Национальная экономика в системе международных экономических отношений: формы внешнеэкономической деятельности, показатели и факторы доминирования

Раздел 1 Экономика

Глобальная экономика исходно отличается от макроэкономики. Это различие отражено в подразделении национальной экономики на закрытую и открытую.

Закрытая национальная экономика отличается тем, что все товары и услуги производятся и продаются внутри страны. Все внутренние доходы и расходы образуют валовой внутренний продукт. Этот продукт при распределении и использовании делится на основные части: потребление (С), инвестиции (I) и государственные расходы (G):

ВВП = С + I + G.

В открытой национальной экономике часть продукции создается для внутреннего потребления, а оставшаяся доля идет на экспорт (ЕХ). Вместе с тем часть доходов идет на импорт (IM) – на закупку товаров и услуг, изготовленных в иных странах. Все доходы и расходы образуют валовой национальный продукт:

ВНП = ВВП + EX – IM.

Вполне очевидно, что возникновение и развитие глобальной экономики является следствием перехода большинства стран от закрытых национальных экономик к открытым.

Современная глобальная экономика исключает внеэкономическое принуждение стран. Ушли в прошлое экономические объединения государств, существовавшие на базе военно-политических блоков. Все более характерной становится возрастающая материальная заинтересованность в постоянном экономическом сотрудничестве между странами.

В последние десятилетия формируется новое глобальное экономическое пространство. Многие отсталые в экономическом отношении страны, имевшие натуральное ли полунатуральное производство, переходят к рыночной экономике. Постсоциалистические государства, входившие в замкнутые военно-политические блоки, становятся странами с открытой экономикой. Это способствует тому, что в международном масштабе более интенсивно развивается вся система рыночных отношений.

Глобальные связи между странами не сводятся только к внешнеторговым отношениям, как это было на первых этапах мировой экономической истории. Экономическая взаимозависимость становится все более разносторонней. Современная совокупность мирохозяйственных связей включает в себя:

внешнюю торговлю;

кооперацию производства;

обмен научно-технической информацией и технологическими разработками;

перемещение рабочей силы из одной страны в другую;

международный кредит и иностранные инвестиции;

валютные взаимоотношения государств.

Мирохозяйственные связи опираются на глобальную инфраструктуру, в которую входят международная транспортная система (морской, железнодорожный, воздушный транспорт), мировая сеть информационных коммуникаций (в том числе межконтинентальная сеть телекоммуникаций).

Процессы глобального развития, охватившие все регионы и сектора мирового хозяйства, принципиально изменяют соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна страна не в состоянии рационально формировать и реализовывать экономическую политику, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.

Международные хозяйственные связи во второй половине ХХ века превратились в важный инструмент эффективного распределения ресурсов и обеспечения экономического роста в глобальном масштабе. Степень и формы участия каждой конкретной страны в системе международных экономических отношений определяются, прежде всего, спецификой ее национальной экономики, а также проводимой государством внешнеэкономической политикой.

Факторы ускорения глобализации:

смягчение разнообразных ограничений на перемещение товаров, капиталов и услуг через границы;

либерализация внутренних рынков;

развитие иностранных рынков капиталов;

активный рост производных финансово-экономических инструментов.

В настоящее время происходит формирование глобальной хозяйственной системы. Общие тенденции, которые должны учитываться при выборе сценариев развития национального хозяйства, таковы:

1. Либерализация мировой торговли. Мировой товарный рынок имеет определенную структуру. Специалисты по международным экономическим отношениям выделяют следующие уровни мирового товарного рынка:

нижний уровень – рынок базовых товаров (сельскохозяйственной продукции и продукции добывающей промышленности).

Сфера данного уровня в относительном измерении непрерывно сужается. На данном уровне мирового товарного рынка сбывают основную долю своей продукции большинство латиноамериканских, африканских и развивающихся азиатских стран, а также постсоветские государства;

средний уровень – рынок средне- и низкотехнологичных (в основном трудоинтенсивных) готовых изделий и полупродуктов. На данном уровне конкурируют, главным образом, индустриализирующиеся страны, идущие по пути «догоняющего развития». Число участников данного рынка расширяется за счет постсоциалистических стран;

верхний уровень – рынок высокотехнологичной продукции. Данный уровень представляет собой сферу ожесточенной конкуренции между постиндустриальными странами, вовлеченными в бесконечную гонку за научно-техническими инновациями и не заинтересованными в появлении на этом поле новых претендентов на долю данного рынка.

