Основы анализа спроса и предложения
Состояние рыночной экономики, уровень и механизм ее развития описывается с помощью таких понятий, как спрос и предложение, способы их координации и приспособления друг к другу.
Спрос характеризуется шкалой, которая раскрывает готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт по каждой из предложенных на рынке цен, На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы,.
Зависимость объема спроса от цен фиксируется законом спроса и представлена кривой с отрицательным наклоном. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами. Во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей. Во-вторых, снижение цен расширяет покупательную способность потребителей. В-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц продукта, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его' в другие точки постоянной кривой спроса.
На спрос влияют и неценовые факторы: предпочтения и вкусы потребителей, размеры рынка, доход («эффект дохода»), цены на сопряженные товары (субституты и дополняющие), потребительские ожидания. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе и выражается смещением кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Предложение также характеризуется с помощью шкалы. В ней представлены разные количества продукта, которые производитель желает произвести и продать по каждой цене из данного ряда цен в конкретный временной период.
Зависимость объема предложения от цен фиксируется законом предложения и описывается кривой с положительным наклоном.
Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства, Изменение цен приводит к изменению величины предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной комбинации «цена — объем предложения» к другой.
Действие неценовых факторов приводит к изменению в предложении, что выражается в смещении кривой предложения вправо (если оно растет) и влево (если оно сокращается). К неценовым факторам, оказывающим влияние на предложение, относятся: цены на производственные ресурсы, изменения в технологии производства, государственная политика в области налогообложения и субсидирования, структура рынка.
Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляются на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, прикоторой величины спроса и предложения сбалансированы. Равновесной цене присуща уравновешивающая функция.
Как правило, в рыночной экономике действуют либо факторы спроса, либо предложения. Однако возможны и более сложные ситуации, в которых они действуют одновременно.
Если их влияние на спрос и предложение противоположно, то изменение равновесного, объема продукции зависит от относительных параметров изменения спроса и предложения. Если факторы, действующие на стороне спроса и предложения, изменяют их в одном направлени, то равновесное количество продукции изменяется на величину большую, чем под влиянием каждой группы факторов, взятой в отдельности. В том случае, когда изменение спроса и предложения нейтрализуют друг друга, равновесная цена остается неизменной.
Совершенно очевидно, что общественный механизм координации спроса и предложения действует и на товарном рынке, и на рынке ресурсов. Сбои в этом механизме порождают излишки или дефициты, которые снижают эффективность рыночной экономики.
Учебные цели
1. Определить понятия «рыночный спрос» и «рыночное предложение».
2. Выявить основные факторы, влияющие на спрос и предложение.
3. Понять графическое изображение функции спроса и функции предложения.
4. Объяснить, почему и как изменяется рыночное равновесие.