Тема 1. предмет и задачи статистики
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»
Кафедра Экономики
Максимов Г.Т.
Электронный учебно-методический комплекс
По дисциплине
СТАТИСТИКА
Для студентов специальностей
I-26 02 03 Маркетинг
I-27 01 01-11 Экономика и организация производства
(радиоэлектроника и информационные услуги)
I-40 01 02-02 Информационные системы и технологии (в экономике)
Минск 2006
УДК 330
ББК 65
Автор – составитель: Максимов Г.Т.
Статистика: Электронный учебно-методический комплекс для специальностей I -26 02 03 Маркетинг, I-27 01 01-11 Экономика и организация производства (радиоэлектроника и информационные услуги), I-40 01 02-02 Информационные системы и технологии (в экономике)/Сост. Г.Т. Максимов. – Мн.: БГУИР, 2006. – с.
Комплекс включает четыре раздела. В первом разделе содержится программа курса «Статистика», соответствующая требованиям государственного образовательного стандарта. Во второй части представлен краткий конспект лекционного курса «Статистика». В третьем разделе содержатся планы и перечень практических занятий, типовой расчет. Четвертый раздел включает тесты.
УДК 330
ББК 65
© Г.Т. Максимов, составление, 2006
© БГУИР, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ
1.1. Роль и значение статистики в обществе. Основные этапы развития статистической науки. Связь дисциплины «Общая теория статистики" с другими дисциплинами.
1.2. Предмет статистики.
1.3. Общие понятия о статистической методологии (о методе статистики).
1.4. Система учёта и статистики, задачи статистики.
1.5. Организация статистики в Республике Беларусь.
1.6. Отчетность предприятий и ее виды.
1.7. Специальные статистические наблюдения и их виды.
Контрольные вопросы по теме 1.
ТЕМА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
2.1. Сущность статистического наблюдения и его задачи.
2.2. Формы организации статистического наблюдения.
2.3. Виды статистического наблюдения.
2.4. Программа статического наблюдения.
2.5. Способы учета фактов в статистических наблюдениях.
2.6. Ошибки статистического наблюдения. Меры по обеспечению надежности статистической информации.
2.7. Пути совершенствования статистического наблюдения.
Контрольные вопросы по теме 2.
ТЕМА 3. ГРУППИРОВКА И СВОДКА ДАННЫХ НАБЛЮДЕНИЯ
3.1. Сущность классификации и группировки, их задачи.
3.2. Виды группировок и их назначение.
3.3. Понятие, виды и принципы выбора группировочных признаков.
3.4. Образование групп и определение интервалов группировок. Система статистических показателей.
3.5. Содержание и значение сводки.
3.6. Программа статистической сводки и ее основных элементов.
3.7. Организация и техника сводки. Территориальный и отраслевой разряды сводки статистических материалов.
3.8. Принципы современной организации обработки статистических данных.
Контрольные вопросы по теме 3.
ТЕМА 4. АНАЛИЗ СТАТИЧЕСКИХ ДАННЫХ И ПРОБЛЕМА ИЗМЕРЕНИЯ СВЯЗИ
4.1. Сущность и основные принципы анализа статической информации.
4.2. Содержание основных этапов анализа статических данных.
4.3. Содержание и виды статических расчётов.
4.4 Основные приёмы (методы) анализа статических данных.
4.5. Задачи измерения связи в статистике. Основные виды связей между явлениями (признаками).
Контрольные вопросы по теме 4.
ТЕМА 5. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
5.1. Общие понятия о статистических таблицах.
5.2. Виды статистических таблиц.
5.3. Основные правила составления и анализа статистических таблиц.
Контрольные вопросы по теме 5.
ТЕМА 6. РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
6.1. Понятие и виды статистических рядов.
6.2. Графический метод изучения рядов распределения.
6.3. Понятие о закономерностях статического распределения. Теоретические кривые распределения.
6.4. Свойства основных кривых распределения.
Контрольные вопросы по теме 6.
ТЕМА 7. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ
7.1. Значение и виды статистических показателей. Проблема совершенствования системы статистических показателей.
7.2. Абсолютные статистические величины.
7.3. Относительные величины.
7.4. Отношения между разноимёнными показателями.
Контрольные вопросы по теме 7.
