Соотнесите определения и названия (укажите стрелкой)

Практическая работа № 1

Тема: Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Цель - ознакомить студентов с основными понятиями, определениями опасных и вредных факторов, существующих вокруг человека.

Вопросы: 1. Факторы, негативно действующие на живой организм.

2. Опасные ситуации

3. Классификация опасных ситуаций

4. Национальная безопасность

1. Дайте определения следующим понятиям (сокращенный вариант):

а) опасность______________

б) вредность______________

в) опасная ситуация_______

г) экстремальная ситуация _________________________________________________________________

д) чрезвычайная ситуация____

е)безопасность___________

ж) безопасность жизнедеятельности __________________________________________________________

2. Приведите по два примера:

а) опасной ситуации а) __________

б) ________

б) экстремальной ситуации а) ____

б) _________________________________________________________________

в) чрезвычайной ситуации а)_____

б) ____

г) вредного фактора а) _________

б) _________

3. Напишите пять основных законов РФ, обеспечивающих безопасность населения:

а) __________________________

б) ___________________________

в) ___________________________

г) ____________________________

д) ___________________________

Заполните схему.

Опасные и чрезвычайные ситуации

по происхождению

 

по масштабу

 

по принадлежности

 

5. Закончите фразу:Ситуация, при которой в значительной степени нарушается нормальное функционирование отдельного человека или небольшой группы людей называется ______________________.

6: Установите соответствие ситуаций и ее вида.

ситуации

а) Юные туристы заблудились и остались без продуктов.

б)В результате разрыва трубопровода в районе п. Улу-Теляк произошла железнодорожная катастрофа.

в) В небе над Германией потерпел катастрофу самолет авиакомпании «Бал».

г) Из-за поломки двигателя автобус не вышел на рейс

д) Во время грозы человек спрятался поддеревом

е) Ребята играли на проезжей части дороги

ж) На спуске у автомобиля отказали тормоза

з) На тропинке стояла огромная собака

и) Ученик постоянно чихал и кашлял

виды

1. экстремальная ситуация

2. опасная ситуация

3. чрезвычайная ситуация

4. обычная ситуация

5. вредный фактор

6. опасный фактор

7. конфликтная ситуация

8, человеческий фактор

9.трагическая ситуация

Ответ:

1__________________2___________________3___________________ 4___________________

5__________________6___________________7_______________8_______________9_______________

7. Соотнесите явления, оказывающие неблагоприятные действия, к основным группам опасностей:

Природные Техногенные Социально-криминальные Экологические Биологические Военные

Явления

1) снег, дождь

2) авиакатастрофы

3) ураганы, шторм

4) выброс хлора

5) землетрясения

6) торфяные пожары

7) покушение на губернатора

8) национальный конфликт

9) выброс радиации

10) катастрофическое затопление

11) засоление почвы

12) смерч

13) загрязнение водоемов химическими веществами

14) птичий грипп

15)суицид

8. Назовите 6 отраслей народного хозяйства РБ, где возможны опасные и чрезвычайные ситуации:

1. __________________________

2. __________________________

3. __________________________

4. __________________________

5. __________________________

6. __________________________

9. Перечислите 5 факторов, негативно влияющих на сферу экономики и 4 фактора на социальную сферу России:

Негативные факторы
 
    на сферу экономики      
       
           
             
                     
         
                             
                         
    на социальную сферу      
       
           
             
                     
         
                             

10. Дайте характеристику географическому положению и демографической ситуации РБ:

Географическо -демографическое положение РБ  
 
 
общая площадь   Народонаселение   Климат   отрасли народного хозяйства 1. __________ 2. __________ 3. __________ 4. __________
             

11. Назовите 10 предприятий г.Уфы, Салавата, Стерлитамака, где возможны возникновения опасностей экстремального и чрезвычайного характера:

1. ________________________________________

2. ________________________________________

3. ________________________________________

4. ________________________________________

5. ________________________________________

6. ________________________________________

7. ________________________________________

8. ________________________________________

9. ________________________________________

10. ________________________________________

Практическая работа № 2.

Тема: Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них.

Цель - выявление основных опасностей природного происхождения и выработать меры предосторожности от них.

