Основные показатели статистики бюджета. Задачи статистического исследования государственных финансов могут быть сформулированы как анализ: операций государственного сектора
Задачи статистического исследования государственных финансов могут быть сформулированы как анализ:
- операций государственного сектора, его вклада в совокупный спрос, инвестиции и сбережения;
- влияния налогово-бюджетной политики на экономику, включая использование ресурсов, ситуацию в денежно-кредитной сфере и национальную задолженность;
- налогового бремени;
- тарифного протекционизма;
- системы социальной защиты;
- эффективности государственных расходов, в том числе на сокращение бедности, устойчивости и налогово-бюджетной политики, чистого долга, чистой стоимости имущества и условных требований к органам государственного управления, включая обязательства по выплате пенсий в рамках системы социального обеспечения.
Важнейшим средством государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений является государственный бюджет, который определяет пути и методы образования финансовых ресурсов для обеспечения социальной политики.
Цель статистики государственного бюджета - дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:
1) общую величину и структуру доходов и расходов государственного бюджета;
2) размер дефицита или профицита;
3) источники финансирования бюджетного дефицита;
4) размеры государственного внутреннего долга.
В ходе обобщения и анализа статистических данных подготавливается соответствующая статистическая информация.
Основными показателями статистики государственного бюджета являются:
- доходы;
- расходы;
- официальные трансферты;
- чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений);
- дефицит (превышение расходов над доходами);
- профицит (превышение доходов над расходами).
Доходы - это безвозвратные платежи, поступающие в государственный бюджет для осуществления социально-экономической деятельности государства. Доходы могут быть текущие (налоговые и неналоговые поступления) и капитальные.
Одним из видов доходов могут быть официальные трансферты, под которыми понимаются безвозмездные, невозвратные, единовременные поступления (помимо каких-либо обязательств) на добровольной основе в виде субвенций и дарений, а также в виде репараций от каких-либо организаций (в том числе международных) и учреждений (в том числе частных). Официальные трансферты включаются иногда в категорию «доходы», чтобы дефицит сокращался, а не финансировался.
Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяют с категорией «расходы» как фактор, влияющий на бюджетный дефицит.
Дефицит государственного бюджета ДФ исчисляется как сумма доходов Д и полученных трансфертов Т за вычетом суммы расходов Р и чистого кредитования Кч:
(16.1)
Объем финансирования дефицита зависит от разницы величины заимствований и погашенного долга, а также от величины уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. По мере накопления бюджетного дефицита не только образуется, но и возрастает государственный долг (неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств государственных структур).
Итог эффективной деятельности государства, как правило, выражается в профиците. Тем не менее нормальным явлением считается величина бюджетного дефицита, не превышающая 3% к ВВП. Очень важно, за счет каких источников покрывается бюджетный дефицит. Если в первой половине 90-х годов преимущественным источником был неинфляционный внешний (иностранные заимствования и операции с ценными бумагами), то во второй половине 90-х годов государство покрывало бюджетный дефицит за счет внутреннего и внешнего источников в равных долях.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Существуют критерии классификации расходов бюджета по:
- их влиянию на процесс расширенного производства (расходы текущие и капитальные);
направлению их использования (например, расходы на финансирование экономики, науки, здравоохранения, обороны); - ведомственному признаку, с помощью которого можно контролировать изменения в структуре расходов, связанные с происходящими в стране реформами системы управления;
- целевому признаку – расходы классифицируются по конкретным видам и направлениям затрат, и осуществляется анализ эффективности их использования;
- территориальному признаку, с помощью которого осуществляется сравнительный анализ развития отдельных регионов и областей страны, их потенциала и мер, которые необходимо принять с целью оптимального выравнивания социально-экономических характеристик и синхронного развития всех регионов.
В настоящее время бюджетная политика Российского государства основывается на системе международных бюджетных классификаций, что позволило не только упорядочить статистическую информацию о государственном бюджете, но и осуществлять бюджетную деятельность государства в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда.
Международная система показателей государственного бюджета включает четыре основных раздела.
Раздел 1. Классификация доходов и полученных официальных трансфертов А. Общие доходы и полученные официальные трансферты (Б+Ж) Б. Общие доходы (В+Е) В. Текущие доходы (Г+Д) Г. Налоговые поступления Д. Неналоговые поступления Е. Доходы от операций с капиталом Ж. Полученные официальные трансферты Раздел 2. Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения А. Общие расходы и кредитование минус погашение (Б+Д) Б. Общие расходы (В+Г) В. Текущие расходы (расходы на товары и услуги, выплаты процентов, субсидии и другие текущие трансфертные платежи) Г. Капитальные расходы (приобретение основного капитала, приобретение товаров для создания запасов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты) Д. Кредитование минус погашение ( внутреннее кредитование, внешнее кредитование). Раздел 3. Классификация операций финансирования бюджетного дефицита А. Общее финансирование (Б+В) Б. Внутреннее финансирование: для страны-кредитора (от других частей сектора государственного управления, от органов денежно-кредитного регулирования, от депозитных банков, прочее внутреннее финансирование); для страны, имеющей долговые обязательства (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации, долгосрочные ссуды, краткосрочные ссуды, прочие обязательства) В. Внешнее финансирование: для страны-кредитора (от международных организаций экономического развития; от зарубежных учреждений управления; прочее внешнее заимствование); для страны, имеющей долговые обязательства (долгосрочные и краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные и краткосрочные ссуды и авансы, прочие обязательства) Раздел 4. Классификация государственного долга А. Общая сумма долга (Б+В) Б. Внутренний долг В. Внешний долг |
Каждый раздел классификаций имеет некоторые ключевые статьи.
В первом доходном разделе особо выделяются налоговые поступления, от собираемости которых во многом зависит наполняемость бюджета.
Во втором расходном разделе важное место занимают государственные расходы на регулирование и обеспечение высокой эффективности хозяйственной деятельности.
В третьем разделе важное место занимают источники получения финансовых средств для покрытия дефицита.
В четвертом разделе статистика исследует общую сумму обязательств сектора государственного управления. Данные о долге отражают сумму обязательств, не уменьшенную на величину их требований к другим секторам экономики. Здесь же отражаются бессрочные обязательства, по которым выплачиваются только проценты.
Бюджет любого уровня состоит из доходов и расходов. В настоящее время в составе доходов бюджета выделяют:
1) налоговые поступления: налог на прибыль организаций, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, НДС, платежи за пользование природными ресурсами, налог на добычу полезных ископаемых и др.;
2) неналоговые поступления: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, дивиденды по акциям, находящимся в собственности РФ и др.