Глава 1 Теоретическое исследование естественных монополий
Оглавление
Введение..............................................................................................................3
Глава 1 Теоретическое исследование естественных монополий…..…..9
1.1 Понятие и сущность естественных монополий………………………….9
1.2 Организация и методы государственного регулирования естественных монополий в Российской Федерации………………………………………..20
1.3 Развитие законодательства о естественных монополиях в России………………………………………………………………………….29
Глава 2 Специфика государственного регулирования естественных монополий в Республике Бурятия………………………………………...41
2.1 Бурятское УФАС России как государственный орган осуществляющий антимонопольное регулирование в регионе………………….......................45
2.2 Анализ деятельности Управления по соблюдению антимонопольного законодательства субъектами естественных монополий…………………..51
2.3 Предложения по совершенствованию государственного регулирования естественных монополий в Республике Бурятия…………………………...67
Заключение…………………………………………………………………..32
Библиографическая литература .................................................................68
Приложение 1 …………………………………………………………….....75
Введение
Актуальность.Особую роль в экономической системе играют естественные монополии, так как данная экономическая структура занимается реализацией социально-значимых товаров и услуг. Исходя из определения о естественной монополии становится ясным, что спрос на реализуемые товары и услуги является неэластичным, т.е. они не могут быть заменены частично или полностью другими товарами и услугами. Как правило, это сферы электроэнергии, водоснабжения, водоотведения и др. Поэтому естественные монополии требуют особого внимания от государства, от эффективной и рациональной политики, проводимой государством будет зависеть вся экономика в целом, благосостояние всего общества.
Естественные монополии занимаются реализацией общественно-значимых товаров и услуг, любая деятельность данного субъекта впоследствии будет отражаться на экономике страны, на общественном благосостоянии, насколько эффективно используются ресурсы, насколько социально-справедливо устанавливаются цены, насколько качественны предоставляемые товары и услуги, на данный факт в том числе, немаловажную роль играют инновации, которые должны внедрятся в экономику. Последнему вопросу, как инновационная экономика, должно уделяется огромное внимание, на сегодняшнем этапе для экономики России это становится приоритетным, чтобы достичь стабильного экономического роста, путем перехода от сырьевой экономики к экономике производящей качественные товары и услуги.
Именно поэтому регулирование со стороны государства имеет важную роль, государство должно осуществляться свою политику таким образом, чтобы была достигнута социальная справедливость при умеренных ценах с одной стороны, и с другой стороны, чтобы субъект естественной монополии имел прибыль, которая покрывала бы его издержки и он получил доход, и при этом стимулировать научно-технический прогресс и инновации со стороны хозяйствующих субъектов.
Антимонопольное регулирование в России формируется, начиная с 90-х годов, это связано с тем, что ранее присутствовала командно-административная система, которая не предусматривала наличие какой либо конкуренции, с переходом к рыночной системе, появлением конкуренции появилась необходимость в регулировании данных сфер, появлении административно-правовой базы.
С появлением рыночной экономики появилась необходимость в регулировании данной системы. Особенность монополий в РФ является то, что они не появились сами по себе, ввиду экономических или технических причин, а явились результатом государственной политики, направленной на формирование больших организованных структур, которые впоследствии достались в наследство от командно-административной системы, большинство из них нуждаются на сегодняшний день не только в реформировании, но и в качественном обновлении, модернизации всей инфраструктуры, по статистике в целом по России изношенность основных фондов в электроэнергетике составляет 60-70 % , в ЖКХ – 59-60 %[1], в Республике Бурятия изношенность основных фондов по полному кругу организаций составляет 46 %. [2]
Поэтому основным вопросом для государства является модернизация национальной экономики развитие инфраструктурного сектора. Инфраструктурный сектор - представляет собой сектор естественных монополий и включает в себя: передачу электроэнергии, транспортировку газа по трубопроводам, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение т.д.
Согласно, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года[3], государство поставило перед собой задачу - создать инновационную экономику, которая возможна в первую очередь при модернизации инфраструктурного сектора для создания всех условий для инновационного развития экономики России, развития регионов страны.
Так же немаловажным вопросом остается демонополизация естественных монополий, а так же не допущении усиления роли действующих монополий, однако так же стоит вопрос о том, в каких сферах и отраслях может быть произведена демонополизация, а в каких нет, как показывает опыт стран зарубежных стран, не всегда и не во всех сферах необходима демонополизация.