ТЕМА 8. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ
8.1. Сущность и значение средних величин в статистике.
8.2. Виды средних.
8.3. Средняя арифметическая, ее свойства и техника исчисления.
8.4. Средняя гармоническая.
8.5. Структурные средние величины (мода и медиана).
8.6. Показатели вариации.
8.7. Техника исчисления простых показателей вариации.
8.8. Основные показатели вариации. Свойства дисперсии, методы ее расчета.
8.9. Сложение дисперсий изучаемого признака.
8.10. Упрощенные способы вычисления средней арифметической и среднего квадратического отклонения.
8.11. Основные правила применения средних в статистике.
Контрольные вопросы по теме 8.
ТЕМА 9. РЯДЫ ДИНАМИКИ
9.1. Понятия рядов динамики и их виды.
9.2. Обеспечение сопоставимости в рядах динамики.
9.3. Основные характеристики рядов динамики.
9.4. Средние показатели в рядах динамики.
9.5. Изучение основной тенденции развития (тренда).
9.6. Выявление и изучение сезонных колебаний.
9.7. Совместный анализ нескольких рядов динамики.
Контрольные вопросы по теме 9.
ТЕМА 10. ИНДЕКСЫ
10.1 Общее понятие об индексах. Классификация индексов.
10.2. Индивидуальные индексы.
10.3. Агрегатная форма общего индекса.
10.4. Преобразование агрегатного индекса в индексы средних.
10.5. Индексы переменного и фиксированного состава.
10.6. Другие виды индексов.
10.7. Система взаимосвязанных индексов.
Контрольные вопросы по теме 10.
ТЕМА 11. ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СТАТИСТИКЕ
11.1. Понятие о статических графиках. Основные элементы графика.
11.2. Виды статистических графиков. Графики сравнения.
11.3. Наглядное изображение структуры и структурных сдвигов.
11.4. Контроль выполнения плана с помощью графиков.
Контрольные вопросы по теме 11.
ТЕМА 12. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
12.1. Выборочное статистическое наблюдение и его виды.
12.2. Ошибка выборки.
12.3. Обоснование численности выборки.
12.4. Способы распространения характеристик выборки на генеральную совокупность.
12.5.Способы отбора единиц из генеральной совокупности.
12.6. Малая выборка.
Контрольные вопросы по теме 12.
ТЕМА 13. КОРРЕЛЯЦИОННАЯ СВЯЗЬ И ЕЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
13.1. Предпосылки изучения корреляционной связи.
13.2. Статистические методы выявления корреляционной связи.
13.3. Статистическое измерение тесноты корреляционной связи. Показатели меры тесноты корреляционной связи.
13.4. Корреляция рангов.
13.5 Множественная и частная корреляция.
13.6. Статистические исследования формы корреляционной связи. Линия регрессии и уравнение регрессии.
13.7. Статистическое исследование зависимости между качественными признаками.
13.8. Изучение корреляционной зависимости между рядами динамики.
Контрольные вопросы по теме 13.
ТЕМА 14. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ
14.1. Сущность и задачи статистической проверки гипотез.
14.2. Критерий как инструмент проверки статистической гипотезы. Выбор типа критической области.
14.3. Проверка гипотезы о принадлежности выделяющих единиц исследуемой генеральной совокупности.
14.4. Понятие о критерии согласия (проверка гипотезы о соответствии эмпирического распределения нормальному).
14.5. Проверка гипотезы о величине средней арифметической и доли.
14.6. Понятие о критерии для измерения связи.
Контрольные вопросы по теме 14.
ВВЕДЕНИЕ
«Статистика» - одна из основных дисциплин в системе экономического образования. Современные задачи предпринимательства в любой области экономики невозможно решать, не располагая достоверными статистическими данными и не используя статистические методы обработки этих данных. несмотря на разнообразие сфер применения статистики, имеются общие методы статистической работы, которыми нужно руководствоваться всегда и везде. Именно с такими правилами сбора, обработки и анализа статистических данных знакомит дисциплина «Статистика».
Данный учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» разработан с учетом типовой программы и накопленного опыта изучения этой дисциплины в БГУИР.