В целом на мировом товарном рынке наблюдаются следующие тенденции: увеличение доли высокотехнологичной продукции в международном обмене; усиление обмена услугами; универсализация режимов торговли.

2. Глобализация технологического и информационного пространства. Переход к постиндустриальной экономике обусловлен тем, что общественные процессы еще более ускорились и ныне представляют собой сложное переплетение взаимосвязей различных технологических способов производства, соответствующих им укладов, форм организации и управления экономическими процессами. Образовалось мировое технологическое и информационное пространство, пронизанное сетью транспортных и телекоммуникационных нитей.

Мировое экономическое пространство остается существенно неоднородным: технологический разрыв между странами по сравнению с началом индустриальной эры увеличился. В развитых странах преобладают четвертый и пятый технологические уклады, в странах среднего уровня развития – уклады третий и четвертый, а в странах мировой периферии сохраняются доиндустриальные технологии (в агросфере, домашнем хозяйстве, ремесле). На этой почве возникает мировой дифференцированный научно-технологический доход: вырвавшиеся вперед страны, используя наиболее эффективные технологии, экспортируют наукоемкие товары и услуги в страны с низким и средним уровнем развития, получая при этом огромные сверхприбыли.

Техносферная глобализация проявляется и в создании систем вооружений, применение которых заведомо выходит за национальные границы (например, ядерное и бактериологическое оружие) или таит угрозу для соседних стран.

Важнейшим направлением международного сотрудничества должно стать сближение уровня технологического развития стран и цивилизаций на основе совместных усилий по распространению пятого, а затем – шестого технологических укладов.

3. Финансовая глобализация. Развитие мировой торговли и производства вызвало расширение вненациональных рынков кредитных ресурсов и международного рынка капиталов. С одной стороны, значительное развитие получили рынки капиталов на основе оффшорных операций в евровалютах, что вывело часть международного кредитования в валюте из-под действия национальных законодательств и контроля правительств, а с другой – расширились рынки краткосрочных спекулятивных капиталов в форме иностранных депозитов в коммерческих банках, вложений нерезидентов в государственные долговые обязательства или ценные бумаги.

Глобализация в финансовой сфере развивается особенно интенсивно. В узком смысле она означает согласование правил регулирования и снижение барьеров, что должно привести к свободному перемещению капиталов и позволить любым фирмам конкурировать на любых рынках.

4. Развитие транснациональных корпораций (ТНК). Они, по разным оценкам, контролируют от трети до половины мирового промышленного производства, свыше 60% мировой торговли, основные потоки научно-технических знаний. Внутренний оборот их деятельности превышает 7 трлн дол.

Возникла также обширная область международной собственности, на воспроизводство которой затрачивается до 8.9% мирового ВВП. В еще большей степени монополизированы отдельные товарные рынки. Так, на ТНК приходятся: 90% мировых рынков пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды; 85 – меди и бокситов; 80 – чая и олова; 75% – бананов, натурального каучука и сырой нефти.

С расширением сфер влияния ТНК роль национальных государств постепенно снижалась, возникал регулируемый в многостороннем порядке интернациональный производственно-финансовый комплекс, основанный на мировом разделении труда и «сливающийся» с макроэкономическими особенностями регионов.

Под растущим давлением «глобальных» корпораций изменяется роль национальных государств в регулировании международных процессов: эта роль либо фактически «уравнивается» с ролью ТНК, либо ограничивается политической и социокультурными сферами. Другая тенденция состоит в нейтрализации международных позиций государств и подталкивании их к передаче значительной части функций экономического и международного регулирования региональным надгосударственным объединениям. Возникает новый надгосударственный и трансграничный инструментарий экономического и правового регулирования, которым постепенно овладевает группа ведущих транснациональных компаний.

В видимой перспективе глобализация повлечет за собой:

унификацию регулирования и контроля за рынками;

улучшение доступа всем участникам на любые рынки;

стандартизацию требований к перемещению капиталов, инвестиционному процессу и всемирной платежно-расчетной системе;

интенсификацию интеграционных региональных процессов;

открытие замкнутых банковских систем.

7.2. Факторы, влияющие на международные экономические позиции страны

На международные позиции национальной экономики оказывает влияние целая система разнонаправленных и противоречивых факторов и условий: уровень развития национальной экономики, структура народного хозяйства, его организация, экономическое могущество и др. Рассмотрим их подробнее.

