Классификация предприятий по размерам

Согласно этой классификации, все предприятия делятся на малые, средние и крупные.

В современном правовом регулировании нет устоявшегося термина "малое предприятие". В Законе РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" (1995 г., с последующими изменениями 2002 г.) предусмотрено, что предприятие считается малым, если оно отвечает трем условиям:

- доля участия в уставном капитале субъектов РФ, общественных, религиозных организаций, различных фондов не должна превышать 25%;

- доля, принадлежащая юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;

- средняя численность работников не должна превышать в

- 100 чел. в промышленности, строительстве и на транспорте,

- 60 чел. в сельском хозяйстве,

- 50 чел. в оптовой торговле,

- 30 чел. в розничной торговле и бытовом обслуживании, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Кроме этого основного критерия при классификации предприятий по размерам определенную роль играют также показатели величины основных производственных фондов, объем валовой продукции, максимальный уровень продаж, количество затраченных ресурсов и т.д.

Малое предприятие может иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством.

Малые предприятия в рыночной экономике имеют достаточно широкое распространение. Они обладают большой приспособляемостью к рынку; обеспечивают прирост рабочих мест.

Если российское предприятие подпадает под приведенное выше определение малого предприятия, на него распространяются определенные льготы и преимущества, прежде всего в области налогообложения и бухгалтерского учета, возможности более льготного получения кредитов, дополнительных льгот по списанию амортизационных отчислений. В РФ принят ряд законов и постановлений, касающихся функционирования малых предприятий. Обратите особое внимание на Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". В Москве в соответствии с Законом "Об основах малого предпринимательства в Москве" установлены иные критерии предельного количества работающих: в промышленности – 200 человек, в других сферах материального производства – 100, в непроизводственной сфере – 60 человек. Район деятельности этих предприятий ограничен Московской областью. Эти предприятия не могут быть дочерними или зависимыми хозяйственными обществами, а также не должны быть фондовыми биржами, брокерскими или дилерскими фирмами, банками или кредитно-финансовыми организациями. Если предприятие будет претендовать на льготы и преимущества, в его уставном капитале доля государственных (муниципальных) юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%.

Субъекты малого предпринимательства могут претендовать на получение льгот, если они внесены в реестр субъектов малого предпринимательства Москвы.

Льготы, на которые они могут рассчитывать в Москве:

- незначительное упрощение порядка их государственной регистрации;

- упрощение порядка получения различных лицензий;

- финансирование из государственного бюджета, выдача кредитов, предоставление гарантий кредитным и финансовым организациям, передача оборудования в лизинг;

- резервирование определенной доли заказов для производства нужной для города и области продукции и услуг;

- компенсация расходов, связанных с получением информации о конъюнктуре зарубежных рынков, проверкой иностранных партнеров, участием в международных выставках и ярмарках;

- информационное обеспечение субъектов малого бизнеса; облегчение условий аренды и приобретения в собственность нежилых помещений, предоставление льгот по арендной плате;

- осуществление мер по предотвращению банкротства малых предприятий (предоставление заказов с предоплатой, посредничество при заключении мирового соглашения и др.).

Значение малых предприятий. Исторически малый бизнес являлся первой и на протяжении долгих веков основной формой предприятия. Крупные предприятия появились лишь в XIX веке.

1. Малые фирмы отличает высокая гибкость и мобильность. Они способно быстро переориентировать свое производство в ответ на меняющийся спрос потребителей. Малые предприятия быстрее и дешевле перевооружаются технически, требуют меньше капиталовложений.

2. Существование в экономике страны большого количества малых предприятий приводит к созданию конкурентной среды со всеми ее позитивными последствиями для потребителей, производителей и общества в целом (большое разнообразие продукции, повышение качества, снижение цены, дополнительные услуги, отсутствие и быстрое преодоление дефицита, повышение общей экономической эффективности и т.д.).

3. Некоторые из них, т.н. венчурные (wenture – риск) или рисковые фирмы отличает инновационная деятельность

4. Малые предприятия создают большое количество новых рабочих мест, тем самым, повышая занятость населения.

5. В большинстве стран малые предприятия являются главными налогоплательщиками, обеспечивая значительную часть доходов бюджета государства.

6. Собственники малых и средних предприятий наряду с работниками здравоохранения и образования создают основу среднего класса общества. Который, в свою очередь, выступает гарантом стабильности любого общества.

