Предисловие
Данный курс лекций разработан на основе действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ГОСВПО-2006 и содержит обязательный минимум образовательной программы подготовки специалиста таможенного дела по специальности 080115 «Таможенное дело», который приведен в Приложении 1.
Данный курс лекций состоит из двух частей, поскольку объектами изучения таможенной статистики являются:
1) внешняя торговля РФ, рассматриваемая в 1-й части;
2) деятельность таможенных органов РФ, относящаяся к специальной таможенной статистике, рассматриваемая во 2-й части.
Данный курс лекций подготовлен с учетом того, что его читатели знакомы с курсом общей теории статистики – другим важным разделом статистической науки, в котором сформулированы общие методы и принципы определения количественных характеристик массовых явлений и процессов, в частности, методы исчисления средних величин, индексов, показателей анализа вариационного ряда и т. д. Эти методы широко используются в таможенной статистике и в той или иной мере будут еще раз рассмотрены в данном курсе лекций.
Автор не претендуют на окончательность предложенного варианта данного курса лекций и с благодарностью примет замечания и предложения для дальнейшего его совершенствования, так как надеется, что оно окажется полезным не только студентам, но и преподавателям, а также специалистам таможенного дела.
Предлагаемый курс лекций призван упорядочить и облегчить процесс изучения дисциплины «Таможенная статистика» в условиях минимального бюджета учебного времени. Оно содержит краткий курс лекций по всем обязательным темам, методические указания по практическому применению теоретического материала, контрольные вопросы и задания для организации текущей проверки полученных студентами знаний, а также темы курсовых работ.
Варианты заданий для контрольной и курсовой работы выбираются по последней цифре в зачетной книжке студента или слушателя:
Последняя цифра зачетки | | | | | | и т.д. |
Номер варианта контрольной работы | | | | | | и т.д. |
Номер темы курсовой работы | 10, 20, 30, 40 | 1, 11, 21, 31 | 2, 12, 22, 32 | 3, 13, 23, 33 | 4, 14, 24, 34 | и т.д. |
Часть 1. Таможенная статистика внешней торговли
Тема 1. Роль и место таможенной статистики
В научный обиход термин «статистика»[1] ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.
В настоящее время данный термин употребляется в 4 значениях:
1) наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием – учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведений;
2) совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемых в сборниках, справочниках, периодической печати и в сети Интернет, которые являются результатом статистической работы;
3) отрасль практической деятельности («статистический учет») по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни[2];
4) некий параметр ряда случайных величин, получаемый по определенному алгоритму из результатов наблюдений, например, статистические критерии (критические статистики), применяющиеся при проверке различных гипотез (предположительных утверждений) относительно природы или значений отдельных показателей исследуемых данных, особенностей их распределения и пр.[3]
Как научное направление таможенная статистика характеризуется предметом, объектом, целью, задачами и методами исследования. Таможенная статистика имеет общие для всех статистических дисциплин предмет и методы.
Предметом таможенной статистики являются массовые явления (статистические совокупности), а также числовое выражение проявляющихся в них закономерностей, а в основе ее методов лежит закон больших чисел, что позволяет использовать в анализе данных таможенной статистики инструментарий теории статистики, а для оценки надежности статистических оценок и выводов – аппарат математической статистики.
В самостоятельную дисциплину таможенная статистика, как и другие отраслевые статистические дисциплины, выделяется благодаря обособленным объекту исследования, цели и задачам.
Объектом изучения таможенной статистики являются внешняя торговля РФ и деятельность таможенных органов.
Цель таможенной статистики – обеспечение руководства Федеральной таможенной службы (ФТС), органов законодательной и исполнительной власти информацией о состоянии и развитии внешней торговли Российской Федерации (РФ) и о деятельности таможенных органов. Соответственно определены 2 раздела таможенной статистики: таможенная статистика внешней торговли и специальная таможенная статистика (см. рис. 1).
Таможенная статистика внешней торговли |
Специальная таможенная статистика |
Статистические величины и их наблюдение |
Статистика декларирования |
Система показателей и признаков |
Статистика таможенных платежей |
Статистика валютного контроля |
Статистика таможенных правонарушений |
Статистика перемещения транспортных средств и физических лиц |
Другие виды специальной таможенной статистики |
Особенности стоимостного учета товаров |
Рис. 1. Разделы и подразделы таможенной статистики
Ведение и организация таможенной статистики являются одной из функций таможенных органов. Правовой основой ведения таможенной статистики является Таможенный кодекс (ТК) [1], новая редакция которого введена в действие с 1 января 2004 года. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.