1. Уровень развития национальной экономики. Позиции наций в международных обменах различаются в зависимости от объема производства и национального дохода, определяющих спрос и предложение этих наций в области товаров и услуг. На эти позиции влияет также объем национального капитала, которым располагает та или иная страна. Именно от этого зависит положение страны в качестве международного кредитора или должника.

Исследования, проведенные ООН, показали, как уровень развития влияет на содержание международных обменов товарами, услугами, капиталами. Выводы могут быть сведены к следующему:

а) развитые и индустриальные страны занимают первое место в мировом экспорте и импорте;

б) развитые страны импортируют главным образом сырьевые материалы и продукты питания, а экспортируют готовую продукцию, тогда как слаборазвитые страны являются импортерами готовой продукции и экспортерами продовольственных товаров и сырья;

в) на развитые страны приходятся практически все выгоды от фрахта, страхования, туризма и других подобных услуг;

г) развитые страны являются донорами капиталов и, таким образом, получают большие доходы от своих инвестиций, в то время как слаборазвитые страны выступают в роли заемщиков капиталов и должников, уплачивающих проценты, ежегодные возмещения займов, дивиденды.

2. Структура национального хозяйства. Каким бы ни был уровень развития, национальные экономики обладают различной структурой: одни специализируются на производстве какой-то группы товаров, другие имеют более широкий спектр производимой продукции. От структуры экономики зависят объем и состав импорта и экспорта товаров, услуг, капиталов.

При экономическом анализе влияния национальной экономики на международную торговлю могут быть использованы следующие показатели:

а) коэффициент зависимости нации от международной торговли, т. е. отношение товаров и услуг, потребляемых внутри страны, к объему товаров и услуг, поступающих из-за рубежа;

б) склонность к импорту и экспорту, т. е. отношение импорта (экспорта) к национальному доходу;

в) эластичность импорта и экспорта по отношению к ценам и доходу, которая определяет относительные колебания импорта и экспорта от относительных колебаний цен и дохода.

3. Организационные основы функционирования национальной экономики. В международном обмене нации участвуют в различных формах в зависимости от организационной структуры экономики каждой страны. Выделяются два аспекта: деятельность крупных экономических групп и вмешательство государства в экономическую деятельность.

Первый аспект – деятельность крупных экономических групп:

а) крупные национальные фирмы благодаря своей мощи, размерам, государственной поддержке определяющим образом воздействуют на объемы и цены международной торговли некоторыми продуктами. Они вынуждают конкурирующие фирмы других государств прибегать к стратегии приспособления или подчинения;

б) они стремятся к созданию обширных индустриальных межтерриториальных империй, которые становятся неподвластными законам международного рынка.

Второй аспект – вмешательство государства в экономическую деятельность:

а) торговая политика государства выражается в установлении экспортных и импортных пошлин, премий и субвенций или в использовании рычагов количественных ограничений;

б) валютная политика государства состоит либо в том, чтобы оказывать влияние на валютный рынок посредством вмешательства Центрального банка, либо регламентировать валютные операции путем введения механизма валютного контроля;

в) финансовая политика государства ставит своей целью оказание влияния на международное движение капиталов и долгосрочных инвестиций либо путем их ориентации на определенные задачи, либо путем предоставления прямых займов на основе межправительственных соглашений.

4. Экономическое могущество. Международные экономические отношения – это отношения между экономиками различной

мощи, между экономиками доминирующими и доминируемыми. В этом аспекте важны два ключевых момента:

а) степень доминирования национальной экономики;

б) каналы и формы влияния доминирующей экономики на международные экономические отношения.

Степень доминирования национальной экономики определяется: размерами государства, которые определяют масштабы его участия в мировом спросе и предложении товаров, услуг и капиталов; наличием имеющих более или менее стратегический характер отраслей экономики у данного государства: производство сырья или основных промышленных товаров и т. п.; силой переговорных позиций государства в международной торговле.

Каналы и формы доминирования. Доминирующая экономика своими изменениями провоцирует изменения в экономике других стран; оказывает воздействие на международную торговлю посредством своего спроса и предложения; участвует в определении условий организации мировой торговли путем установления таможенных тарифов, валютных паритетов, объемов долгосрочных инвестиций; может создавать новые структуры международной экономики, содействуя созданию выгодных для себя новых рынков, способствуя появлению в других странах таких форм организации, которые ей представляются желательными.

