Тема 7. Прогнозная схема территориально-пространственного развития РК
Цель: Ознакомить студентов с основными положениями прогнозной схемы, ее структурой, целями и задачами.
Вопросы: 1. Обоснование необходимости разработки схемы. 2. Ее цели и задачи. 3. Структура прогнозной схемы. 4. Особенности ее реализации.
В современных условиях пространства и месторасположение рассматривается как важный фактор социально-экономического развития.
Рост городов и агломераций, повышение мобильности населения, развитие торговли и услуг, служившие в последние два десятилетия катализаторами прогресса в развитых странах, в настоящее время выступают в качестве движущих сил и для развивающихся стран.
Это актуально и для Казахстана, где экономическая плотность регионов отличается высокой степенью дифференциации, что характеризует неравномерность экономического развития страны в территориальном разрезе.
Мировой опыт успешного развития ряда стран показывает, что это происходит в условиях территориальной концентрации производства, капитала и человеческих ресурсов в высокоурбанизированных зонах.
В этой связи для Казахстана крайне актуальна задача стимулирования концентрации экономических и трудовых ресурсов в экономически перспективных районах и благоприятных для жизнедеятельности природно-климатических зонах, создания условий для роста экономической активности субъектов рынка и формирования единого внутреннего экономического пространства, гармонично интегрированного с мировой экономикой.
Поэтому возникла необходимость разработки документа по долгосрочному территориально-пространственному развитию страны, предпосылками для которой стали следующие факторы:
1. Почти половина экономического потенциала (47,2%) страны сосредоточена в четырех регионах (городах Алматы и Астана, Атырауской и Карагандинской областях). На долю четырех аграрных регионов (Жамбылской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Кызылординской) приходится 11,3% ВВП.
2. Сохраняется разрыв в социально-экономическом развитии регионов. Самый низкий среднедушевой ВРП в размере до 70% от среднереспубликанского уровня за рассматриваемый период сохраняется Жамбылской, Южно-Казахстанской, Алматинской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областях, то есть на 27% территории республики, где проживает 40% населения страны. Это в основном регионы с сельскохозяйственной специализацией.
3. Потенциал регионов в настоящее время определяется главным образом развитием промышленности и сельского хозяйства, сектор услуг за исключением городов Алматы и Астана не играет еще заметной роли. Вместе с тем, с учетом трудоизбыточности аграрного сектора в ближайшие годы в нем будет происходить дальнейшее сокращение рабочих мест. В этой связи потенциалом создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения обладает индустриальный сектор и сектор услуг.
4. Наибольшее количество предприятий сконцентрировано в энергообеспеченной Северной зоне – 45%. В менее энергообеспеченной Западной энергетической зоне сконцентрировано 30% предприятий. В наиболее энергодефицитной Южной энергетической зоне сконцентрировано 25% промышленности.
5. В целом наблюдается низкая инновационная активность в большинстве регионов страны. Среди регионов наибольшие объемы инновационной продукции и услуг производят Павлодарская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская области и город Алматы. Данные четыре региона производят почти 80% инновационной продукции страны. Таким образом, инновации наиболее распространены в индустриально-развитых странах. При этом инновационная деятельность характерна в основном крупным предприятиям страны.
Как показывает мировая практика, территориальные различия естественны и объективны. Формируя условия межрегиональной конкуренции, территориальные различия способствуют повышению эффективности размещения производства, оптимизируют структуру расселения и рынков труда.
Решение вышеназванных проблем предполагалось решать в рамках Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года, принятой Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года №118.
Основными направлениями Прогнозной схемы являлось увязка текущих и долгосрочных, макроэкономических, отраслевых и региональных аспектов развития, координация действий бизнеса, отраслевых и территориальных государственных органов и других организаций.
Долгосрочная направленность и комплексный характер Прогнозной схемы позволяют использовать ее для выявления имеющихся резервов и возможностей, формирования на этой базе перспективных направлений развития экономики, дополняющих или развивающих уже реализуемые направления развития.
Целью Схемы было решение социально-экономических проблем регионов на перспективу. Задачами Схемы определены:
1. Выявление системных проблем и факторов, ограничивающих социально-экономическое развитие регионов, и выработка эффективного механизма действий местных исполнительных органов для их устранения.
2. Финансовая поддержка регионов для повышения их конкурентоспособности и рациональной пространственной организации экономического потенциала и расселения населения.
При этом реализация Схемы должна осуществляться в два этапа.
Первый этап (2011-2012 годы) являлся пилотным, в течение которого предусматривалось провести перспективный анализ социально-экономического развития регионов с выявлением имеющихся резервов и неиспользованных возможностей. На данном этапе также был выработан механизм конкретных действий акимов областей, городов Астаны и Алматы по перспективному развитию регионов.
На втором этапе (2013-2020 годы) будет осуществляться полномасштабная реализация Схемы, в рамках которой будут отбираться в установленном порядке и реализовываться бюджетные инвестиционные проекты, направленные на развитие регионов. На втором этапе также предусматривается координация реализуемых в интересах территорий государственных, отраслевых программ, стратегических планов национальных компаний.
Структура Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны содержит следующие разделы:
1) анализ и оценка экономического потенциала территорий;
2) направления территориально-пространственного развития;
3) прогнозные параметры развития страны;
4) схемы перспективного развития регионов.
Раздел «Анализ и оценка экономического потенциала территорий» должен содержать анализ ресурсного потенциала регионов страны, вопросы обеспеченности производственной и социальной инфраструктурой, классификацию и анализ регионов по экономической специализации, системе расселения и характеру рыночных связей, особенности территориального развития страны, анализ экологического развития регионов.
Раздел «Направления территориально-пространственного развития» состоит из целей, задач и основных подходов территориально-пространственного развития страны, стратегических направлений развития макрорегионов.
Раздел «Прогнозные параметры развития страны» включает основные прогнозные показатели развития страны и регионов на предстоящий десятилетний период.
Раздел «Схемы перспективного развития регионов» содержит схемы перспективной экономической специализации регионов, перспективного расселения, перспективного развития производственной и социальной инфраструктуры.