Комплекс стоит из ряда взаимоувязанных частей: 1) рабочие программы для всех форм обучения (дневной, заочной и дистанционной); 2) конспекта лекций по всем темам. К каждой теме даются контрольные вопросы, что позволяет закрепить изученную тему; 3) наборы задач и методические указания для практических занятий; 4) тесты для проверки знаний по всем темам; 5) контрольные задания и методические указания для студентов заочной и дистанционной форм обучения.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ
1.1. Роль и значение статистики в обществе. Основные этапы развития статистической науки. Связь дисциплины «Статистика" с другими дисциплинами.
1.2. Предмет статистики.
1.3. Общие понятия о статистической методологии (о методе статистики).
1.4. Система учёта и статистики, задачи статистики.
1.5. Организация статистики в Республике Беларусь.
1.6. Отчетность предприятий и ее виды.
1.7. Специальные статистические наблюдения и их виды.
Контрольные вопросы по теме 1.
1.1. Роль и значение статистики в обществе. Основные этапы
развития статистической науки. Связь дисциплины
«Статистика" с другими дисциплинами
Статистика, как любая другая наука, возникла из практических потребностей людей. Еще в древнем мире необходимость сбора налогов, несения военной службы и для других общественных целей возникла потребность учета населения, его размещения, рода занятий.
В средние века с развитием феодализма учет распространился на имущество, земельные угодья и т.д. В крупных хозяйствах организуется даже внутрихозяйственный учет.
Все эти и другие формы учета и анализа носили чисто практический характер. Однако нередко проводились эпизодически, на примитивном уровне.
Возникновение и развитие капитализма потребовало обширной и достоверной информации о состоянии производства, источниках сырья, рынках труда и сбыта продукции и т.п.
Развитие внутренней и международной торговли расширили разнообразие информации, включая информацию об иностранных государствах. Начиная с XVI в. в Италии, Голландии и др. странах составляются и издаются сборники о разных странах: о политическом устройстве, населении, промышленности, сельском хозяйстве, торговле, путях сообщения. Накапливается опыт в сборе, систематизации и обработке первичных статистических материалов. Появляется потребность в их анализе для выявления закономерностей общественного развития.
Однако рассматривая разнообразные случаи накопления и обобщения сведений в прошлые столетия необходимо помнить, что смысловое содержание статистической работы тоже изменялось. Так, например, в современной статистике рассматриваются только сведения, имеющие количественные выражения. К статистике не относят сведения о том, является ли данное государство монархией или республикой, какой язык в ней принят в качестве государственного и т.п. Но к статистике относятся количественные данные о численности жителей, пользующихся тем или иным языком в качестве разговорного.
Общей чертой сведений, составляющих статистику, служит то, что они всегда относятся не к одному единичному (индивидуальному) явлению, а охватывают связанными характеристиками целую группу таких событий (элементов). Исчезновение одного из элементов этой группы (как говорят, совокупности) не уничтожает ее как таковую. Так, население города остается как таковым и после того, как один житель его умер или переехал в другую местность.
Вместе с тем качественно отличное от других явление будет учитываться статистикой и в том случае, если представлено одним элементом. Например, автостроение как отрасль экономики было объектом статистики и тогда, когда оно было в бывшем СССР представлено единственным заводом АМО (теперешний АО ЗИЛ): в отрасли могли появляться и появлялись в последствии другие заводы.
В настоящее время термин "статистика" имеет несколько взаимосвязанных значений. Во-первых, статистикой называют совокупность фактов о той или иной стране (от латинского "статус" - государство). Например: "Народное хозяйство РБ или РФ в ... г", "Основные показатели работы народного хозяйства Республики Беларусь за ...". Во-вторых, статистика понимается в широком смысле как наука, изучающая все массовые явления, к какой бы области они не относились. В-третьих, статистикой называют сам процесс сбора многочисленных (массовых) и разнообразных данных, их обработку и анализ, а людей, которые этим занимаются, называют статистиками. В-четвертых, термин "статистика" понимается в узком смысле как некоторый параметр (результат), полученный из наблюдений в какой-либо области явлений.
В нашей дисциплине под статистикой будем понимать самостоятельную науку, изучающую массовые явления любой области (природы).
Зарождение статистики как науки принято относить ко второй половине XVII в.
