Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции федеральных законов от 28.10.2002 № 129-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 04.12.2006 № 206-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЭ, от 30.10.2007 № 241-ФЗ) функционирует единая Российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РС'/С), которая располагает органами управления, силами и средствами, для того чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Основные цели и задачи РСЧС и МЧС России. Основная цель создания РСЧС — объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений в деле предупреждения и ликвидации ЧС. Основными задачами РСЧС являются:
■ разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
■ осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения о условиях ЧС;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
■ сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
подготовка населения к действиям в условиях ЧС;
■ организация своевременного оповещения и информирования
населения о ЧС в местах массового пребывания людей;
■ прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
■ осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
ликвидация ЧС;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
■ реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
■ международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Руководство всей системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России),
Основными задачами МЧС России являются:
■ выработка и реализация государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
■ организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
■ осуществление управления в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках РСЧС;
■ осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий ЧС и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
■ осуществление деятельности по организации и ведению ГО, экстренному реагированию при ЧС, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
Территория РФ разделена на девять регионов, в главных городах которых созданы региональные центры (РЦ) РСЧС: в Москве, Санкт- Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите, Хабаровске.
Режимы функционирования, силы и средства РСЧС. РСЧС функционирует в трех режимах:
1) режим повседневной деятельности — функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке;
2) режим повышенной готовности—функционирование системы при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны;
3) чрезвычайный режим — функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство РФ, МЧС России или соответствующие комиссии по ЧС.
Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на две группы:
1) силы и средства наблюдения и контроля;
2) силы и средства ликвидации последствий ЧС. Силы и средства наблюдения и контроля включают:
■ подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, атомных электростанций (АЭС), газовыми и электрическими сетями и др.);
■ контрольно-инспекционную службу;
■ службы и учреждения ведомств, осуществляющие наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
■ ветеринарную службу;
■ сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
■ лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
■ службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МПС, МВД невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России. Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС (рис. 22). Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный центральный аэромо-
Рис. 22. Спасательные работы |
бильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы не только на территории России, но и за ее пределами. При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффективно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщения РФ имеет восстановительные и пожарные поезда. Личный состав Министерства внутренних дел РФ в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности.
Права, обязанности и ответственность граждан России в условиях ЧС. Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан в ходе участия в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и в работах по ликвидации последствий ЧС.
Граждане России имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, населенном пункте;
при необходимости на использование средств коллективной и индивидуальной защиты, другого имущества органов исполнительной власти республик, краев, областей, органов местного самоуправления и организаций, предназначенного для защиты людей в ЧС;
на получение информации о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население на той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки; личное обращение, а также направление в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС; участие (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации ЧС;
возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий; медицинское обслуживание, компенсацию и льгот ы за проживание и работу в зонах ЧС; на государственное социальное страхование, получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации ЧС;
пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС.
Каждый россиянин обязан:
активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС России;
соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС; выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, соблюдать требования экологической безопасности, нарушения которых могут привести к экстремальным ситуациям;
■ изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;
■ знать сигналы оповещения и порядок действия по ним;
■ четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
■ при первой возможности оказывать содействие в проведении спасательных и других неотложных работ.
Кроме общих обязанностей и требований на каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть разработаны свои правила поведения и порядок действий как для всего персонала, так и для каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай ЧС. Это могут быть: правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и технологических систем; меры безопасности при проведении аварийных, спасательных и других неотложных работ в коммунально-энергетических сетях и на сооружениях; особенности действий в зонах заражения вредными, ядовитыми и радиоактивными веществами; специфика выполнения задач по ликвидации ЧС в ночное время и в непогоду.
С появлением упомянутого федерального закона должно в корне измениться отношение всех органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы к проблемам обеспечения защиты населения и территорий от ЧС.
Требование этого федерального закона — это то, что подлежит обязательному исполнению. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации (предприятия, учреждения, учебные заведения), в свою очередь, — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации,
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какова основная цель создания РСЧС?
2. Перечислите основные задачи РСЧС.
3. На какой орган возложено руководство всей системой РСЧС, какие задачи он решает?
4. Дайте характеристику режимам функционирования РСЧС.
5. Какие службы входят в силы и средства РСЧС?
К |
6. Каковы права и обязанности граждан России в условиях ЧС?