Во многом Россия может опираться, при государственном регулировании естественных монополий, на опыт антимонопольного регулирования США, которая имеет опыт более 200 лет и которая впервые осуществила антимонопольное регулирование, об этом свидетельствует первый антитрестовский закон Шермана 1890 г., американское антимонопольное регулирование характеризуется как жесткая, которая направлена на устранение монополии как таковой, антимонопольное регулирование в Европе более мягче и направлено не на предотвращение монополии, а на эффективное управление уже существующих.
Цели и задачи. Цель дипломной работы изучить сущностную характеристику методов государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в Республике Бурятия, осуществить анализ и выработать предложения по совершенствованию государственного регулирования в регионе. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность понятия и видов естественных монополий;
- выявить необходимость государственного регулирования естественных монополий;
- определить модели деятельности естественных монополий при ценовом регулировании;
- изучить основные методы регулирования естественных монополий в России
- раскрыть неценовые методы регулирования естественных монополий;
- исследовать историю становления и перспективы развития законодательства о естественных монополиях в России.
- проанализировать деятельность государственного регулирования естественных монополий в России, а так же провести анализ деятельности государственных органов осуществляющих антимонопольное регулирование в регионе;
Объектом исследования являются естественные монополии.
Предметом исследования являются естественные монополии в Республике Бурятия, их функционирование, регулирование со стороны государства, анализ деятельности органов осуществляющих антимонопольное регулирование.
Степень разработанности проблемы. Причины возникновения и развития естественной монополии рассматриваются в работах признанных классиков экономической науки К. Маркса, JI. Вальраса, А. Маршалла, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина, Ф. Рамсея, М. Фридмена. В работах указанных экономистов изначально большое внимание уделялось проблемам монополизма как такового и специфике естественно-монопольного эффекта. Ими были выявлены негативные последствия монопольной власти, и обоснована необходимость государственного вмешательства в деятельность монополий.
В отечественной литературе можно выделить два направления исследования естественных монополий: теоретическое и практическое. В рамках теоретического направления, представленного работами С. Авдашевой, Н. Белоусовой, Е. Васильевой, В. Гальперина, С. Игнатьева, Е. Корольковой, В. Лившица, B. Моргунова, Н. Розановой и др., проанализированы достижения западной экономической науки в области теории естественных монополий и их регулирования, обоснованы теоретические основы реформирования отраслей с естественно-монопольным ядром в условиях России.
Другая, значительно большая группа работ отечественных ученых касается разработки общих направлений регулирования естественных монополий (работы Л. Бабешко, А. Бутыркина, О. Коломийченко, Н. Кремера, А. Никифорова, В. Студенцова, Г. Фомина и В. Цапелика), а также проблем конкретных отраслей, которые отнесены авторами к естественным монополиям. Общая направленность данных работ тесно связана с особой ролью естественных монополий в экономике России.
Информационной базой для дипломной работы послужили такие источники как различные учебники и учебные пособия по микроэкономическому анализу, государственному регулированию, организации отраслевых рынков, опубликованные данные и рабочие материалы интернет-ресурсов, характеризующие особенности государственного регулирования естественных монополий в Российской Федерации, в регионе, а так же рассматривающий практический опыт зарубежных стран в данном вопросе.
Методология исследования. Методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования. В качестве методов исследования применялись системный и комплексные подходы. В работе использовались общие и частные методы исследования, в том числе исторический, историко-юридический, системно-правовой (правовые системы России и зарубежных стран), статистический, изучении явления в динамике, сравнительный, где сравнивается антимонопольное регулирование России и других стран.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти в целях повышения эффективности государственного регулирования естественных монополий в регионе, при выявлении основных проблем разработать рекомендации по улучшению антимонопольного законодательства и эффективному управлению естественных монополий в регионе.
Структура. Данная работа состоит из двух частей, шести параграфов. Первая часть является теоретической – раскрывает основные понятия и сущность естественных монополий, а так же их специфику в Российской Федерации. Вторая часть - практическая, включает в себя анализ деятельности государственных органов региона, основные проблемы и предложения по совершенствованию государственного регулирования, пути решения существующих проблем в Республике Бурятия.
Глава 1 Теоретическое исследование естественных монополий