Впервые в трудах представителей так называемой "школы политических арифметиков" У. Петти (1623-1687) и Д. Грацита (1610-1674) была сделана попытка опыта обоснования закономерностей общественной жизни путем обобщения и анализа статистических данных.
В XVIII столетии статистика развивалась как наука о "государствоведении", которое получило особое распространение в Германии.
При этом учитывались любые заслуживающие внимания сведения об отдельных государствах и их экономической мощи. Форма изложения сведений все еще была преимущественно словесно-текстовая. (Достоверных числовых данных было тогда еще очень мало). Первое употребление термина "статистика"(1749) приписывается немецкому профессору политических наук Г. Ахенваллю.
Особо плодотворное развитие статистической науки приходится на XIX столетие.
Текстовое описание постепенно вытесняется числовым, обосновывается идея статистической закономерности. Тем самым статистика приобретает важное значение в научном познании окружающего мира. Если до середины XIX в. господствовало признание статистики, как самостоятельной общественной науки, то к концу XIX в. общепризнанным становится точка зрения, что методы статистики приемлемы и в других отраслях знаний.
Среди ученых, чей вклад в статистическую теорию является весьма значительным,
следует в первую очередь назвать бельгийского статистика А. Кетле (1796-1874).
Заметный вклад в статистическую науку сделали видные русские статистики Д.П. Журавский(1810-1856), Ю.Э. Янсон (1835-1893), А.А. Чупров (1842-1908) и др.
ХХ столетие выделяется разработкой методов математической статистики и внедрением их в практику научной работы в разнообразных отраслях познания. Распространились взгляды на статистику, как на "универсальную" науку, изучающую одинаково как явления общественной жизни, так и явления природы.
Здесь необходимо иметь в виду следующее. Явления природы отличаются более строгой повторяемостью и в отношении их возможны точные методы познания. Явления общественной жизни характеризуются неповторимостью от случая к случаю в одинаковом виде и поэтому к ним требуются особые и менее точные статистические методы изучения.
Поэтому на специальном совещании по статистике с 1954 г. в СССР была определена статистика как самостоятельная общественная наука и указано, что некоторые ее методы полезны и при изучении явлений другой природы.
В настоящее время статистика практически во всех странах достигла больших успехов в сборе, обработке, анализе и публикации массовых материалов. Сборники о народном хозяйстве РБ или Пятилетние цензовые статистические публикации США дают материалы о состоянии и развитии экономики страны по очень широкой программе.
Созданы и функционируют статистические учреждения и общества, которые ведут большие статистические работы, проводятся национальные и международные конференции, симпозиумы, научные собрания по проблемам статистики, издаются научные журналы и статистическая литература.
С учетом особенностей развития той или иной страны в них получают преимущественное развитие отдельные направления. Плановое ведение экономики в бывшем СССР потребовало развития статистической отчетности, централизации статистической работы, развития статистики как практического помощника в соц. строительстве и др.
В странах, базирующихся на частной собственности, развивался учет внутри фирм как средство управления, контроля и орудия конкурентной борьбы с соперниками, совершенствовались цензовая статистика, методы спец. статистических исследований и др.
Определенные работы в области статистики проводятся и в Республике Беларусь (об этом поговорим в других темах).
Статистическая наука будет развиваться и дальше.
Дисциплина "Статистика" является базовой для ряда дисциплин («Статистика промышленности», ТВ и «математическая статистика», «Технико-экономический анализ»), тесно связана с другими дисциплинами. Например, дисциплиной "Основы экономической теории", опираясь на статистические факты, формулируются законы развития экономики, уточняется и углубляется понимание и содержание экономических категорий, совершенствуется хозяйственный механизм. Базируясь на экономическую теорию статистика организует и проводит изучение экономических явлений, совершенствует статистическую методологию, систему статистических показателей.
Специфические черты имеет связь "Статистики" с самостоятельной математической дисциплиной "Теория вероятности и математическая статистика". Поскольку в статистических исследованиях накапливаются и обрабатываются большие массивы данных, в статистике весьма велика роль математических методов. Исходя из этого некоторые авторы склонны рассматривать стат. методы, как часть математических методов или частный случай их. Однако при этом выпускают из вида тот неоспоримый факт, что математика как наука рассматривает массовые явления в чисто количественном аспекте без учета их качественного содержания. Статистика количественные аспекты изучает в непрерывной связи с качественной определенностью явлений. Имеется и противоположный подход, когда в статистику, как составной элемент включается "Математическая статистика". "Статистика" использует также теоретические положения науки диалектики.
