Энергосбережение – как наука
Энергосбережение, как одно из направлений науки, начало развиваться в конце 20 столетия. Интенсивному развитию энергосбережения предшествовали две волны энергетического кризиса 70–80 гг. прошлого столетия, осознание человечеством экологической опасности в результате техногенной деятельности, а так же ограниченность природных ресурсов, в частности органического топлива.
Энергосбережение, как отрасль народного хозяйства и научное направление, охватывает широкий спектр технических, экономических и политических проблем.
Термин «энергосбережение» не совсем четко отражает цели и задачи этого научного и практического направления деятельности. Более правильно говорить об эффективном использовании энергии. Задача, стоящая перед специалистом в области энергосбережения, – это разработка методов, технических решений и экономических механизмов, способствующих эффективному использованию энергетических ресурсов.
Энергетические ресурсы – объекты, в которых сосредоточена энергия.
Основные источники энергии в мире – органические виды топлива, запасы которых ограничены и, по оценкам многих специалистов, могут быть израсходованы при современных интенсивных методах добычи за несколько десятков лет.
Наряду с поиском новых источников энергии глобальной проблемой становится определение путей экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по всей цепочке – от добычи топлива к местам использования его потенциальной энергии. Для Украины эта мировая проблема усложняется критическими обстоятельствами в экономике. Поэтому вопросы экономии топлива и энергии подняты на высший уровень государственной политики, которая подтверждается Законом " Об энергосбережении" (от 1 июля 1994 г. №74/ 94-ВР с изменениями от 30 июня 1999 г. №738-XIV). Согласно этому закону:
Энергосбережение – это деятельность (организационная, научная, практическая, информационная), которая направлена на рациональное использование и экономный расход первичной и преобразованной энергии и естественных энергетических ресурсов в национальном хозяйстве и которая реализуется с использованием технических, экономических и правовых методов [1].
Организация такой деятельности ложится на плечи современных специалистов и, еще в большей мере, на следующие поколения. Отсюда вытекает необходимость включения в программу обучения дисциплины "Основы энергосбережения и энергетического менеджмента".
В современной среде нашего обитания ощутимыми становятся энергетические проблемы человечества, которые в значительной мере одновременно с политической ситуацией предопределяют экономический и материальный уровень жизни регионов и страны в целом.
Кризисная ситуация в Украине в переходный период к полноценным рыночным отношениям и значительным изменениям в добыче и приобретении отдельных видов топлива и некоторые другие обстоятельства динамично меняют условия существования и развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны и служат причиной необходимости выработки новой энергетической политики.
По прогнозам нашей статистики Украина не имеет в достаточном количестве ни газа, ни нефти. Да и угольные шахты находятся в таком состоянии, что их добыча в сравнении с 1990 годом снизилась почти в два раза.
Таким образом, анализ сегодняшнего состояния топливно-энергетических ресурсов в Украине свидетельствует о том, что дефицит собственных ТЭК составляет почти 50%. С другой стороны, энергоемкость ВВП в Украине в 2 раза выше, чем в промышленно развитых странах, которые прошли через два энергетических кризиса в период 80-х г.г. и нашли правильный путь развития своей экономики. Отсюда напрашивается вывод - необходима планомерная, поддерживающая государством работа по энергосбережению, а не развитие новых мощностей энергосбережения.
Известно, что кВт/ч электроэнергии, полученный за счет энергосбережения, в 2-4 раза дешевле, чем на заново строящемся энергоблоке.
Существующая взаимосвязь энергетики и экономики выводит на первый план особую роль экономики энергии на всех уровнях ее производства и потребления в народном хозяйстве страны.
Опыт функционирования отдельных промышленных зон в странах Восточной Европы и России свидетельствует о возможности экономии на конечном этапе использования до 30% энергоресурсов без каких-либо дополнительных затрат и до 50% энергоресурсов при сравнительно небольших капитальных вложениях. Эта отрасль экономики становится привлекательной для бизнеса различного уровня.
Перед государством стоит цель добиться, чтобы прирост нужд, в частности в топливе и энергии, на 75-80% удовлетворялся за счет их экономии.
Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов предопределяется как дальнейшим развитием и усовершенствованием производства энергии и энергоносителей, так и радикальным улучшением использования топлива, энергии, теплоты в разных областях народного хозяйства.
Мировая и отечественная практика показывают, что в данное время наиболее дешевым и экологически чистым «источником» энергии является энергосбережение.
Среди новых направлений развития энергосберегающих теплотехнологических систем можно выделить:
- совершенствование традиционных систем теплоснабжения;
- децентрализованное теплоснабжение;
- строительство малых ТЭЦ по традиционной схеме и на базе мусоросжигающих заводов;
- электротеплоснабжение;
- использование нетрадиционной энергетики;
- комбинирование энергогенерирующих технологий и технологий, которые используют энергию и т.д.
Для положительного решения проблем энергосбережения в общем плане следует исходить из очевидных положений, так:
- в первую очередь наладить учет всех энергоносителей;
- рассматривать проблему в комплексе: от добычи энергоресурсов к использованию энергии на рабочем месте и в квартире;
- выработать систему экономически выгодного реального займа (инвестиции) средств у финансовых структур [5, с. 5-8].
Для внедрения различных направлений развития энергосберегающих систем должны быть соответствующие специалисты. Они должны уметь: оценивать основные параметры и характеристики топливно-энергетических ресурсов и энергетического оборудования, использовать модели динамического развития связей энергетики с экономикой и смежными отраслями промышленности, решать типовые задачи энергосбережения в простых производственных системах, принимать решения о энергосбережении в конкретных ситуациях хозяйственной деятельности, ориентироваться в случаях перестройки структуры энергетического производства и т.д.
Круг интересов энергоменеджеров ( руководителей) составляют: вопросы энергосбережения; формирование тарифов на электро - и тепловую энергию; развитие оптового рынка энергии; инвестиции в промышленную и малую энергетику; повышение эффективности использования энергии на промышленных предприятиях и др.
Освоить «азы» в области обоснования, реализации методов энергосбережения, управления энергетическим хозяйством с целью экономии энергетической составляющей в себестоимости продукции и развитие тенденций на совершенствование использования энергетических ресурсов и использования новых видов энергии поможет предмет, который мы изучим [ВС].
Энергетические ресурсы планеты.
Человек может черпать необходимые для своего существования ресурсы только из природной среды. Конечно, развитие технологий серьезно изменяет направления, формы и масштабы использования природных ресурсов. Природные ресурсы подразделяются на 2 категории. Ресурсы, обязанные своим происхождением солнечному теплу и свету, называются возобновляемыми ( дождевая воды, энергия ветра, растения …). Минеральные ресурсы являются невосполнимыми и их земные запасы четко фиксированы.
Классификация энергетических ресурсов нашей планеты приведена на рисунке 1.
| |||
|
|
|
|
| |||||||||
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
Рисунок 1 – Классификация энергетических ресурсов.
Как минеральные, так и энергетические ресурсы распределены по территории планеты крайне неравномерно.