Динамика, отраслевая и географическая структура иностранных инвестиций в РФ.

Активное развитие экономики России неосуществимо без интенсивной внешнеэкономической деятельности, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. В будущем, эффективное развитие экономики страны зависит от того, как Россия и ее субъекты хозяйствования осуществляют внешнеторговые операции и какие меры предпринимают по улучшению инвестиционного климата, к примеру, обмен опытом, международное инвестиционное сотрудничество, интеграция в международную систему производства и т. п. В условиях мирового экономического кризиса и его последствий, равно как и под воздействием сезонных колебаний, нестабильности в политической, экономической конъюнктуре в различных регионах мира иностранные инвестиции в российскую экономику осуществляются краткосрочно и отраслевое их распределение крайне неравномерно.

Крайне неравномерным является распределение прямых иностранных инвестиций по регионам нашей страны. Можно выделить три основные уровня регионального привлечения иностранных инвестиций в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры и регионы, находящиеся в непосредственной близости от них.

Большая часть поступивших иностранных инвестиций приходится на Центральный Федеральный округ – 62,22%. Значительная часть приходится на Северо-западный Федеральный округ – 10,61%, Уральский федеральный округ – 8,05%, Сибирский Федеральный округ – 7,69%. Меньше всего инвестиций поступило в северокавказский Федеральный округ – 0,03%. На Южный Федеральный округ приходится 1,45% иностранных инвестиций, на Приволжский Федеральный округ – 3,05%, на Дальневосточный Федеральный округ – 4,04%.

Главной причиной такого неравномерного распределения иностранных инвестиций в России является то, что в регионах, привлекательных для иностранных инвесторов, имеется большой ресурсный потенциал, выше платежеспособный спрос, лучше развиты инфраструктура.

Для привлечения инвестиций региональные администрации используют практически все свои возможности, прежде всего по снижению налогов и предоставлению налоговых льгот, предоставляют отсрочки по налоговым арендным и иным платежам и т.п. Решающими факторами при осуществлении инвестиций являются географическое и социально-экономическое положение региона. Стоит отметить, что на данный момент руководство страны уделяет особое внимание развитию Дальнего Востока, и благодаря этому сегодня, по мнению иностранных инвесторов, Приморский край становится понятной территорий для инвестиций. Привлекательность Приморского края для бизнеса подтверждается пятикратным ростом иностранных инвестиций в 2012 году, увеличением в структуре инвестиций доли частного капитала до 72 процентов против 58 процентов, расширением числа партнеров внешнеэкономической деятельности Приморья до 106 стран.

Стратегической целью развития экономики любого государства является привлечение иностранных инвестиций, существенное значение в которых представляют прямые иностранные инвестиции, которые характеризуют долгосрочную заинтересованность зарубежных инвесторов в развитии экономической деятельности в определенном государстве.

Ввиду того, что с каждым годом возрастает долговая зависимость российских банков и компаний от зарубежного капитала, возникают серьезные опасения от сформировавшейся обстановки с иностранными кредитами и займами в экономике. Вдобавок ко всему, неспособность российской банковской системы и финансового рынка к преобразованию временно свободных денежных средств и сбережений в производственные капиталовложения, инвестируемые в отечественные несырьевые отрасли промышленности. Такая ситуация сложилось вследствие следующих причин:

· слабой конкурентоспособности национальной банковской системы;

· отсутствия доступа у предприятий к долгосрочным инвестиционным ресурсам по оптимальной процентной ставке;

· острой необходимости фундаментальной индустриализации и модернизации экономики;

· замещение трудоемких производств на капиталоемкие производства;

· инвестирование воспроизводственного процесса реального капитала;

· введение ресурсосберегающих технологий.

Стоит отметить тот факт, что действительные масштабы иностранных кредитов и займов превышает данные статистического учета Росстата, так как статья «прямые инвестиции» содержит в своей структуре подстатью «кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций», соответственно статья «прочие инвестиции» не учитывает операции международного внутрефирменного кредитования компаниями-нерезидентами своих дочерних компаний, находящихся на территории России. Тем самым, объективно судить о масштабах зарубежных кредитов и займов, поступающих в нашу страну трудно, поскольку согласно официальным критериям Росстата статья «прямые инвестиции» содержит больше половины иностранных инвестиций, на практике являются кредитами и займами.