Вопросы: 1. Опасные природные явления

2. Причины возникновения стихийных бедствий

3. Шкалы измерения силы землетрясения и ветра

4.Правила поведения человека при возникновении опасных ситуаций природного характера

1. Закончите фразу:

а) Опасные природные явления – это … _______________________________________________________

______________________________

б) Стихийными бедствиями называются … _______________________________________________________

___________________________

в) Колебание и смещение земной поверхности называется… _________________________________________

_________________________

г) В РБ возможны следующие стихийные бедствия:

1. ___________________________________________

2. ___________________________________________

3. ___________________________________________

4. ___________________________________________

5. ___________________________________________

6. ___________________________________________

2. Приведите два примера опасных природных явлений и три примера ЧС природного характера(ответы впишите в соответствующие клетки):

Опасные природные явления ЧС природного характера
                 

3.Классификация стихийных бедствий:

К каким группам стихийных бедствий относятся следующие опасные природные явления: снег, смерч, гололед, терроризм, подтопление, лава, выброс хлора, сход сели, зажор, распространение наркотиков, торфяные пожары, циклон, радиация, карстовые провалы, сейсмические волны, цунами, муссоны, взрыв на шахте, гололед, половодье, засуха, град, молния, низовой пожар.

Ответ должен быть в виде таблицы:

о.я. Группы стихийных бедствий
 

4. Перечислите основные причины возникновения землетрясений:

Причины:

1. ____________________

2. ____________________

3. ____________________

4. ________________и т.д.

5. Допишите предложения:

а) Точка возникновения подземного толчка называется ________________________________________

б) Сейсмические волны распространяются со скоростью _______________________________________

в) Сейсмическая энергия эпицентра измеряется по шкале _______________________________________

г) Единицей измерения мощности землетрясения является _______________________________________

6. С какой силой произошло землетрясение, если:

1) обрушились перегородки внутри здания __________________________________________________

2) наблюдался подъем уровня воды _________________________________________________________

3) появились трещины на поверхности земли ________________________________________________

4) произошел сход сели, _________________________________________________________________

5) изменился рельеф местности____________________________________________________________

7. Решите ситуационную задачу:

а) Подземный толчок произошел на глубине 78км. За сколько времени сейсмические волны достигнут эпицентра?

Путь решения: ____________

Ответ:__________ ________

б) Жители сейсмоопасных районов могут предполагать о скорейшем начале землетрясений по следующим признакам:

1. _________________________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________________________________

4. _________________________________________________________________________________________

5. __________________________________________________________________________________________

6. __________________________________________________________________________________________

8. Перечислите страны, входящие в средиземноазиатские __________________________________________

______________________________________________________________________________________________

и тихоокеанский сейсмоопасный пояса Планеты ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Заполните таблицу

Правила поведения человека при землетрясениях
При внезапном начале подземных толчков При заблаговременном оповещении или определений по местным признакам
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Соотнесите определения и названия (укажите стрелкой)

Определения:

а) район пониженного атмосферного давления; 2)

б) полное затишье; 4)

в) единица измерения энергии землетрясения; 1)

г) вихревое движение воздуха; 3)

д) резкий подъем уровня воды в любое время года; 6)

е) бурный поток грязи, песка и камней; 7)

и) ветер со скоростью более 150км/ч; 8)

к) морские волны разрушительной силы; 9)

Названия:

1) магнитуда;

2) циклон;

3) смерч;

4) штиль;

5) цунами;

6) паводок;

7) сель;

8) ураган;

9) шторм;

11. Определите наиболее безопасные места в здании при 5-6 бальных землетрясениях:

а) углы комнат;

б) балкон;

в) ванная комната;

г) подвал;

д) лифт;

е) дверные проемы;

ж) шкаф;

з) под столом.

12. Решите ситуационные задачи:

а) Студенты во время занятий неожиданно почувствовали небольшую вибрацию пола. Через некоторое время колебания повторились, посыпалась штукатурка, оконное стекло.

Распишите последовательность действий студентов:

1) __________________________________

2) ___________________________________

3) ___________________________________

4) ___________________________________

5) ___________________________________

6) _________________________________

б) Жители п. Горно-Алтайск Барнаульской области наблюдали странные явления, которые могли быть предвестниками скорейшего землетрясений. Что они наблюдали? (Обведите буквы правильных ответов)

а) вой собак; д) падение листьев;

б) резкое похолодание; е) отлив моря от берега;

в) бегство из дома мангустов; ж) появление кучевых облаков;

г) появление запаха сероводорода; з) проливной дождь.

13. Закончите фразу:

а) Движение расплавленной массы пород, горячих газов, паров воды, поднимающихся из недр земли по каналам и трещинам, называется _______________________________________________________________

б) Основные признаки этого опасного явления:

1. _______________________________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________________________

3. _________________________________________________________________________________и т.д.

в) Оно может сопровождаться следующими опасными явлениями:

1. ______________________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________________________ и.т.д.

