Государственное регулирование заработной платы в России
Под регулированием заработной платы понимается процесс внесения посредством нормативных актов, принимаемых на соответствующих уровнях управления трудовыми отношениями между работодателем и работниками, изменений в уровнях, динамике, условиях и организации заработной платы, которые обеспечивают выполнение заработной платой своих экономических функций в принятой обществом модели жизнеустройства и способствуют развитию трудовых отношений и экономики в целом. Регулирование заработной платы осуществляется во всех моделях общественного жизнеустройства, основанных на наемном труде. В Российской Федерации заработную плату получают свыше 60 млн. работников наемного труда.
Объективная необходимость регулирования заработной платы предопределяется следующими основными обстоятельствами:
- изменением объема жизненных средств (предметов потребления и услуг) и их стоимостного (денежного) содержания, направляемых на оплату труда наемных работников, вызванного изменением результатов экономической деятельности;
- необходимостью перераспределения средств, направляемых в обществе на оплату труда, в пользу тех или иных групп работающих;
- приведением денежного выражения заработной платы в соответствие с ее реальной покупательной способностью, в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
- формированием более эффективного механизма связи заработной платы работников с фактическими результатами труда (промежуточными и конечными, личными и коллективными);
- необходимостью устранения недостатков, вызванных неполным отражением в условиях оплаты ее экономического содержания.
Регулирование заработной платы непосредственно осуществляется соответствующими органами и представляющими их лицами, в компетенцию которых входит принятие нормативных актов по вопросам заработной платы.
В соответствии с природой (сущностью) экономических (и, соответственно, трудовых) отношений в тех или иных моделях общественного жизнеустройства, основанных на наемном труде, различаются два типа регулирования заработной платы:
- централизованное (государственное);
- децентрализованное (многосубъектное).
Централизованное (государственное) регулирование заработной платы применялось в планово-регулируемых моделях экономики в СССР и некоторых других социалистических странах, основанных на монополии государственной собственности на средства производства.
Децентрализованное (многосубъектное) регулирование заработной платы с разной степенью ее либерализации применяется в странах с ограниченным влиянием государства на экономическую жизнь, с преобладанием в экономике негосударственных субъектов принятия решений.
В чистом виде ни один способ регулирования заработной платы в экономической действительности еще не существует
Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг.
Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать методы регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потребления населения.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.
Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая ситуация характерна для российской экономики периода рыночных реформ. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов и потребления, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности.
Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике, разделяют на прямые административные и косвенные экономические меры.
Среди прямых (административных) методов государственного регулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды.
Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределение и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать (именно это предусмотрено законодательством) на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления (городском, районном), низового производственного трудового коллектива.
Основным инструментом социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов и заработной платы, служит Федеральный закон «О прожиточном минимуме», принятый в октябре 1997 г. Опираясь на его положения, необходимо увязывать и постепенно сближать с минимальной стоимостью жизни минимальную оплату труда, минимальную трудовую пенсию, а также более эффективно осуществлять социальные выплаты тем семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
1.3 Законодательное установление минимума заработной платы
Принципиально важным и, как свидетельствует мировой опыт, действенным методом государственного регулирования доходов и заработной платы является законодательное установление размера минимальной заработной платы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике.
Возможен и подход, используемый в развитых странах с рыночной экономикой, - установление минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы. В США, например, минимум заработной платы на общегосударственном уровне устанавливается в размере 40-50% от средней заработной платы.
Если нет возможности сразу установить научно обоснованное соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, то необходимо двигаться в этом направлении, повысив минимальную заработную плату хотя бы в 1,5-2 раза. Этот шаг, осуществленный с использованием генерального и отраслевых тарифных соглашений при участии всех социальных партнеров, позволит через изменения в системе налогообложения заработной платы свести на нет теневой сектор рынка труда.
1.4 Индексация доходов и начисленной заработной платы
Чрезвычайно острой проблемой регулирования уровня доходов и заработной платы является создание эффективного механизма их индексации, т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан, позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг.
Индексация доходов населения - одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых и иных доходов.
Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы и других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, улучшения количественных и качественных результатов труда, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.
К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.