Анализ доходов и расходов домашних хозяйств в РеспубликЕ Беларусь
Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период. Важнейшая для социальной сферы черта - характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.
Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации и долгосрочной стратегии развития Республики Беларусь, основной целью социальной политики в переходной экономике является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения [12, с.12].
Для решения проблем, существующий на данный момент, государство предпринимает попытки обеспечить рациональную занятость населения, восстановить роль заработной платы как основного источника доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.
Предпринимаются также попытки реформировать систему оплаты труда, формируя ее уровень на принципе рационального воспроизводства рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного потенциала [2. с.8].
В перспективе предусмотрен ряд мер, которые позволят пересмотреть порядок налогообложения, в том числе и заработной платы, используя прогрессивную шкалу налогообложения сверхвысоких доходов, а также налог на недвижимость; стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, образования и др.
Важным направлением социальной политики государства в нашей стране является обеспечение перехода на более эффективное оказание социальной помощи, прежде всего на основе учета нуждаемости и строгой адресности социальных выплат, а также повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты при утрате заработка в случае безработицы, других рисков [4, с. 20].
В республике создан и функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях — комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.
Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.
Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития является расширение занятости. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.
Основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995 г.), в котором закреплена система государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.
К базисным для социальной сферы относится также закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (1999 г.), который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума, его использования при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения.
На социальное обеспечение, помимо средств из государственного бюджета, направляются ресурсы внебюджетного Фонда социальной защиты населения, который формируется за счет взносов на государственное социальное страхование. Основными статьями распределения бюджета этого фонда являются пенсии и социальные пособия.
Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы, а также некоторые другие граждане. Пенсии по возрасту получают более 80% получателей трудовых пенсий. Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
В республике существует система досрочных пенсий для лиц, проработавших определенное время в неблагоприятной производственной среде, а также для работников некоторых других профессиональных категорий.
Социальные пенсии назначаются гражданам, которые не получают трудовой пенсии: инвалидам, в т. ч. инвалидам с детства, лицам, достигшим пенсионного возраста; детям — в случае потери кормильца.
Для повышения эффективности мер по социальной защите инвалидов принят закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (1991 г., новая редакция — 2000 г.)
По социально-правовым основаниям обеспечения в Беларуси выделяются следующие важнейшие виды пособий: по временной нетрудоспособности; семьям, воспитывающим детей; по безработице; на погребение.
Пособие по временной нетрудоспособности обеспечивает материальную поддержку граждан, которые по различным причинам временно утратили возможность трудиться, получать заработную плату или иной трудовой доход. Пособиями по временной нетрудоспособности обеспечиваются лица, на которых в соответствии с законодательством распространяется государственное социальное страхование.
Пособия семьям, воспитывающим детей, имеют целью социальную защиту семьи, укрепление ее положения в обществе, охрану материнства и детства. В соответствии с законом о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей, назначаются следующие виды пособий: по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; матери, ставшей на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; пособие и отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, причем период ухода за ребенком зачисляется в непрерывный трудовой стаж; пособие на детей в возрасте от 3 до 16 (18) лет, пособия по уходу за больными детьми и детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, в т. ч. пособия на детей, ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом; выплачиваются надбавки к государственным пособиям на детей, рожденных вне брака, воспитываемых одним родителем в случаях, установленных законодательством, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
По данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни, в Республике Беларусь в январе-сентябре 2015 г. располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 9 млн. рублей в месяц и по сравнению с январем-сентябрем 2014 г. увеличились на 1,3 млн. рублей (на 16,3%).