Вместе с тем малый бизнес – это наиболее изменчивыйсектор экономики, так как высока «смертность» малых предприятий, особенно вначале их деятельности (из 100 вновь созданных малых предприятий в течение года прекращает существование около 50). Однако на их месте, как правило, образуются новые.

Для современной России характерно недостаточное развитие малого бизнеса. Анализ современных данных показывает, что увеличение числа малых предприятий с конца 90-х годов происходит за счет развития индивидуального предпринимательства без образования юридического лица (ПБОЮЛ). В сфере малого бизнеса занято около 15 млн. человек или 24% общей численности занятых в России. Сдерживающими факторами выступают: налоговый пресс, недостаточная поддержка малого бизнеса со стороны государства, большое количество «инспектирующих» инстанций, произвол чиновников и др.

В отраслевой структуре малого бизнеса современной России по удельному весу малых предприятий и численности работников лидируют торговля и общественное питание. По удельному весу произведенной продукции – промышленность. Третье место по всем трем показателям принадлежит строительству. Таким образом, малые предприятия преобладают в сфере бытовых услуг, розничной и мелкооптовой торговле и строительстве, а в сфере производства их недостаточно.

Развитие малого бизнеса в сфере производства сдерживает ряд факторов:

· отсутствие начального капитала;

· несовершенство нормативно-правовой базы;

· отсутствие реальной государственной поддержки и государственного регулирования;

· инфляция;

· более медленный по сравнению со сферой услуг оборот капитала;

· высокие налоги;

· нестабильность налоговой системы;

· малая доступность кредитов;

· неотработанность механизма субконтрактных отношений с крупными фирмами.

Территориальный анализ развития малого бизнеса в России показывает крайнюю неравномерность его размещения по регионам.

Подавляющее число малых предприятий сконцентрировано в Центральном федеральном округе (43,14%). Затем с большим отрывом идет Приволжский, а далее Южный федеральный округ.

Это объясняется более высоким платежеспособным спросом населения и наличием определенных рыночных ниш в этих регионах.

Самой распространенной формой малого бизнеса является индивидуальное предприятие, кроме того, они создаются и форме товариществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью. В 10 из 87 регионов России 90% субъектов малого бизнеса были представлены именно индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, в 62 регионах – более 80% (В поисках…, С.179). Для малого предпринимательства в России характерна высокая доля убыточных предприятий, особенно в сельском хозяйстве. И хотя по крупным и средним предприятиям этот показатель еще выше, для малых предприятий убыточность чаще всего означает полное разорение.

Крупные предприятия имеют особое значение для развития экономики страны. Крупными считаются предприятия, имеющие большую численность занятых, объем производства (продаж) и размер основных фондов.

Несмотря на их, не очень большую долю в общей численности предприятий страны, они, как правило, дают большую часть продукции страны. Только крупным предприятиям под силу выпуск стали, создание автомобилей, самолетов, судов и т.п.

Их высокая эффективность опирается на:

- экономию на масштабах производства;

- сокращение постоянных издержек при большом объеме производства;

- снижение внешних трансакционных издержек.

Таким образом, крупные, средние и малые предприятия имеют свои цели и функции в экономике, особенности и преимущества, что обуславливает их эффективное сосуществованиев экономике страны.

4.2.4. Классификация предприятий по отраслевой принадлежности,

целям и масштабам деятельности, по уровню конкурентоспособности и по признаку доминирующего фактора производства.

Отрасль – это группа фирм, производящих одинаковую или в крайнем случае подобную продукцию.

По отраслевой принадлежности, виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций предприятия подразделяются на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, страховые, банковские, инвестиционные, лизинговые, торговые, консультационные, страховые, аудиторские, инжиниринговые, венчурные,

рекламные и др.

Промышленные фирмы занимаются производством промышленной продукции исходя из потребностей рынка, в некоторых случаях они осуществляют конструкторские разработки новых видов товаров.

Транспортные фирмы предоставляют услуги по доставке грузов всеми видами транспортных средств, в соответствии с потребностями заказчиков.

Торговые фирмы организуют торгово-закупочную деятельность, доводят произведенный продукт до конечного потребителя.

Страховые компании осуществляют образование за счет периодических взносов страхователей целевых фондов, для возмещения потерь от непредсказуемых случаев. Объектом страхования является чей-либо материальный интерес.