Задачами таможенной статистики внешней торговли являются:
– содействие развитию внешнеэкономической деятельности (ВЭД), расширению внешнеторговых связей, разработке внешнеторговой политики РФ;
– анализ размеров, динамики, тенденций и структуры внешней торговли;
– обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте РФ;
– информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти РФ данными таможенной статистики внешней торговли для принятия ими решений в области таможенной политики РФ и государственного регулирования внешней торговли РФ;
– представление данных таможенной статистики внешней торговли международным организациям в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ;
– представление данных таможенной статистики внешней торговли в целях контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, разработки платежного баланса РФ;
– расчет различного рода индексных показателей (например, индексов цен и физического объема внешней торговли и т. д.);
– подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса РФ;
– обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли между РФ и ее внешнеторговыми партнерами;
– представление данных таможенной статистики внешней торговли РФ для анализа эффективности мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
– решение иных задач, обусловленных таможенной политикой РФ.
В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Непосредственное руководство осуществляется Федеральной таможенной службой (ФТС) России, являющейся центральным органом федеральной исполнительной власти. Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий создаются специальные таможенные органы, которые составляют единую систему, представленную на рисунках 2 и 3.
Сибирское таможенное управление (СТУ) Таможен - 18 Таможенных постов - 80 Пунктов пропуска - 51 |
Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) Таможен - 16 Таможенных постов - 56 Пунктов пропуска - 55 |
Уральское таможенное управление (УТУ) Таможен - 10 Таможенных постов - 59 Пунктов пропуска - 21 |
Приволжское таможенное управление (ПТУ) Таможен - 17 Таможенных постов - 78 Пунктов пропуска - 29 |
Южное таможенное управление (ЮТУ) Таможен - 20 Таможенных постов - 85 Пунктов пропуска - 63 |
Таможни, непосредственно подчиненные ФТС России (ЦЭТ) Таможен - 7 Таможенных постов - 27 Пунктов пропуска - 6 |
Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) Таможен - 22 Таможенных постов - 131 Пунктов пропуска - 75 |
Центральное таможенное управление (ЦТУ) Таможен - 26 Таможенных постов - 193 Пунктов пропуска - 31 |
Рис. 2. Схема размещения территориальных таможенных органов(по состоянию на 01.01.2007) ) |
Штатная численность кадрового состава таможенных органов (включая подведомственные учреждения) Сотрудники 19 088 единиц Государственные служащие 40 139 единиц Работники бюджетной сферы 9 291 единиц ВСЕГО: 68 518 единиц |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА |
Таможни, непосредственно подчиненные ФТС России |
•Домодедовская таможня •Внуковская таможня •Шереметьевская таможня •Центральная энергетическая таможня •Центральная акцизная таможня •Центральная таможня (Кинологический центр ФТС России) •Центральная базовая таможня |
Территориальные таможенные управления |
•Центральное •Северо-Западное •Южное •Сибирское •Приволжское •Дальневосточное •Уральское |
Специализированные таможенные управления |
•Региональное оперативно-поисковое управление •Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры •Региональное таможенное управление организации силового обеспечения •Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление |
Региональные таможенные управления (РТУ) |
Российская таможенная академия (РТА) |
Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России |
Представительства ФТС России за рубежом |
Государственные унитарные предприятия |
•Центральный клинический госпиталь •Центральная поликлиника •Санаторий «Победа» •Пансионат «Белое солнце» |
•Белоруссия •Украина •Казахстан •Киргизия •Финляндия •Германия •Бельгия |
•ФГУП «РОСТЭК» •ФГУП «Санаторий «Электроника» •ГПЭП «Астэп» •ФГУП «Волга-терминал» |
Таможенные посты, подчиненные таможням |
Таможенные посты, подчиненные РТУ |
•Владивостокский •Ростовский •Санкт-Петербургский |
Рис. 3. Структура таможенных органов Российской Федерации и организаций ФТС России(по состоянию на 01.01.2007) |