Таблица 3.1 - Распределение домашних хозяйств по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в январе-сентябре 2015 г. (в процентах к итогу)
Всего по республике | Домашние хозяйства без детей | Домашние хозяйства с детьми в возрасте до 18 лет | Из них имеющие | Домашние хозяйства пенсионеров | ||
1 ребенка | 2 и более детей | |||||
Все домашние хозяйства | ||||||
в том числе с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов, тыс. рублей в месяц: | ||||||
до 1 000,0 | 0,4 | 0,2 | 0,9 | 0,5 | 1,7 | 0,0 |
1 000,1 -1 500,0 | 2,9 | 1,3 | 6,0 | 4,0 | 10,3 | 0,6 |
1 500,1 -2 000,0 | 7,1 | 3,9 | 13,5 | 9,4 | 22,1 | 2,9 |
2 000,1 -2 500,0 | 11,3 | 8,7 | 16,7 | 14,9 | 20,5 | 8,5 |
2 500,1 -3 000,0 | 15,0 | 14,0 | 16,9 | 16,8 | 17,0 | 17,2 |
3 000,1 -3 500,0 | 14,2 | 14,4 | 13,7 | 14,5 | 12,0 | 18,0 |
3 500,1 -4 000,0 | 11,4 | 11,9 | 10,5 | 12,9 | 5,5 | 13,2 |
4 000,1 -4 500,0 | 8,6 | 9,5 | 6,8 | 8,4 | 3,5 | 10,0 |
4 500,1 -5 000,0 | 7,0 | 8,0 | 5,0 | 6,2 | 2,5 | 7,2 |
5 000,1 -5 500,0 | 5,0 | 6,0 | 2,9 | 3,6 | 1,6 | 5,4 |
5 500,1 -6 000,0 | 3,7 | 4,7 | 1,8 | 2,1 | 1,1 | 3,8 |
6 000,1 -7 000,0 | 5,2 | 6,7 | 2,2 | 2,9 | 0,6 | 5,3 |
7 000,1 -8 000,0 | 3,1 | 4,0 | 1,2 | 1,5 | 0,6 | 2,9 |
более 8 000,0 | 5,1 | 6,7 | 1,9 | 2,3 | 1,0 | 5,0 |
Источник: [27]
Доля домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума2) (национальной черты малообеспеченности) составила 3,6% (в январе-сентябре 2014 г. – 3,5%), в городах и поселках городского типа – 2,8% (в январе-сентябре 2014 г. – 2,7%), в сельских населенных пунктах – 5,6% (в январе-сентябре 2014 г. – 5,3%).
Рисунок 3.1 - Структура малообеспеченных домашних хозяйств в январе-сентябре 2015 г. (в процентах к общему числу малообеспеченных домашних хозяйств)
Источник: [25]
В итоге в структуре малообеспеченных домашних хозяйств более половины составляют домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 18 лет, 30,9% – домашние хозяйства без детей и 10,4% – домашние хозяйства, состоящие из одного человека.
При этом располагаемые ресурсы – это денежные средства домашних хозяйств, стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, за минусом материальных затрат на их производство, и стоимость полученных в натуральной форме льгот и выплат.
Потребительские расходы – это денежные расходы домашних хозяйств на питание (включая расходы на питание вне дома), покупку алкогольных напитков, непродовольственных товаров и оплату услуг. В состав потребительских расходов не включаются налоги и страховые взносы, материальная помощь и другие расходы, не связанные с потреблением, а также расходы, связанные с производством сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве и накоплением (вклады в банки, покупка недвижимости, иностранной валюты и так далее).
Потребительские расходы в расчете на домашнее хозяйство по сравнению с январем-сентябрем 2014 г. увеличились на 0,6 млн. рублей (на 10,8%) и составили в январе-сентябре 2015 г. 6,3 млн. рублей в месяц.
В структуре потребительских расходов домашних хозяйств доля расходов на питание составила 42,2% (в январе-сентябре 2014 г. – 41,8%), на покупку непродовольственных товаров – 33,2% (в январе-сентябре 2014 г. – 35,1%), на оплату услуг – 22,3% (в январе-сентябре 2014 г. – 20,6%).
Рисунок 3.2 - Структура потребительских расходов домашних хозяйств