Конкуренция на рынке потребительских товаров
Конкуренция – форма соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция обуславливается суверенным правом каждого субъекта деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это приводит к столкновению между ними, к достижению целей за счет ущемления интересов противника. Конкуренция представляет собой форму столкновения субъектов рынка потребительских товаров в процессе реализации их экономических интересов. Развитие конкуренции создает своеобразный механизм рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты, внедряются технические новшества.
Конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей.
Процесс конкуренции представляется как система векторов, образуемых действием указанных процессов (рис. 7 ).
Вектор удовлетворения потребности А определяется потребительной стоимостью товара, а вектор соперничества Б – числом производителей товаров-аналогов (услугодателей) и характеристикой конкурентной среды. Векторы А и Б дают совокупный вектор – вектор конкурентоспособности.
Kl, K2, КЗ – вектор конкуренции К1< К2 < КЗ;
А1 ,А2, АЗ – вектор удовлетворения потребности А1< А2 < АЗ;
Б1, Б2, БЗ – вектор соперничества Б1 < Б2 < БЗ.
Рис. 7. Конкуренция как результирующий вектор
Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности – одно вытекает из другого. Естественно, что категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.
В соответствии с поведением участников (субъектов) рыночных отношений конкуренция проявляется по следующим направлениям: «товаропроизводитель-товаропроизводитель», «покупатель-покупатель», «покупатель-товаропроизводитель».
Имея в виду конкуренцию по указанным направлениям, следует отметить, что именно конкуренция между производителями за покупателя имеет наиболее содержательный характер.
Предметом конкуренции является товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.
Объектом конкуренции является потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Конкуренция на рынке имеет свои функции:
• выявление или установление рыночной стоимости товара;
• выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
• регулирование перелива средств между отраслями и производствами.
На рынке потребительских товаров конкуренция рыночных структур ведется за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях.
Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.
Положительные черты конкуренции проявляются в том, что она:
- заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности, ведущие к росту эффективности;
- требует совершенствовать технику и технологии в сфере производства и обращения товара;
- стимулирует повышение качества товара и приведение его в соответствие с потребительскими ожиданиями;
- требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
- ориентирует производителей на ассортимент товаров повышенного спроса и его обновление;
- вводит новые формы управления рыночными процессами и субъектами.
В то же время при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, а «жертвы» банкротств и безработицы весьма многочисленны.
В зависимости от рыночной ситуации конкуренция выступает как соперничество продавцов или соперничество покупателей.
За редким исключением рыночная экономика характеризуется конкуренцией продавцов (производителей). Экономическая теория выделяется по степени развития конкуренции четыре модели рынка.
Чистая (совершенная) конкуренция – тип немонополизированного рынка, где продавцы и покупатели свободно совершают акты купли-продажи. Конкуренция на данном рынке характеризуется следующими условиями:
1) количество действующих субъектов (как продавцов, так и
покупателей) настолько велико, что ни один из них и ни одна
группа из них не имеет возможности существенно повлиять
на рыночные процессы, прежде всего на цены;
2) товар, реализуемый на рынке всеми продавцами, однороден,
а оказываемые услуги идентичны;
3) информация о состоянии рынка общедоступна, т.е. все продавцы и покупатели в равной степени располагают сведениями о ценах, товарах, спросе, предложении и ни у кого не имеется в этой сфере каких-либо преимуществ;
4) рынок является свободным, покупатели и продавцы не встречают каких-либо препятствий для входа и выхода на нем.
Указанные условия действительно обеспечивают равноправное положение для всех участников рынка. В силу большого количества продавцов и вытекающей отсюда ограниченности масштабов продаж каждого из них ни один не способен существенно влиять на рыночный процесс и диктовать свои условия. Продавец и стоящий за ним производитель товара могут усилить свои позиции на потребительском рынке данного типа лишь путем уменьшения затрат на производство товаров или повышения их качества, что равносильно продаже другого товара, переводу его в иной вид.
Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможность снизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже каждой единицы товара. Это приводит к увеличению объема продаж и получаемой прибыли до тех пор, пока другие субъекты данного рынка также не снизят цены (при условии однородности товара). Таким образом, благодаря чистой конкуренции на рынке достигается одновременный выигрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), приобретающего товар по более низким ценам. В результате действия механизма конкуренции в этом варианте на высокоразвитом рынке объективно происходит перераспределение общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающего.
Поскольку идеальный рынок только теоретическая абстракция, на практике возможно лишь определенное приближение к нему. Примером такого приближения является рынок сельхозпродуктов потребительского назначения.
Поскольку в реальной рыночной экономике любой рынок в той или иной степени монополизирован, то существенную роль на потребительском рынке играет монополистическая конкуренция.
Данный тип конкурентного рынка представляет рыночную структуру, в которой сравнительно большое число продавцов (несколько десятков фирм), предлагающих потребителям схожную, но не идентичную продукцию. Дифференциация продаваемого продукта на данном рынке является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции.
На рынке монополистической конкуренции в значительной степени соблюдается принцип разнообразия товаров, произведенными разными субъектами. Если эти товары способны к взаимозаменяемости и удовлетворению одних и тех же потребностей, то рыночная конкуренция возникает и при ограниченном количестве продавцов (производителей) и как бы переходит из сферы соперничества рыночных субъектов, в сферу соперничества рыночных товаров и услуг. Каждый субъект на рынке монополистической конкуренции чувствует себя относительно независимо, не опасаясь серьезного противодействия со стороны других. При этом рычагом конкуренции становятся не только цены, но и в той же степени качество товара и другие факторы, способны привлечь потребителя.
