Геополитическое положение и административно-территориальное устройство Северо-Западного Федерального округа
В Северо-Западный федеральный округ входят 11 субъектов Российской Федерации: две республики — Карелия и Коми, пять областей — Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская и Ненецкий автономный округ. Центр СЗФО — город Санкт-Петербург Он граничит с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей, а также с Уральским, Приволжским и Центральным федеральными округами. СЗФО занимает всю территорию европейского Севера, имеет выход к Северному Ледовитому океану и Балтийскому морю. Здесь расположены все морские порты европейской части России, проходит Северный морской путь, важнейшие транспортные коридоры страны.
Северо-Западный регион обладает высоким промышленным потенциалом в таких областях, как судостроение, деревообработка, машиностроение.
Прямые контакты с мировым рынком и близость европейских государств, соседство с основными индустриально развитыми регионами во многом определяют многоплановую роль СЗФО как крупного поставщика сырья и промышленных товаров, топливно-энергетических ресурсов. Одновременно округ является импортёром разнообразной продукции, важным транзитным районом.
Обладая уникальным геополитическим положением, при котором пять субъектов Федерации имеют сухопутную, а три — морскую границу со странами Европейского союза, Северо-Западный федеральный округ активно развивает взаимодействие с приграничными государствами. Наиболее перспективными направлениями в этой области являются транспорт, туризм, телекоммуникации, энергетика, экология, а также различные виды гуманитарного сотрудничества.
"В силу своего геополитического положения Северо-Западный федеральный округ выполняет роль транспортного моста между Россией и Западом, являясь связующим звеном между крупнейшими мировыми рынками Центральной и Восточной Европы, странами Балтии и государствами СНГ. От уровня развития и эффективности работы транспортной системы Северо-Запада зависит конкурентоспособность транзитных маршрутов по России, возможность привлечения, как грузопотоков, так и сопровождающих их финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения экономического роста страны.
Северо-Западный федеральный округ имеет непосредственный выход на транспортные коммуникации развитых европейских стран и расположен на пути основных грузопотоков между Западной Европой и Восточной Азией.
В настоящее время на акваториях Северо-Западного федерального округа активно идут процессы освоения крупнейших шельфовых месторождений углеводородов, развития нефтеэкспортных портов и трубопроводных систем транспортировки газа. Суммарный поток только нефти через акватории Северо-Западного федерального округа при реализации проектов расширения транспортной инфраструктуры Баренцева и Балтийского морей может достичь 100 миллионов тонн в год. Освоение нефтепромыслов на севере округа предполагает значительное увеличение транспорта нефти морским путем: проектная мощность Варандейского терминала достигает 20 миллионов тонн в год, Разработка Приразломного месторождения обеспечит годовой поток нефти до 8 миллионов тонн в год.
Помимо расширения нефтяных портов Северо-Запада, реализуются проекты создания экспортной инфраструктуры других отраслей - угольных, лесных терминалов, минеральных удобрений и др. Однако сегодня основной проблемой развития являются морские и железнодорожные подходы. Страны Балтии на протяжении последних лет систематически вкладывали деньги в дноуглубительные работы. Мы же отстаем в этом вопросе от соседей.
13. Региональная политика России: цели, задачи.
Региональная политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.
Главные цели государственной региональной политики:
- создать во всех регионах равные политические и социально-экономические условия для реализации на их территории прав, установленных в Конституции России и федеральных законах;
-гарантировать получение всеми гражданами России минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты.
Реализация данных целей предполагает:
- создание в регионах благоприятной среды для установления новых экономических отношений и общехозяйственных условий, облегчающих функционирование субъектов хозяйствования различных типов собственности;
- формирование в регионах условий для реализации интересов территорий (как совокупных интересов проживающего населения);
- активное содействие местному самоуправлению;
- воссоздание (реконструкцию) полноценной межрегиональной инфраструктуры, способствующей становлению единого экономического пространства страны, эффективному территориальному разделению и интеграции общественного труда, развитию рыночных отношений;
- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное значение для России;
- оказание государственной поддержки депрессивным регионам.
Основными направлениями реализации региональной политики являются:
- формирование правовых основ федеративных отношений и местного самоуправления (что подразумевает перераспределение полномочий между федеральными органами, субъектами Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с реально выполняемыми ими функциями), а также практическое обеспечение конституционного принципа взаимного равноправия субъектов РФ;
- систематическая разработка прогнозов социально-экономического развития РФ и федеральных целевых программ;
- методическое и нормативное обеспечение деятельности органов государственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
- периодическое изменение административно-территориального деления страны - как отражения происходящих перемен в ее политическом и социально-экономическом развитии.