Инжиниринговые фирмы представляют комплекс услуг производственного, коммерческого, научно-технического характера. Эти услуги связаны с подготовкой производственного процесса (разработка планов капиталовложений, технико-экономическое обоснование проектов, оценка стоимости проектов и расходов по его созданию, подготовка рабочих чертежей и т.д.) и услуги, связанные с обеспечением эффективности функционирования самого производственного процесса.

Рекламные фирмы (агентства) по поручению заказчика информируют потенциальных потребителей о товаре, его производителе, создают имидж производителей. Средствами рекламной деятельности являются: рекламные объявления, проспекты, каталоги, информационные письма, товарные диски, выставки, фильмы и т.д.

Инвестиционные фирмы (компании) – это особый вид кредитно-финансовых институтов, специализирующихся на аккумуляции денежных средств частных инвесторов посредством эмиссии собственных ценных бумаг и дальнейшем вложением мобилизованных средств в акции и облигации других компаний и организаций.

Инвестиционные компании выполняют функции посредников на рынке ценных бумаг.

Лизинговые фирмы (компания, общество) - финансовые коммерческие организации, специализирующиеся на приобретении техники, оборудования и других элементов средств производства, а также недвижимого имущества, с целью их последующей передачи в долгосрочную аренду предприятиям, нуждающимся в такой технике, но не имеющим на это достаточных средств.

Лизинговая фирма, являясь арендодателем, выполняет функцию посредника между двумя предприятиями: производителем оборудования и его арендодателем.

Консультационные (консалтинговые) фирмы –организации, предоставляющие услуги консультационного характера и профессиональной экспертизы юридическим и физическим лицам на коммерческой основе.

Аудиторские фирмы –осуществляют независимую бухгалтерскую и финансовую ревизию состояния хозяйственной деятельности фирмы-заказчика.

Венчурная фирма –научно-техническое предприятие, специализирующееся на разработке и освоении новых видов изделий и технологий и действующее в областях с повышенной долей риска.

Поцелямдеятельности выделяются коммерческие инекоммерческие предприятия.

Коммерческие предприятия – это предприятия, которые в качестве основной цели своей деятельности имеют извлечение прибыли.

Некоммерческие предприятия свой доход направляют на осуществление определенных социальных целей. К ним относятся: общественные, религиозные, благотворительные организации; фонды содействия и помощи науке, культуре, образованию, здравоохранению, спорту и т.д.

По масштабу деятельности различают локальные, республиканские, межреспубликанские и международные предприятия.

По уровню конкурентоспособности:

а) конкурентоспособные на мировом рынке;

б) неконкурентоспособные на мировом рынке;

в) предприятия – естественные монополии;

г) предприятия, не воспринимающие воздействие иностранных конкурентов.

По признаку доминирующего фактора производства выделяют капитало-, трудо-, материало-, наукоемкие предприятия. Этот признак оказывает большое влияние на размещение предприятия.

Объединение предприятий

Значительную роль в современной экономике играют объединения предприятий. Они представляют собой группу фирм, внутри каждой из которых действует принцип иерархии. Взаимодействие между фирмами группы осуществляется через рынок, но в пределах общей стратегии. Это не единая фирма, но и не чистый рынок.

Объединение предприятий позволяет значительно уменьшить трансакционные издержки, поскольку многие трансакции осуществляются с партнерами по группе, с которыми налажены устойчивые связи. Кооперация фирм в рамках объединений создает также возможности перелива капитала, технологий и трудовых ресурсов, позволяет координировать совместную деятельность и т.д. Взаимодополнение стихийного порядка и иерархии в объединении фирм способствует эффективной работе, стабильному развитию и устойчивому положению на рынке.

С точки зрения организационных форм взаимодействия предприятий в сфере производства и обращения необходимо выделить следующие типы их объединения: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.

Картель– заключенное (в письменной или устной форме) соглашение между предприятиями, производящими однотипную продукцию, с целью установить контроль над рынком определенного товара. Эта договоренность может устанавливать минимальные цены на товары, разграничение районов сбыта, определение общего объема производства и сбыта и доли в нем каждого участника, ограничение производства, обмен патентами, коммерческой, производственной информацией и др.

Участники картеля сохраняют юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность. Во многих странах картели запрещены законом.

Синдикат – объединение предприятий одной отрасли, основанное на соглашении о совместном сбыте продукции. Участники этого объединения теряют свою коммерческую самостоятельность. Вопросами сбыта занимается специально созданный орган.