г) В районе данного опасного явления необходимо соблюдать следующие правила:

1. ______________________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________________

3. ______________________________________________________________________________________

4. __________________________________________________________________________________и.т.д.

14. Закончите фразу:

Чем отличается сель от оползня:

1. ______________________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________________

3. ______________________________________________________________________________________

15. Закончите фразу:

а) Затопление местности в любое время года называется ____________________________________________

б) Прорыв плотины водохранилища может привести к___________________________________________

в) Зажор – это _________________________________________________________________________________

г) Затор - это__________________________________________________________________________________

д) Чем отличается затор от зажора: _______________________________________________________________

16. Разрушительным и факторами сели являются:

а) ________________________________________________________________________________________

б) _______________________________________________________________________________________

в) _______________________________________________________________________________________

г) _______________________________________________________________________________________

д) _______________________________________________________________________________________

17. Назовите три крупные реки Сибири и водохранилища, три реки и водохранилища в Республике Башкортостан, способные привести к большим затоплениям местности:

а) Реки Сибири: ____________________________________________________________________________

б) Водохранилища в РБ: ________________________________________________________________________

в) Реки РБ: ________________________________________________________________________________

18. Напишите напротив названия ветров их словесную характеристику:

а) бриз____________________________________________________________________________________

б) фен____________________________________________________________________________________

в) норд-ост____________________________________________________________________________________

г) суховей____________________________________________________________________________________

д) муссон____________________________________________________________________________________

е) циклон____________________________________________________________________________________

и) антициклон______________________________________________________________________________

к) смерч____________________________________________________________________________________

19. Перечислите 6 правил поведения населения при штормовом предупреждении и приближении сильных ветров:

1. ___________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________________

6. ______________________________________________________________________________ и т.д.

20. Соотнесите явления и причины их возникновения (укажите стрелкой):

Причины   Явления

а) перестроение пластов земли

б) нагонные ветры

в) прорыв плотины и т.д.

г) изменение давления воздуха в разных районах, земли

д) не потушенный костер в лесу

е) разность давления и температуры на верхних и нижних слоях воздуха

и) резкое потепление в горах

1) лесные пожары

2) буря

3) катастрофические затопления

4) паводок

5) землетрясения

6) сход сели

7) град

21. Закончите фразу:

а) Причиной возникновения снегопадов является __________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

б) Сильные снегопады и метели могут привести ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

22. Назовите меры обеспечения безопасности человека при снежных бурях, сильных метелях:

1. ___________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________________.

23. Решите ситуационную задачу:

а) Группа студентов во время прогулки на лыжах сбилась с пути и заблудилась. Вдруг стало темно, пошел сильный снегопад, и началась пурга. Какие меры они должны предпринять для обеспечения своей безопасности?

1. ______________________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________________

3. ______________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________________и т.д.

б)Молния, а не гром может поразить человека. Удар грома был услышан через 8 секунд после того, как сверкнула молния. Определите, на каком расстоянии произошел разряд? Опасна ли молния?

Путь решения: ________________________________________________________________________________

Ответ: ___________________________________________________________________________________

в) Руководитель группы юных туристов почувствовал запах дыма и услышал треск горевших деревьев. Какие меры безопасности он должен соблюдать для вывода детей из зоны сильного верхового пожара?

1. ______________________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________________

3. ______________________________________________________________________________________

4. ______________________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________________и.т.д.

24. Назовите три способа тушения низового лесного пожара. Какой из способов является более приемлемым и доступным? (Обведите)

1. ___________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________________.

25. Заполните таблицу причин возникновения лесных пожаров:

Группы
Эндогенные Экзогенные
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.

26. Соотнесите действия и явления: (укажите стрелкой)

Явления

а) землетрясение;

б) наводнение;

в) смерч;

г) снежные бури;

д) лесные пожары;

Действия

а) выйти на большую поляну;

б) занять возвышенные места;

в) встать в дверные и оконные проемы;

г) закрыть окна и двери;

д) сделать укрытие и там переждать непогоду

27. Выберите правильные ответы: (обведите)

1) Какие из опасных природных явлении относятся к геологическим?

а - засуха;

б - ураган;

в - сель;

г - обвалы;

д - извержение вулкана;

е - землетрясение;

ж - торфяные пожары;

з - верховой пожар;

и - смерч.

Какие из стихийных бедствий относятся к метеорологическим? (обведите)

а - магнитная буря;

б - сход лавины;

в - половодье;

г - смерч;

д - ураган;

е - катастрофическое затопление;

Практическая работа № 3.

Наши рекомендации