Предмет статистики
Как любая наука, статистика имеет свой предмет исследования и свои специфические методы. Предметом статистики служит количественная сторона массовых явлений любой области в неразрывной связи с их качественным содержанием. При этом количественное выражение закономерностей развития этих явлений осуществляется с учетом конкретных условий места и времени.
Череда изучаемых массовых явлений как предмета статистики с течением времени возрастает.
Предмет статистики (массовое явление любой области) отличается от предметов других наук тремя основными чертами:
1) массовый характер проявления изучаемого явления;
2) преимущественно количественное выражение изучаемых сторон (черт, параметров) массового явления;
3) проявление общей закономерности, свойственной явлению в целом, и наличие случайности в индивидуальных элементах.
Первый признак указывает на то, что в предмете статистики (в массовых явлениях) участвует множество качественно однородных индивидуальных элементов. Эти элементы сходны друг с другом в отношении изучаемого статистикой параметра (стороны) этого явления. Однако эти элементы обладают одновременно определенной независимостью друг от друга.
Например, процесс промышленного производства, как массовое явление протекает с участием множества промышленных предприятий, множества промышленных рабочих, под руководством множества ИТР. Предприятия сходны друг с другом в том, что они специально созданы и функционируют для ведения промышленного производства, рабочие сходны в том, что они заняты физическим трудом в этом производстве, инженеры сходны своей особой ролью в нем и наличием соответствующей квалификации.
В тоже время предприятия отличаются между собой размерами, уровнем технического оснащения, организацией производства и труда, составом работающих и т.д. Аналогично различаются между собой по соответствующим им свойствам рабочие и инженеры.
Эти массовые явления всегда представляют собой множество элементов (единиц), которые в определенном отношении однородны, но в других отношениях различаются между собой.
Вторая черта указывает на то, что предмет статистики характеризуется присущей этим явлениям количественной стороной: объемами, уровнями, количественными соотношениями и пропорциями, техническим развитием, существующих объективно, т.е. независимо от того, изучает статистика их или нет.
Количественные характеристики массовых явлений, которые статистика выражает цифрами, различаются и изменяются во времени. Численность и состав студентов в отдельных вузах неодинаковы, они изменяются в одном и том же вузе во времени.
Поэтому характерная особенность статистических данных (цифр) - конкретность, строгая определенность с точки зрения времени, места и объема исследуемых массовых явлений.
Третий признак указывает на то, что статистика изучает конкретный процесс развития массового явления в целом, во всем множестве его разнообразных форм и проявлений. Закономерности развития массового явления выявляются при изучении всей или достаточно большой массы элементов (случаев) проявления этого явления путем погашения свойственных ее единичным элементам случайности. Задачи статистики могут быть самыми разнообразными. В одних случаях эти закономерности могут быть выявлены статистикой. В других случаях перед статистикой может стоять задача количественного измерения проявлений уже известной теоретической закономерности, подтверждения их наличия.
Отсюда ясно, что характеристики индивидуальных элементов не могут быть полностью (иногда и вообще) выведены из характеристики других элементов. Например, численность, состав, структура рабочих или номенклатура и объем производимой продукции как характеристики некоторого промышленного предприятия не могут быть получены на основании аналогичных характеристик других предприятий. Однако исходя из закономерностей развития производства для однородных предприятий разрабатываются и применяются соответствующие нормы и нормативы (например, штатные расписания, нормы расхода материала).
В определенном смысле говоря о статистике приходится иметь в виду бесконечные ряды цифр, связанных в таблицы, изображенных на графиках, картограммах и т.д.
Однако статистика создает тот фундамент точных и бесспорных фактов, который необходим для и теоретических и практических целей. Данные статистики вскрывают новые факты, еще не изученные и не объясненные теоретически. Эти факты могут служить толчком для новых теоретических обобщений, для углубления и обогащения теории изучаемого явления.
В настоящее время статистические приемы и методы практически применяются в любой науке.