Конкуренция: сущность, виды. Модели рынков с различной конкурентной средой
Конкуренция является необходимым элементом рыночной экономики, одним из основных свойств рынка. Конкуренция(от лат.concurrere – сталкиваться)–этосоперничество между участниками рыночного хозяйства за реализацию своих экономических интересов. Борьба всех против всех: между продавцами, покупателями, продавцами и покупателями. Цель конкуренции– вытеснить конкурентов с рынка и упрочить свое положение, расширить свою долю на рынке, максимизировать прибыль.
Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами.
По форме конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству или ассортименту. Такой вид конкуренции называют предметной, или межфирменной.Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары, удовлетворяющие различные потребности, т.е. идет борьба за платежеспособный спрос населения и потребности производства. Этот вид конкурентной борьбы называют функциональным.
По методам осуществления конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция − это конкуренция, при которой средством поражения противника выступает повышение или понижение цены. В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. В последнее время к ценовой конкуренции вновь возрос интерес в развитых странах в связи с внедрением ресурсосберегающих технологий и экономии на издержках производства.
Неценовая конкуренция − это конкуренция, при которой средством поражения противника выступают неэкономические методы: повышение качества продукции, сервисное обслуживание, маркетинг и т.д. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, безопасность, эргономические и эстетические показатели. Все большую роль в конкурентной борьбе занимает надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика товара, ее престижность (имидж). Важными инструментами неценовой конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки и торговые марки фирм.
В зависимости от типа конкурентной среды на рынке различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция характеризуется пятью основными признаками:
- множество покупателей и продавцов, причем ни один из них не может существенно повлиять на спрос или предложение товара на рынке;
- для продажи предлагаются однородные товары и услуги;
- ни один из покупателей или продавцов не обладает информацией о данном рынке больше, чем остальные, не может осуществлять контроль за ценой и объемами купли-продажи, что, в свою очередь, создает условия для их постоянного колебания;
- покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его.
Совершенная конкуренция – это редкое явление в развитых странах. Примерами рынков совершенной конкуренции могут выступать рынок сельскохозяйственных продуктов, рынок ценных бумаг, валютный рынок. Остальные рынки не отвечают вышеизложенным признакам и могут быть определены как рынки несовершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция определяется как рынок, на котором либо покупатели, либо продавцы имеют возможность воздействовать на рыночную цену.
Крайним случаем несовершенной конкуренции является чистая монополия. Ееосновными признаками являются:
- единственный продавец на рынке;
- продаваемый продукт уникален по своим характеристикам и не имеет близких аналогов;
- продавец осуществляет полный контроль над ценой товара и его объемом;
- «барьеры» для проникновения на рынок конкурентов практически непреодолимы.
Выделяют естественную и искусственную монополии. Естественная монополиясвязана с собственностью на редкие и уникальные природные ресурсы (земля и ее недра). В современных условиях к естественной монополии относятся отрасли, где конкуренция нецелесообразна и может привести к росту издержек и цен (городская инфраструктура: газо-, водо- и электроснабжение). В основном деятельность естественных монополий контролируется государством.
Возникновение искусственной монополии возможно в двух случаях: в результате кратковременного превышения спроса над предложением какого-либо товара или в результате сговора и подавления конкурентов с помощью искусственно созданных барьеров.
В первом случае возникает случайная, или открытая, монополия, не защищенная ничем от вторжения на рынок других конкурентов, когда прибыльность данного рынка будет ими обнаружена. Монополия второго типа, или закрытая,возникает в условиях концентрации производства (поглощения мелких конкурентов крупными корпорациями) и установления искусственных барьеров для конкурентов в виде лицензий, патентов, установления авторских прав и т.д.
Монополии могут принимать различные организационные формы, в зависимости от степени концентрации капитала. Самая простая форма – картель – соглашение отдельных производителей, определяющих квоты выпуска продукции и осуществляющих раздел рынков сбыта. Более высокая форма концентрации – синдикат, в составе которого фирмы совместно осуществляют сбыт продукции. Трест − это более высокая форма концентрации капитала, предусматривает создание совместной собственности и общее управление производством.
В современных условиях наиболее распространенными формами крупных фирм являются концерны и конгломераты, капитал которых формируется на основе диверсификации производства, т.е. проникновения капитала в другие отрасли экономики.
Вторым типом рынка несовершенной конкуренции является олигополия. Его характерными признаками являются:
- наличие на рынке нескольких крупных фирм, каждая их которых контролирует значительную долю рынка;
- продукция фирм может быть как стандартизированной (рынок чистой олигополии),так и дифференцированной (рынок дифференцированной олигополии);
- существуют высокие входные барьеры в отрасль: проникновение на рынок новых конкурентов очень затруднительно, т.к. фирмы-олигополисты, как правило, вступают в негласный сговор при дележе рынка и при вытеснении новых конкурентов действуют очень согласованно;
- контроль над ценой ограничен взаимной зависимостью фирм, внимательно следящих друг за другом и при малейшей возможности расширяющих рынок своего товара;
- имеет место как ценовая (рынок чистой олигополии), так и неценовая (рынок дифференцированной олигополии) конкуренция.
Примерами рынка олигополии является производство стали, автомобилей, бытовых электроприборов, спортивного инвентаря и т.д.
Третьим типом рынка несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Как показывает само название, этому типу рынка свойственны черты как монополии, так и чистой конкуренции. Характерными чертами рынка монополистической конкуренции являются:
- наличие на рынке множества продавцов;
- вход на рынок, как и уход с него, не представляет каких-либо трудностей;
- на рынке представлены схожие товары (субституты), которые отличаются друг от друга отдельными качественными параметрами. Дифференциация товараявляется главным отличительным признаком этого рынка;
- контроль над ценой незначительный в силу ограниченности доли рынка отдельного производителя.
Характерные черты рассмотренных выше четырех основных моделей рынка приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2 Характерные черты четырех основных типов (моделей) рынка |
Менее распространены, но существуют и другие модели рынка – монопсония, олигопсония и двусторонняя монополия.
Монопсония – это рынок одного покупателя. Например, крупный завод в населенном пункте является практически единственным покупателем рабочей силы.
Олигопсония – это рынок нескольких крупных покупателей. Например, три или четыре фирмы нанимают большую часть работников на конкретном рынке труда.
Двусторонняя монополия – это рынок, на котором один покупатель противостоит одному продавцу. Эта ситуация характерна для рынка труда, когда в небольшом городке одна фирма является основным работодателем, а ей противостоит профсоюз работников.
Следует особо отметить, что рынки чистой конкуренции и чистой монополии довольно редко встречаются в современной экономике. Наибольшее распространение получили рынки олигополии и монополистической конкуренции.
Однако в экономической теории чистая (совершенная) конкуренция имеет особое значение. Она является не только исторически первой моделью рынка, но и позволяет построить некую идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры.
Основные понятия и категории
Обмен, покупатели, продавцы, рынок, рыночный механизм, функции рынка, критерии рынка, тип рынка, структура рынка, инфраструктура рынка, конкуренция: внутриотраслевая и межотраслевая, ценовая и неценовая, совершенная (чистая) и несовершенная. Монополия: закрытая и открытая, естественная и искусственная. Рынки: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии, монопсонии, олигопсонии, двусторонней монополии. Картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат. Диверсификация производства, дифференциация товара.