в состоянии равновесия?

4.Функции общей полезности двух товаров для трех потребителей имеют вид: U1=5xy; U2=10x/33y; U3=7xy/x, где x и y- количества товаров X и Y. Какими товарами с точки зрения предпочтений потребителей (благо, антиблаго, нейтральный товар) являются для каждого потребителя товары X и Y?

5.Состояние равновесия для потребителя устанавливается при следующей структуре его товарных закупок: овощи – 2 кг по 30 руб. за килограмм; фрукты – 4 кг по 50 руб. за килограмм. Определите предельную норму замещения (MRS) фруктов овощами.

6.Что произойдет с бюджетным ограничением для 2-х товаров в результате нижеследующих изменений? Приведите уравнения и графики.

а) Цена вырастет на 10% для первого товара и на 5% для второго.

б) Цена вырастет в 1,2 раза для первого товара, в 1,3 раза для второго товара, а доход увеличится на 10%.

7.Гражданин Иванов И.И. свой совокупный доход в размере 240 д.е. тратит на приобретение картофеля (x) и других продуктов питания (y). Определите оптимальный набор потребителя Иванова И.И., если цена 1 кг картофеля 2 д.е., а цена условной единицы других благ – 6 д.е. Функция полезности Иванова И.И. имеет вид:

а) Тема 8. Теория потребительского поведения. Индивидуальный спрос - student2.ru ;

б) Тема 8. Теория потребительского поведения. Индивидуальный спрос - student2.ru .

8.Известны предпочтения двух потребителей – Антонова и Васильева. Предпочтения Антонова описываются функцией полезности UA, предпочтения Васильева – функцией полезности UB. Ниже представлен вид функций полезности агентов:

Тема 8. Теория потребительского поведения. Индивидуальный спрос - student2.ru ; Тема 8. Теория потребительского поведения. Индивидуальный спрос - student2.ru .

А) Антонов и Васильев имеют одинаковый бюджет и при ценах на рынках интересующих их товаров 4 и 2 рубля, соответственно, могут приобрести предложенный им набор X. Этот набор содержит 150 штук первого и 300 штук второго товара. На покупку набора X расходуется весь бюджет потребителей.

Б) Является ли предложенный набор оптимальным для Антонова и Васильева? Если нет, какими будут равновесные решения каждого потребителя?

9.Каким образом будут выглядеть кривые безразличия для следующих потребителей:

а) Студента Миши, который безразличен к молочному шоколаду и никогда не покупает молочные шоколадки, но очень любит горький шоколад — готов питаться одним горьким шоколадом.

б) Доцента Хлебникова, который на обед всегда покупает булочки и сметану, но готов уступить одну булочку в обмен на стакан сметаны, полторы булочки в обмен на два стакана сметаны и две булочки в обмен на три стакана сметаны.

в) Школьницы Маши, которая в равной степени любит и петь и танцевать и никак не может выбрать, в какой кружок ей записаться.

10.Постройте бюджетные ограничения и запишите их уравнения для следующих ситуаций:

а) Татьяна тратит на фрукты 150 д.е., приобретая только яблоки и апельсины. Ценв яблок 50 д.е.. а цена апельсинов 30 д.е.

б) Василий надеется бросить курить и потому запретил себе покупать более 4-х пачек сигарет в неделю.

в) Работники вредного производства получают талоны для приобретения молока на сумму Т.

11.Составьте карту кривых безразличия потребления натурального апельсинового сока и яблочного сока в качестве заменителей друг друга. Исходя из собственных доходов и текущей цены напитков, определите свое состояние потребительского равновесия.

Приняв цену апельсинового сока за неизменную, постройте кривую Вашего индивидуального спроса на яблочный сок.

Проанализируйте, как влияют на кривую Вашего индивидуального спроса через потребительское равновесие следующие факторы:

а) рост Ваших доходов таков, что Вы можете тратить на потребление тонизирующих напитков в два раза больше денег;

б) ухудшение вкуса завозимого в страну апельсинового сока;

в) рост цены на яблочный сок в два раза (при прочих неизмененных);

г) падение цены на апельсиновый сок в 1,5 раза (при прочих неизменных).

12.Спрос потребителя на хлеб описывается функцией: Тема 8. Теория потребительского поведения. Индивидуальный спрос - student2.ru . Располагаемый доход потребителя – 500 д.е. в месяц, цена хлеба – 5 д.е. Определите эффект от изменения цены, эффект замещения и эффект дохода, если цена на хлеб:

а) снизится до 1 д.е.;

б) возрастет до 10 д.е.

13.Функция полезности имеет вид: Тема 8. Теория потребительского поведения. Индивидуальный спрос - student2.ru ; денежный доход равен Тема 8. Теория потребительского поведения. Индивидуальный спрос - student2.ru д.е.

А) Определите равновесие потребителя, зная, что цена товара x равна 1 д.е., а товара y – 4 д.е.

Б ) Цена товара x возросла до 4 д.е. Как изменится потребление с учетом действия эффекта дохода и эффекта замены?

14.В набор потребителя первоначально входили в равном количестве 10 товаров. С увеличением дохода количества разных благ изменялись следующим образом:

Доход потребителя, руб. Потребляемые товары, шт.
А Б В Г Д Е Ж З И К

Классифицируйте товары по группам: предметы роскоши, предметы первой необходимости, малоценные товары.

15.Функция полезности потребления некоего потребителя имеет вид: Тема 8. Теория потребительского поведения. Индивидуальный спрос - student2.ru . Зная, что Тема 8. Теория потребительского поведения. Индивидуальный спрос - student2.ru , Тема 8. Теория потребительского поведения. Индивидуальный спрос - student2.ru , определите:

А) кривые Энгеля двух товаров;

Б) оптимальный уровень потребления при доходе: Тема 8. Теория потребительского поведения. Индивидуальный спрос - student2.ru и Тема 8. Теория потребительского поведения. Индивидуальный спрос - student2.ru ;

В) кривую «доход - потребление».

Ситуационный анализ (кейс)

1. Практическая ситуация «Доступный суперпремиум».

2. Практическая ситуация «Любовь к мясу».

Примерные темы докладов / исследований

1. «Товары Гиффена» в современной российской экономике.

2. Закон Энгеля.

3. Структура потребления российского среднего класса.

4. Анализ структуры собственного потребительского спроса.

Наши рекомендации