Трест – объединение предприятий одной или нескольких отраслей, при котором эти предприятия утрачивают производственную и коммерческую самостоятельность. Управление ими осуществляется централизованно. Владельцы предприятий превращаются в пайщиков (акционеров) треста.

Консорциум – временный союз юридически и хозяйственно независимых структур, который создается для совместного осуществления дорогостоящих проектов, финансирования крупных мероприятий, реализации целевых научно-технических или экологических программ и пр.

Конгломерат – многоотраслевой комплекс предприятий и организаций, структурные звенья которого не имеют между собой функциональных связей. Ответственность за принятие решений и обеспечение прибыльности возлагается на сами предприятия и организации.

Управление конгломератом разрабатывает только стратегию развития и распределяет финансовые ресурсы.

Конгломераты образуются, чаще всего, вследствие поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и крупных фирм различных отраслей и сфер деятельности.

Холдинговые компании и финансово-промышленные группы

Акционерная (корпоративная) собственность лежит в основе не только многих предпринимательских фирм, но и предпринимательских групп.

Стремление предпринимателей сделаться держателем контрольного пакета (или крупных партий) акций стало основой создания финансово-промышленных (предпринимательских) фирм.

Мировая практика выделяет два основных типа финансово-промышленных групп (ФПГ):

- взаимоблокирующиеся группировки;

- холдингово-пирамидные группы.

Взаимоблокирующиеся группировкишироко распространены на Западе; их строение базируется на обладании крупными пакетами акций компаний, связанных производственной, коммерческой, финансовой, инвестиционной, хозяйственной, благотворительной и др. видами деятельности.

В таких группах, как правило, нет единого координирующего центра; предприниматели блокируются вокруг крупного банка. Сущность их интересовсвязана с взаимным владением акциями или может основываться на взаимных трастовых отношениях, гарантом которых банк и выступает.

В российском законодательстве пока нет понятия взаимоблокирующейся группы. Создание похожей на существующие в мировой практике структур регулируется Положением о финансово-промышленной группе (декабрь, 1993 г.)

Холдингово-пирамидальные группыбазируют свою деятельность на обязательном владении контрольными пакетами акций фирм.

В структуре такой группы важнейшее значение имеет холдинг-держательская компания,т.е. фирма, которая "держит" контрольные пакеты акций других компаний, контролирует и управляет их развитием.

 
  Классификация предприятий по размерам - student2.ru

Чистые холдинги – компании, функция которых сводится к "держанию" контрольных пакетов акций других фирм.

Субхолдинги – акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит какому-либо холдингу, выполняющему функции чистого холдинга по отношению к другим корпорациям.

Смешанные холдинги – компании, осуществляющие помимо чисто "держательских функций" собственную производственную, коммерческую, финансовую или иную предпринимательскую деятельность.

Финансовые холдинги – холдинги, более 50 % капитала которых, составляют ценные бумаги других эмитентов и другие финансовые активы, имеющие право только инвестиционной деятельности.

В жизни различные виды холдинговых компаний, как правило, тесно переплетены.

Холдингово-пирамидальная структура ФПГ функционально проявляется посредством системы участий. Под ней понимается владение холдингом ценными бумагами других компаний – холдинг участвует в их делах и капитале, обладая контрольным пакетом акций.

Для системы участий характерна многоступенчатая зависимость. Холдинг является головной компанией группы, называемой "материнской компанией". Он владеет контрольными пакетами акций компаний, которые называются "дочерними компаниями". Последние, в свою очередь, владеют контрольными пакетами акций компаний "внучек" и т.д. и т.п.

Контрольные тесты.

1. Самостоятельная, инициативная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск, под свою имущественную и иную ответственность, называется:

а) производственной деятельностью;

б) предпринимательством;

в) коммерческой деятельностью.

2. Трансакционными не являются затраты (издержки) на:

а) нахождение торговых партнеров;

б) обеспечение прав собственности;

в) хранение товаров;

г) верно все перечисленное.

3. Ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме:

а) общие ресурсы;

б) специфические ресурсы

в) интерспецифические ресурсы.

4. Организация, имеющая статус юридического лица, имущественно обособленная хозяйственная единица, осуществляющая производственную, коммерческую или иную деятельность с целью получения прибыли – это:

а) дочернее предприятие;

б) фирма или фирма;

в) филиал.

5. Предприятие, в котором сочетаются государственный и частный капитал и управление, является:

а) частным;

б) смешанным;

в) государственным.

Наши рекомендации