Диверсификация производства
Диверсификация экономической деятельности – это расширение активности крупных фирм, объединений, предприятий и целых отраслей за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами продукции. Диверсификация – в широком смысле – стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства. Данная форма организации является важнейшей составной частью современной рыночной экономики, оказывающая существенное воздействие на систему разделения труда, конкуренцию, эффективность производства. Диверсификация означает как корректировку основной деятельности фирмы, так и существенную переориентацию ее стратегии. Первое направление называется узкоспекторной диверсификацией, второе – широкоспекторной, т.е. не связанной с основным производством. Уровень диверсификации измеряется двумя показателями: идентификацией числа отраслей или номенклатуры товаров и услуг, охватываемых деятельностью фирмы, а также соотношением основного и диверсифицированного производства. Диверсификация стимулируется стремлением фирм в условиях конкуренции упрочить свое положение на рынке, своевременно реагировать на изменение рыночной конъюктуры.
К наиболее общим формам диверсификации, получившим широкое развитие в промышленности, относятся концентрическая и конгломеративная (создание общих компаний). Концетрическая диверсификация обычно осуществляется либо за счет создания технологий и производства для изготовления продукции, относящейся к профилю других отраслей, на основе внутрифирменных научных исследований и разработок или за счет приобретения технологий и производства других отраслей, необходимых для обеспечения полного цикла изготовления продукции. Конгломеративная – путем приобретения рентабельных предприятий и фирм в различных отраслях. Несмотря на то, что эти формы дополняют друг друга, реальное увеличение продукции связано лишь с концентрической диверсификацией, покупка же существующих предприятий представляет собой только перераспределение имеющихся капиталов.
Причинами, побуждающими предприятия выпускать новые продукты и выходить с ними на новые рынки, могут быть:
· стремление обеспечить себе устойчивое финансовое положение за счет выпуска более рентабельной продукции;
· проникнуть в отрасли с высокой нормой прибыли;
· уменьшение риска не получения прибыли.
Контрольные вопросы по теме №3
1. Дайте определение понятию концентрация производства.
2. Какие показатели характеризуют уровень концентрации?
3. В чем заключается эффективность концентрации?
4. Что такое специализация производства?
5. Виды специализации?
6. Дайте характеристику предметной специализации.
7. Назовите примеры подетальной специализации.
8. Какие показатели характеризуют уровень специализации?
9. В чем выражается сущность производственного кооперирования?
10. Какие показатели характеризуют уровень кооперирования?
11. Показатели эффективности производственного кооперирования?
12. Дайте определение понятию диверсификация производства.
13. Назовите показатели диверсификации.
14. Какие виды диверсификации производства вы знаете?
15. В чем выражается эффективность диверсификации?