Таким образом, международные экономические отношения могут иметь место лишь между странами с различным уровнем развития, различной специализацией, с различными организационными формами доминируемого или доминирующего типа. При этом необходимо учитывать, что все перечисленные факторы находятся в постоянном движении под влиянием как внутристрановых, так и международных причин.

Количественный анализ, с помощью которого могут быть оценены международные экономические позиции страны, осуществляют на основе изучения платежного баланса страны.

Платежный баланс – это соотношение между суммой денег, полученной данным государством из-за границы, и суммой денег, уплаченной другим странам. Платежный баланс состоит из четырех основных разделов:

1) торговый баланс – выручка от экспорта товаров и расходы на импорт продукции;

2) баланс услуг – выручка от предоставления услуг загранице и оплата услуг, полученных из-за пределов страны. Сюда относятся: оплата услуг капитала, покупка населением иностранной валюты перед выездом за границу;

3) баланс переводов – все виды безвозмездных поставок товаров, помощи и безвозмездных денежных переводов;

4) операции с капиталом – импорт и экспорт капитала.

7.3. Экономическая интеграция национальных хозяйственных систем

Экономическая интеграция – форма интернационализации хозяйственной жизни, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики; это межгосударственное объединение двух и более стран на основе договора о создании совместного хозяйственного комплекса. Она представляет собой регулируемый процесс экономического взаимодействия национальных экономических структур, формирующих совместный комплекс посредством сближения хозяйственных механизмов. В договоре определяются цель, этапы, основные направления интеграционного процесса, механизмы и методы реализации согласованных действий.

Интеграция может происходить в различных формах. Выбор формы интеграционного объединения определяет уровень, стратегию интеграции и ее конечную цель.

В мировой практике выделяют следующие формы экономический интеграции: преференциальная зона; зона свободной торговли; таможенный союз, общий рынок; экономические сообщество; экономический и валютный союз.

Создание преференциальной зоны двух и более стран означает взаимное предоставление преференций или льгот, при этом сохраняется национальный режим в торговле с третьими странами. Преференциальные зоны можно рассматривать как первый пробный шаг по пути к дальнейшей интеграции.

Зона свободной торговли в ее классическом варианте предполагает постепенное осуществление в согласованный срок полной отмены ограничений на взаимное передвижение промышленных товаров при сохранении национального внешнеторгового режима в отношении третьих стран. Режим свободной торговли может распространяться не только на торговлю товарами, но и на взаимный обмен услугами, капиталами, трудовыми ресурсами; иногда предполагается развитие взаимного научно-технического, экологического и иного сотрудничества.

Создание таможенного союза предполагает поэтапную полную либерализацию взаимной торговли промышленными товарами и введение единого тарифа в отношении третьих стран. Т.е. таможенный союз – это зона свободной торговли плюс единый внешнеторговый тариф.

Формирование зоны свободной торговли влияет на взаимную торговлю стран-членов зоны свободной торговли, а образование таможенного союза изменяет направление и наполнение не только взаимных товарных потоков, но и с третьими странами. Такие изменения могут способствовать как повышению, так и понижению благосостояния отдельных стран.

Формирование общего рынка двух и более стран предполагает поэтапную отмену всех ограничений на взаимное перемещение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы и введение единого внешнеторгового тарифа. Таким образом, общий рынок предполагает наличие таможенного союза и полную либерализацию обмена услугами, капиталами и трудовыми ресурсами.

Экономическое сообщество означает создание общего рынка, а также проведение единой политики в области сельского хозяйства, энергетики, промышленности, региональных и др.

Экономический и валютный союз предполагает создание единого внутреннего рынка, полную гармонизацию и унификацию экономической и валютной политики вплоть до введения единой валюты, создания единого банка, а также осуществление единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Типы экономической интеграции по составу участников:

интеграция развитых стран;

интеграция развивающихся стран;

интеграция стран с переходной экономикой;

интеграционные объединения смешанного типа с полноправным участием развитых и периферийных государств.

На развитие процессов экономической интеграции влияет совокупность разнокачественных факторов, предпосылок, среди которых особо выделяются:

исторически сложившиеся экономические связи между странами-участницами, высокий уровень их взаимной торговли;

высокий уровень развития производительных сил и рыночных механизмов;

развитая многоотраслевая структура экономик стран-участниц;

общность стоящих перед странами проблем в области развития, финансирования, государственного регулирования;

политическая близость, отсутствие религиозных и иных противоречий, близкий уровень демократизации общества, социально-правовой защиты;

географическая близость и наличие общих границ.

Наши рекомендации