Качества, необходимые менеджеру

Менеджеры в организациях

 
 

Менеджерв современном представлении — это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

§ организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;

§ руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;

§ руководителю по отношению к подчиненным;

§ администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.

Спецификой трудаменеджера является конечный результат его деятельности — принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.

Решение — осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.

Конечный результат деятельности менеджера в разных странах специалистами по управлению оценивается по-разному (табл.4.1).

Таблица 4.1 Особенности конечного результата деятельности в менеджменте

Менеджмент Конечный результат
Американский Уровень прибыли предприятия или социальная эффективность институциональной организации
Японский Совершенствование межличностных отношений
Европейский Формирование качества продукта
Российский Перестройка организационных структур и систем управления для организации в развивающейся рыночной экономике

Основные задачи менеджера на предприятии сводятся к управлению объектом с целью достижения целей организации (разработка организационной структуры управления объектом в соответствии с его целями):

§ обеспечение функционирования подсистемы снабжения;

§ обеспечение функционирования производственной системы;

§ обеспечение функционирования подсистемы сбыта продукции;

§ ОФ финансовой подсистемы;

§ ОФ инновационной подсистемы;

§ ОФ социальной подсистемы;

Типы менеджеров

Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера (рис. 4.2).

Качества, необходимые менеджеру - student2.ru

Рис. 4.2. Уровни управления

Менеджеры среднего уровнякоординируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают связующим звеном между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).

Менеджеры низового уровняорганизуют работу непосредственно подчиняющихся им рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.

Горизонтальное деление труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных руководителей.

Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.

Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).

Функциональные руководители- это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.

Уровень функционального руководителяопределяется иерархическим уровнем линейного руководства, работу подразделения которого он обеспечивает.

Рыночная экономика позволяет выделить в среде менеджеров фигуры:

§ предпринимателя;

§ бизнесмена;

§ коммерсанта.

Предприниматель- основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которой связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка.

Бизнесмен- субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена на решение задач, связанных с осуществлением операций обмена товаров и услуг между уже существующими рыночными структурами при использовании сложившихся в практике форм и методов свободной хозяйственной деятельности.

Коммерсант — самостоятельный экономический субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих в условиях рынка видах посреднической деятельности, удовлетворяющей потребности общества и конкретной личности.

Качества, необходимые менеджеру

Основные качества, необходимые менеджеру:

§ мировоззренческая позиция:

§ наличие выработанной управленческой концепции;

§ желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;

§ умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером;

§ деловая компетенция:

§ обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;

§ обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;

§ владеть современными методами менеджмента;

§ административный талант:

§ проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;

§ обладать опытом административной работы;

§ иметь высокий уровень культуры профессионального общения;

§ уметь осуществлять корпоративную поддержку;

§ личностные качества:

§ генетическая предрасположенность к лидерству;

§ обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;

§ критически оценивать свои достижения;

§ уметь гармонизировать межличностные отношения;

Мировоззренческая позиция- это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности.

Деловая компетенция- это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.

Административный талант —это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.

Личностные качества- это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности.

Наши рекомендации