За последние несколько лет, согласно данным Росстата, можно сказать определенно, что определенные виды экономической деятельности стали лидерами по привлечению иностранных инвестиций: обрабатывающее производство; добыча полезных ископаемых; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность. За период 2012–2015 гг. произошли значительные изменения:

· возросли вложения в обрабатывающие производства с 41 086 млн. долларов США в 2012 г. до 89 789 млн. долларов США в 2014 г., а также в здравоохранение и предоставление социальных услуг с 42 млн. долларов США в 2012 г. до 194 млн. долларов США в 2014 г., в оптовую и розничную торговлю;

· ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования с 24 456 млн. долларов США в 2012 г. до 31 030 млн. долларов США в 2014 г.;

· довольно резкое снижение притока инвестиций наблюдается в финансовой деятельности с 86 855 млн. долларов США в 2012 г. до 20 121 млн. долларов США в 2014 г. и в государственном управлении и обеспечении военной безопасности; обязательном социальном обеспечении с 25 млн. долларов США в 2012 г. до 0 долларов США в 2014 г., подобная тенденция наблюдается в добыче полезных ископаемых с 18 634 млн. долларов США в 2012 г. до 11 421 млн. долларов США в 2014 г., транспорте и связи с 5 943 млн. долларов США в 2012 г. до 4 759 млн. долларов США в 2014 г., строительстве с 1 958 млн. долларов США в 2012 г. до 723 млн. долларов США в 2014 г., предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг с 188 млн. долларов США в 2012 г. до 87 млн. долларов США в 2014 г., гостиницы рестораны с 99 млн. долларов США в 2012 г. до 59 млн. долларов США в 2014 г.

· остальные виды деятельности несущественно изменились, так операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг в 2012 г. привлекло 9 237 млн. долларов США, а в 2014 г. 9 717 млн. долларов США; производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2012 г. привлекло 1 425 млн. долларов США, а в 2014 г. 1 636 млн. долларов США;

· сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство в 2012 г. привлекло 638 млн. долларов США, а в 2014 г. 610 млн. долларов США;

· рыболовство, в 2012 г. привлекло 25 млн. долларов США, а в 2014 г. 30 млн. долларов США;

· образование в 2012 г. привлекло 2 млн. долларов США, а в 2014 г. 1 млн. долларов США.

В итоге необходимо отметить, что около 50–60 % всех инвестиций, поступающих из-за рубежа, по происхождению являются российскими, хотя официально считаются иностранными. А вот почти 90 % всех иностранных инвестиций, при более тщательном рассмотрении, оказались зарубежными кредитами и займами и не направляются на модернизацию отечественной экономики и основные фонды России. Помимо этого, меньшая часть зарубежных инвестиционных ресурсов направляется в основной капитал, при этом основная часть распределяется на следующее: реализацию финансовых спекуляций, реинвестирование предыдущих кредитов и займов, расширение оборотного капитала, увеличение материально-технических запасов.

Если положение дел не изменится кардинально в ближайшее время, то вероятнее всего, наступят нижеперечисленные события: усилится долговая зависимость от внешнего капитала; рост убытков, вследствие участия в системе неравноценного внешнеэкономического обмена; интенсивное развитие офшоризации российской экономики; зависимость отечественной экономики от транснационального капитала; десуверенизация государства; радикальное расхождение интересов международных инвесторов с приоритетными задачами развития государства.

ТОП-10 самых привлекательных стран для привлечения прямых иностранных инвестиций:

1. США

2. Китай

3. Канада

4. Германия

5. Великобритания

6. Япония

7. Австралия

8. Франция

9. Индия

10. Сингапур

РОССИИ ТАМ НЕТ!

Наши рекомендации