На рынках данного конкурентного типа разными товарами потребитель считает не только товары, отличающиеся по виду и назначению, но и качеством, известностью, степенью рекламирования, организацией торговли, способами привлечения потребителей. В рынок потребительских товаров входят множество товарных рынков данного конкурентного вида. Примером могут быть рынки напитков, аудио-видео техники, парфюмерии и т.п.
В современной рыночной экономике наиболее типичным признан конкурентный рынок олигополия (от греческих слов - «немногие» и «продаю»). Такой рынок обычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный отличительный признак олигополии – немногочисленность, ограниченность господствующих на рынке продавцов (производителей, хозяйствующих субъектов). Четкого количественного критерия олигополии не выработано, но обычно на таких рынках число действующих предприятий, реализующих потребительские товары, колеблется от 3 до 10.
На данном конкурентном рынке решения об определении цен и объемов производства являются взаимосвязанными. Каждый товаропроизводитель испытывает на себе влияние от решений, принимаемых его конкурентами и должен учитывать их в собственном поведении в данной сфере. Продукт, реализуемый на данном рынке, может быть как однородным, так и дифференцированным.
Частным случаем олигополии является дуполия, при которой количество товаропроизводителей сокращается до двух. Ее распространение в России практически не встречается.
Даже если на олигополистическом рынке имеется субъект занимающий, весомое положение, т.к. на его долю приходится значительная часть продаж, то другая часть, приходящаяся на других олигополистов, делает его влияние на рынок ограниченным и вынуждает учитывать интересы конкурентов. Взаимосвязь рыночных решений исключает ценовой или иной диктат или существенно его ограничивает. Это делает подобный рынок привлекательным, пользующемся популярностью в странах с развитой рыночной экономикой.
На рынках товаров потребительского назначения олигополия не имеет широкого распространения, что обусловлено как чрезвычайно широким диапазоном требований к товарам со стороны потребителей так и весьма разнообразными вариантами организации производства потребительской продукции. Примером таких рынков является рынок автомобилей индивидуального пользования и бензина. В сфере представления торговых услуг данный тип конкурентного рынка развивается вместе с развитием торговых сетей.
Абсолютная или чистая монополия представляет рынок целиком монополизированный одним продавцом. Он характеризуется следующими признаками:
1) продажу товара осуществляет единственный продавец;
2) товар является уникальным в том смысле, что не имеет близких заменителей в сфере удовлетворения потребности;
3) продавец торгует только своим товаром.
Рынок подобного типа подобно рынку Чистой конкуренции практически не встречается и является лишь теоретическим понятием. На рынке потребительских товаров такой вариант конкуренции не возможен по определению.
Т а б л и ц а
Характерные признаки конкурентных рынков
потребительского назначения
Признаки | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия | |||
Число фирм | Множество мелких фирм | Много фирм | Несколько крупных фирм | Одна крупнейшая фирма | |||
Тип продукта | Одинаковый | Дифференцированный | Одинаковый или дифференцированный | Уникальный | |||
Условия вступления на рынок | Очень легкие | Сравнительно легкие | Существенные препятствия | Очень трудные | |||
Контроль над ценами | Отсутствует | Ограничен возможностью замены товара | Приоритет ценового лидера | Полный контроль | |||
Окончание табл. . | |||||||
Признаки | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия | |||
Примеры | Рынок сельскохозяйственной продукции, хлеба, ценных бумаг | Розничная торговля, сеть ресторанов, сфера банковских услуг, рынки напитков, телетехники, парфюмерии | Производства автомобилей, электробытовых приборов и отраслевые рынки этих товаров | Телефонная связь, компании водоснабжения, электрические и газовые предприятия | |||
Характерные признаки разных типов конкурентных рынков наглядно выделены в табл. Каждый тип конкурентного рынка может представлять и другие виды конкуренции субъектов потребительского рынка:
Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если субъект является производителем поистине уникального товара.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром.
Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.
Исходя из вышесказанного следует, что конкуренция – обязательный процесс на потребительском рынке. Свободный, конкурентный рынок – это борьба за товар, за покупателя, за место на рынке, а конкуренция –мощный рычаг регулирования стоимости, качества, цены товаров и услуг, и индикатор проверки хозяйствующих субъектов на способность эффективного существования и взаимодействия в рыночном пространстве.
Контрольные вопросы.
1. В чем сущность и объективная необходимость рынка?
2. Какое место занимает рынок потребительских товаров в общей структуре национального рынка?
3. Какие функции выполняет рынок потребительских товаров?
4. Что составляет рыночный механизм?
5. Как взаимодействуют субъекты рынка потребительских товаров?
6. Что представляет собой механизм ценообразования? Как цены обеспечивают взаимодействие потребительского спроса и товарного предложения?
7. Чем отличаются различные модели конкурентных рынков и рыночное поведение экономических субъектов на них?
8. Какова роль конкуренции на рынке потребительских товаров? Какие виды конкуренции имеют наибольшее распространение?
Глава 2