Качества, необходимые менеджеру
Менеджеры в организациях
Менеджерв современном представлении — это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
§ организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;
§ руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;
§ руководителю по отношению к подчиненным;
§ администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.
Спецификой трудаменеджера является конечный результат его деятельности — принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.
Решение — осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.
Конечный результат деятельности менеджера в разных странах специалистами по управлению оценивается по-разному (табл.4.1).
Таблица 4.1 Особенности конечного результата деятельности в менеджменте
Менеджмент | Конечный результат |
Американский | Уровень прибыли предприятия или социальная эффективность институциональной организации |
Японский | Совершенствование межличностных отношений |
Европейский | Формирование качества продукта |
Российский | Перестройка организационных структур и систем управления для организации в развивающейся рыночной экономике |
Основные задачи менеджера на предприятии сводятся к управлению объектом с целью достижения целей организации (разработка организационной структуры управления объектом в соответствии с его целями):
§ обеспечение функционирования подсистемы снабжения;
§ обеспечение функционирования производственной системы;
§ обеспечение функционирования подсистемы сбыта продукции;
§ ОФ финансовой подсистемы;
§ ОФ инновационной подсистемы;
§ ОФ социальной подсистемы;
Типы менеджеров
Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Уровни управления
Менеджеры среднего уровнякоординируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают связующим звеном между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).
Менеджеры низового уровняорганизуют работу непосредственно подчиняющихся им рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.
Горизонтальное деление труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных руководителей.
Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.
Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).
Функциональные руководители- это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.
Уровень функционального руководителяопределяется иерархическим уровнем линейного руководства, работу подразделения которого он обеспечивает.
Рыночная экономика позволяет выделить в среде менеджеров фигуры:
§ предпринимателя;
§ бизнесмена;
§ коммерсанта.
Предприниматель- основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которой связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка.
Бизнесмен- субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена на решение задач, связанных с осуществлением операций обмена товаров и услуг между уже существующими рыночными структурами при использовании сложившихся в практике форм и методов свободной хозяйственной деятельности.
Коммерсант — самостоятельный экономический субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих в условиях рынка видах посреднической деятельности, удовлетворяющей потребности общества и конкретной личности.
Качества, необходимые менеджеру
Основные качества, необходимые менеджеру:
§ мировоззренческая позиция:
§ наличие выработанной управленческой концепции;
§ желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;
§ умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером;
§ деловая компетенция:
§ обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;
§ обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;
§ владеть современными методами менеджмента;
§ административный талант:
§ проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;
§ обладать опытом административной работы;
§ иметь высокий уровень культуры профессионального общения;
§ уметь осуществлять корпоративную поддержку;
§ личностные качества:
§ генетическая предрасположенность к лидерству;
§ обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;
§ критически оценивать свои достижения;
§ уметь гармонизировать межличностные отношения;
Мировоззренческая позиция- это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности.
Деловая компетенция- это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.
Административный талант —это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.
Личностные качества- это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности.